План занятия:
- Приветствие.
- Постановка целей.
- Повторение теоретического материала (устная работа).
- Выполнение практических заданий с использованием математических и информационных навыков.
- Презентация проектной работы (выступление учащихся).
- Подведение итогов занятия.
Материалы к занятию
Цели:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся, полученных при изучении темы ЭК “Арифметические операции в позиционных системах счисления”.
- Развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; расширять кругозор и развивать логическое мышление учащихся в области информатики.
- Повышать уровень информационной культуры десятиклассников.
Задачи:
- Закрепить умения решать задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую, производить арифметические операции над числами.
- Развивать логическое мышление учащихся посредством выполнения занимательных задач.
- Совершенствовать умение рационально использовать время и быстро ориентироваться в обстановке.
Тип занятия:
Систематизация и обобщение изученного материала.
Формы и методы:
- Фронтальная, групповая, индивидуальная;
- Вербальный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Постановка целей
(Учитель математики (УМ) озвучивает на слайдах (Приложение 1).
3. Повторение теоретического материала.
(Вопросы появляются постепенно на экране)
- Что такое система счисления?
(Это способ записи чисел)
- Какие системы счисления вам известны?
(Непозиционная и позиционная)
- Какую систему счисления можно назвать непозиционной?
(У которой количественный эквивалент (“вес”) цифры не зависит от ее места положения в записи числа)
- (римская – VVV- 15 в десятичной системе счисления, использовались одинаковые цифры-V)
- (унарная, единичная – черточки, или насечки)),
- древнеегипетская;
- алфавитная (славянская, ионийская (греческая), финикийская и др.)
Их недостатки?
- в записи больших чисел участвует большое количество цифр,
- неудобно выполнять арифметические действия,
- невозможно представлять отрицательные и дробные числа.
- Какие системы счисления называются позиционными? Приведите примеры.
(Это системы, в которых значение каждой цифры в изображении числа зависит от ее положения (позиции) в ряду других чисел, изображающих число.
Достоинства позиционных систем счисления:
- простота выполнения арифметических операций;
- ограниченное количество символов, необходимых для записи числа;
- удобна для механического представления чисел (счеты).
- Что такое алфавит системы счисления?
(Это символы, участвующие в записи числа)
- В какой системе счисления могут быть записаны числа?
2007, 10101, 343434, F12A ?
4. Выполнение практических заданий с использованием математических и информационных навыков.
При выполнении арифметических операций в разных системах счисления вам приходилось переводить числа из одной – в другую. Вспомните, как это делается, и переведите числа в указанную систему счисления используя математические навыки в тетрадях:
а) 173—> а8 (173=2558)
б) 173—>а16 (173=АД16)
в) 100012—>а5 (100012=325)
г) 11012—>а10 (11012 = 13)
д) 101,12—>а10 (101,12=5,5)
е) В коробке лежит 318 шар. Среди них 128 красных и 178 желтых. Докажите, что здесь нет ошибки.
Доказательство:
318 = 2510
128 =1010
178 = 1510 ч.т.д.
ж) В олимпиаде участвовало 13 девочек и 54 мальчика, а всего 100 человек. В какой системе записаны сведения?
Решение:
13х + 54х = 100х
1•х1 + 3•х0 + 5•х1 + 4•х0=1•х2+0•х1+0•х0
Х +3+5х+4=х2
Х2-6х-7=0
Х1=-1, х2=7
Следовательно, сведения об олимпиаде были поданы в 7-ричной системе счисления.
з) Задача на сравнение чисел в разных системах счисления.
Какое из чисел 1100112, 1114, 1В16 является наибольшим, наименьшим?
1100112 –наибольшее,
1114 – наименьшее.
Выполняется самостоятельно в тетрадях, правильное решение воспроизводится на доске.
УМ. Сейчас мы еще раз убедились, на сколько это трудоемкий процесс с использованием только математических навыков.
УИ. Для вычисления количества информации, перевода чисел из одной системы счисления в другую и проведения вычислений в различных системах счисления можно использовать приложения, которые обычно называются научными или инженерными калькуляторами.
Какое стандартное приложение входит в состав операционной системы Windows? (Калькулятор)
Существуют также самостоятельные приложения такого назначения. Одним из наиболее удачных является Wise Calculator (умный калькулятор), который позволяет не только производить вычисления в десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления, но и определять значения логических выражений, осуществлять перевод из одних единиц измерения в другие, строить графики и т.д. Воспользуемся этим приложением для вычислений.
Какой системой счисления мы пользуемся при работе на компьютере? Почему?
Выполняются тренировочные упражнения на компьютере.
Вычислить: 128?6416.
1. Запустить Wise Calculator и ввести команду
[Tools – Multi-Base Calculator].
2. Задача на сравнение чисел в разных системах счисления.
Какое из чисел 1100112, 1118, 1В16 является наибольшим, наименьшим?
Ответ: 1В16 < 1100112 < 1118.
После тренировочных упражнений учащимся предлагается решить задачи:
- В классе 11112 девочек и 10102 мальчиков. Сколько учеников в классе? (Ответ: 25 учеников).
- В бумаге чудака-математика была найдена его биография. Начиналась она следующими удивительными словами: “Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100 летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц”.
Чем объяснить странные противоречия в числах приведенной биографии? Переведите эту биографию в десятичную систему счисления.
5. Презентация проектной работы (выступление учащихся).
УМ В заключение занятия презентация проектной работы на тему “Из истории развития систем счисления” (Приложение 2).