Творческий проект "Из истории костюма"

Разделы: Технология


Последовательность выполнения проекта.

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
  2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.
  3. Выявление основных требований к изделию.
  4. Исследование.
  5. Разработка идей.
  6. Анализ идей и выбор лучшего варианта.
  7. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.
  8. Последовательность изготовления изделия.
  9. Экономическое обоснование.
  10. Испытание изделия.
  11. Оформление проекта.
  12. Самооценка.

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Что такое мода?

Одни ответят: “мода – это пустая прихоть, увлечение бездельников”. Для других мода- профессия, ежедневная творческая работа.

Мода-с латинского языка мера, способ, образ действия. Для нас оно означает временное преобладание тех или иных вкусов.

Есть люди, которые заявляют, что не признают никакой моды; однако, как и все, они во что-то одеты, а это “что-то” принадлежит той или иной моде. Следовательно, можно “признавать” или “не признавать” моду, восторгаться или возмущаться ею, быть её творцом или рабом – но нельзя быть вне моды. Следовательно, мода есть явление с о ц и а л ь н о е, часть общественной жизни.

Мы говорим костюм, а каждый подразумевает разное - “одежда”, “платье”, “наряд”, “туалет”, “костюм” – неужели столько слов обозначают одно и тоже? И да, и нет. Среди людей, занимающихся историей костюма, моделированием, вопросами культуры одежды, принято употреблять название, термины в строго определенном смысле.

Понятие “одежда”- самое общее. Одежда- это всё, что надевается на тело. В этом же значении в литературе XIX века и ранее фигурирует “платье” – домашнее платье.

Слова “наряд”, “туалет” обычно обозначают то, что сейчас принято называть “ансамбль” (по- французски – вместе), или костюм для особого случая, тщательно подобранный по характеру составных частей, дополнений, украшений; по цвету, фактуре материалов.

“Гардероб” в первоначальном смысле “хранилище платья”; это и теперь значит “одежной шкаф”, “место для одежды”. Но гардеробом также называют весь набор одежды одного человека.

Наиболее важный термин – “костюм” (по-французски – одеяние); им обозначают устойчивые, типичные, общепринятые формы одежды для данного народа, сословия, эпохи.

Это свойство костюма особенно ярко проявляется на театральной сцене, в кинематографе.

По театральному костюму мы можем угадывать, в какой стране происходят события. В какую эпоху, в какой общественной среде, в какое время года. По костюму можно определить профессию человека. Городской он житель или сельский и многое другое.

Огромное многообразие одежд можно разделить на группы. Существуют разные типы классификации одежды: по сезону, назначению (работы, спорта, отдыха.) полу и возрасту человека, материалу, покрою, и другим характеристикам.

Национальные одежды, например, по покрою можно свести к нескольким видам. Одежды, надеваемые через голову (хитон, рубаха, сарафан), называются накладными; с разрезом с верху донизу (халат, жилет, плащ) – распашные. Различают одежды плечевые (указаны выше) и поясные (юбка, штаны); цельновыкраенные и отрезные по талии.

От этих видов одежды ведут свое происхождение все исторические и современные костюмы.

“Костюм на протяжении всей его многотысячелетней истории всегда был именно произведением искусства, …имеющем свои принципы художественной композиции, изменявшиеся в зависимости от эпохи со всеми её, иногда мало изученными, особенностями”.

(Мерцалова М.Н

Ежегодно на весенних каникулах по всем школам проводится выставка “Детского народного творчества”, где учителя технологии тоже принимают участие.

С учителем мы придумали предоставить на выставку куклы в костюмах различных эпох, т.е. показать наглядно как менялась мода в веках.

Определение конкретной задачи и ее формулировка

Куклы были распределены по девочкам, мне достался итальянский костюм XV-XVI века: моя задача - подготовить куклу к выставке.

Выявление основных требований к изделию.

Изделие должно как можно правдивее отображать моду того времени.

  • Соответствие ткани, цвета.
  • Нижняя одежда.
  • Верхнее платье.
  • Головной убор.
  • Обувь.

Исследование.

В эпоху возрождения (XIV-XVI вв.) моду диктовали итальянцы – питая слабость к театральным эффектам, они одевались во все самое красивое и дорогое. Плавные, укрупненные формы итальянского костюма соответствовали эстетике Ренессанса, утверждавший образ человека, исполненного величавой значимости. Женские платья с глубоким вырезом подчеркивали грудь, а ниспадающие тяжелыми складками просторные шелковые плащи были богато расшиты и сочетались с ювелирными украшениями. В костюме этого периода заметно также испанское влияние. Остановившись на выборе итальянского костюма XV-XVI века, мы поняли, что это один из красивейших и оригинальных исторических костюмов. Женское платье был довольно таки тяжелый наряд состоящий из набивного бархата, шелковых и парчовых тканей, иногда расшитых золотыми и серебряными нитями. Особое предпочтение знать отдавала красному цвету – он считался привилегией аристократии. Модными в то время стали разрезы в материале, через которые наружу выпускали рубашку или подкладку или можно увидеть собранные в буфы рукава. В XV веке носились чулки-штаны, в сырую погоду надевались башмаки на высоких подставках, ходить в такой обуви было неудобно. Ювелирные украшения были очень красивы, но самым оригинальным украшением которое ещё служило и опахалом – был веер. На голове дамы находился берет с красивыми длинными перьями. Каждая девочка в детстве мечтает о таком платье, поэтому мы решили воссоздать моду по векам.

Рассматривала много литературы, энциклопедии, иллюстрации к художественной литературе и нашли необходимый образ.

Ткань – льняные ткани для нижней одежды.

Бархат для верхней.

Цвета: яркие, контрастные.

Костюм: накладной, распашной, свободный, силуэт – овальный.

Нижнее белье: чулки из шелковой ткани, нижняя рубашка.

Нижняя одежда:

Нижнее платье: длинное, узкое с длинными узкими рукавами.

Верхнее платье – отрезное по талии;

Лиф – узкий с глубоким декольте.

Юбка – пышная на складках со шлейфом.

Рукав – длинный с буфами и разрезами (виден рукав нижнего платья).

Верхняя одежда: плащ на подкладке.

Головной убор: чепец и шляпки в виде тюрбана, вуаль.

Обувь: туфли на высоком деревянном каблуке, обтянутые дорого плотной тканью (сафьяном, парчой) или на мягкой подошве.

Дополнения: черные полумаски, кружевные носовые платки, перчатки, веер, подвесные к поясу сумочки.

Украшения: золотые цепочки вокруг талии.

Прически: простая, гладкая, бреют волосы надо лбом и на затылке, выщипывают брови.

Косметика: белила, румяна, эссенция для высвечивания волос.

Разработка идей.

Список литературы.

  1. С.Ханус “Как шить?”- Москва, 1991 г.
  2. Л.П.Шерстнева, А.П.Рогова “Проектирование и производство женского платья” – Москва, 1983 г.
  3. Л.Роуланд-УОРН “Костюм” Лондон – Нью- Йорк-Штутгарт-Москва. 2007 г.
  4. Р.И.Егорова,В.П.Монастырная “Учись шить”- Москва “Просвещение” 1987 г.
  5. М. Скопцова “Технология” – Ростов на Дону “Феникс” 2001 г.

Презентация

Приложение (чертежи)