"Сказка о красках"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.

Оборудование: на центральной стене нарисована страна “Рисовандия” с изображенными на ней городами “Музыкальный”, “Литературный” и “Пейзажный”.

Репродукции картин: “Март” И.И.Левитан, “Подснежники” А.М. Грицай.

Грамзаписи: цикл “Времена года” П.И.Чайковский.

Песни: “Дети любят рисовать” музыка В. Шаинского, “Солнечная капель” музыка С. Соснина.

Ход урока

Учитель: Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну “Рисовандию”. Вы знаете, что это за страна? В этой стране живут сказочные волшебники, по улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнышко, все вокруг переливается! Но вдруг грянул гром и пошел дождь. (Ученица играет на фортепиано пьесу).

Порой во время дождя, если прислушаться к его звукам, кажется, что у всех вещей есть голоса, все вещи разговаривают. И ваши краски тоже. Хотите послушать о чем они говорят?

Сценка “Разговор красок” (исполняют ребята в цветных шапочках)

Красная:

Я - самая старшая, красная краска.
Довольно, уймитесь, закончились сказки.
Меня вы должны уважать и беречь,
Не то прикажу я огонь здесь разжечь!
И красное пламя сильней разгорится,
В горящие угли все здесь превратится!

Оранжевая:

Есть мнение другое - хочу я заметить.
Оранжевый цвет самый лучший на свете!
Ведь все апельсины зимою и летом
Горят самым ярким, оранжевым цветом!

Желтая:

Ах, не спорьте! Ах, постойте!
Желтый - самый лучший цвет!
В нем тепло земли найдете,
Солнца желтого привет!

Зеленый:

В спор вступаю без опаски,
Лучше нет зеленой краски!
Ишь, придумали, ну как же,
Не спросили меня даже!
Цвет зеленый есть у кленов,
Цвет зеленый у травы!
Самый главный цвет - зеленый,
Спорить нечего, увы!

Голубая:

Трудно спорить мне с тобой.
Но главный цвет все ж голубой!
Посмотри, какое небо?
Видишь, голубого цвета.

Синяя:

Ну, уж нет, скажи на милость,
Вот персона объявилась!
Главный все же синий цвет,
Почему - даю ответ.
Спорить нет большой нужды –
Синий - это цвет воды!

Фиолетовая:

Стойте, стойте, погодите,
Вам подумать я советую,
Самый нежный и загадочный –
Цвет фиалок - фиолетовый.

Учитель:

Ой, ой, ой, как раскричались,
Только что ж вы замолчали?
Ах, устали? Так и быть,
Я готова вас примирить!
Все по росту здесь вставайте
Да места запоминайте!
Фразу я сейчас скажу,
Каждому место укажу!

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. (Краски на каждое сказанное слово встают по порядку.)

Как только вы, краски, послушными стали,

Все вместе вы радугу нарисовали.

Исполняют песню “Дети любят рисовать” музыка В. Шаинского

Учитель: Ребята, сегодня на уроке у нас будет работать настоящий художник, который будет рисовать музыку. Он попробует изобразить музыку в красках. Саша еще раз проиграет для нашего художника произведение, чтобы он смог представить себе картину природы, выбрать нужные краски. (Играет.) Во время нашего путешествия мы сделаем несколько остановок. Итак, в путь.

(Песня “Мы едем, едем, едем... ”)

Первая остановка - город “Пейзажный”. Несомненно, прямое предназначение красок - является рисование. С помощью красок художник передает тот или иной образ. Раз у нас сегодня на дворе весна, то будем рассматривать картины с весенним пейзажем. Рассматриваем картины. Что изображено? Какое время года? Почему? Какие преобладают краски? и т.д. Как вы думаете, бывают ли поющие картины? Можно ли услышать музыку, глядя на картину? Что вы слышите, глядя на эти картины? (Обсуждение)

Ну а сейчас отправляемся дальше в путь.

(Песня “Мы едем, едем, едем... ”)

Следующая остановка город “Литературный”. Художники с помощью красок изображают образы природы, а писатели и литераторы с помощью слова рисуют картины природы. Сейчас мы послушаем, как одно и тоже время года рисуют в своих поэтических строках поэты. (Слушаем стихи в грамзаписи Баратынский “Весна, весна!”)

Скажите, смог ли писатель подобрать нужные краски-слова в изображении весеннего пейзажа? Смогли вы представить картины природы, слушая эти стихи?

Мы прослушали с вами два стихотворения. А теперь давайте с вами попробуем связать стихи с картинами, которые мы с вами просмотрели. Как вы думаете, какое стихотворение подходит к той или иной картине?

Я знаю, что вы сами приготовили стихи о весне. Давайте мы послушаем ребят и попробуем “нарисовать” в нашем воображении картины природы. (Дети читают стихи)

“Весна” И.Никитин

Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются,
День-деньской от зари до зари!

“Вот уж снег последний в поле тает...” А.Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет...
Ну что ж, отправляемся дальше. (Песня)

И последняя наша остановка, это - город “Музыкальный”. Как вы думаете, как этот город оказался в стране “Рисовандии”? Конечно, потому что музыка тоже может рисовать только с помощью звуков, нот. И у музыки есть тоже краски. Это лад, динамика и т.д. Чаще всего в этом городе бывают поэты. А почему? Чтобы написать на их стихи музыку и получится песня. Ведь песня это – Стихи + Музыка. Чтобы стихи были более образнее и ярче, нужны музыкальные краски. (Песня “Солнечная капель”)

Музыка тоже живописна и может рисовать в нашем воображении различные картины. Давайте вернемся к нашему художнику и посмотрим, что он нарисовал. (Разбор рисунка, какие краски выбрал, почему?)

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы выделяется цикл П.Чайковского “Времена года”. Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причем этот образ чаще всего передан через пейзаж. Тема времен года, их изображение в природе – основа содержания этого произведения. Каждая пьеса начинается с поэтического эпиграфа из русской поэзии. Это еще раз подтверждает то, что музыка, литература и ИЗО очень тесно связанны между собой. Музыка Чайковского живописна. Сегодня мы послушаем произведение из этого цикла, это будет месяц “Апрель” и произведение называется “Подснежник”. Композитор не случайно взял образ этого цветка. Он тонко почувствовал состояние этого цветка. Как вы думаете, почему именно подснежник, а не другой цветок? А какой он, этот цветок? Какого он цвета?

Это хрупкий, нежный, самый первый цветок, который прокладывает дорогу процветанию всей природы. Он самый первый, кто просыпается от зимней спячки. Это цветок – символ весны. Сейчас мы с вами послушаем стихотворение, посвященное этому цветку.

В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
“Я вижу погода тепла и ясна.
Скажите, ведь правда, что это весна?”

А сейчас мы с вами послушаем произведение “Апрель”, но при этом будем рассматривать картину, которая тоже называется “Подснежники”. А перед прослушиванием я хочу еще раз настроить вас на прослушивание и просмотр картины. Я прочитаю вам стихотворение А. Майкова.

Голубенький, чистый,
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...

(Слушаем “Апрель” и рассматриваем картину “Подснежники)

Учитель: Скажите, ребята, подходит ли картина к этой музыке? Смог ли композитор с помощью музыкальных красок нарисовать картину природы? Конечно, в этой музыке так и слышится, как первый весенний цветок появляется на свет...

Домашнее задание: Необходимо нарисовать свою картину природы, которую вы представили себе, слушая это произведение. И сочинить рассказ, стихи.