Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа

Разделы: Общепедагогические технологии


В образовательных стандартах ССУЗ значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения.

При этом возникает проблема овладения специалистом новыми информационными технологиями – важнейшего в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры. Проблема активизации познавательной деятельности представлена на <рисунке 1>.

Необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы каждый студент имел возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам, предметам на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей Предоставление свободы выбора студентам полезно, потому что способствует формированию профессиональной готовности, заключается в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в профессиональной деятельности и самообразовании; квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи; видеть, самостоятельно строить и корректировать профессиональную деятельность; ориентироваться в многообразии учебных программ, пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной ситуации; осуществлять саморефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности. Предоставление свободы выбора важно, так как способствует развитию активности личности в учебном процессе, формированию познавательных интересов, креативных способностей, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.

Свобода выбора не предполагает дилеммы между <<делать>> или <<не делать>>, а предполагает выбирать варианты изучения содержания, разнообразие форм учебных занятий и контроля, методов и приемов обучения, которые создают образовательное пространство; свобода выбора - это возможность выбирать наиболее личностно значимые и существенные для студента в данный отрезок времени задания, <рисунок 2.>

Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.

Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.

Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

  • доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
  • наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;
  • звуковое сопровождение лекций;
  • наличие интерактивных заданий;
  • анимированные примеры решения задач;
  • возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.

Пример кейса по дисциплине "Архитектура ЭВМ и вычислительных систем" специальностей группы 230 000 в соответствии с классификатором среднего профессионального образования представлен <на рисунке 3.>

Наша задача состоит в разработке технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор или разработка технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели и следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей структуры:

Необходимо помнить, что выбор технологии зависит от ряда факторов:

  • приоритетности целей образования;
  • специфики содержания обучения;
  • состава студентов и их количества;
  • уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды, <рисунок 4.>

Разработка технологии обучения преподавателем- это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически- это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от преподавателя дополнительных усилий.

Тема урока: Устройство компьютера

Оборудование и дидактический материал:

  • Компьютеры;
  • Локальная сеть;
  • Сеть Internet;
  • Мультимедиа-проектор;
  • Экран;
  • Кейс по дисциплине “Архитектура ЭВМ и вычислительных систем”;
  • Программа контроля знаний Net-колледж.

Раздаточный материал:

  • Рабочая тетрадь по дисциплине “Архитектура ЭВМ”

 Цели урока:

Познавательные:

  • Актуализация знаний об устройстве компьютера, знакомство с историей развития компьютера и принципами построения: принцип открытой архитектуры и принципы фон-Неймана;
  • Уметь применять полученные знания на практике, при выполнении заданий.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, самостоятельность в решении учебных проблем;
  • Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;
  • Развивать навыки работы с обучающими компьютерными программами;
  • Развивать у учащихся умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее.

Воспитательные:

  • Формировать у студентов собственное отношение к изучаемому материалу, к своей значимости в образовательном процессе.
  • Воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели.

Тип урока: Комбинированный, изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей у студентов:

  • принимать на себя ответственность за получаемое образование;
  • выбирать собственную траекторию образования;
  • получение и обработка информации;
  • использование отдельных частей заданий и связывание воедино.

После изучения этой темы учащиеся смогут:

  • Давать определения и понятия отдельным устройствам компьютера;
  • Определять параметры компьютера;
  • Соблюдать правила работы на компьютере, в коллективе;
  • Пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;
  • Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания;
  • Самостоятельно работать с обучающими компьютерными программами и программами контроля знаний.

Технологическая карта занятия

№ п\п

Ход урока

Время

Вид

деятельности

Примечание

1 урок

1

Организационный момент

2 мин

   

2

Актуализация занятия

4 мин

Слово учителя  

3

Путешествие в мир компьютера

6 мин

Разгадывание кроссворда Обсуждение итогов самостоятельной работы

4

Принципы построения компьютера

6 мин

Просмотр презентации Комментарии преподавателя, выбор ключевых моментов и отображение их в рабочей тетради

5

Устройство компьютера

14 мин

Просмотр видеороликов (8 видеороликов), <рисунок 5.> После просмотра каждого видеоролика обсуждение, и пометки в рабочей тетради

6

Устные упражнения

5 мин

Решение задачи Сборник задач из кейса, <рисунок 9.>

7

Практическое задание

4 мин

Разгадывание ребуса

Ребус представлен в рабочей тетради

8

Работа с глоссарием

4 мин

Самостоятельно выписать определения

Определения должны иметь так же английское название

2 урок

8

Самостоятельная работа с обучающей программой

16 мин

работа с обучающими компьютерными программами В режиме обучения, <рисунок 7>

<рисунок 8>

9

Мотивация изучения нового материала

6 мин

Работа в сети Internet по ссылкам из кейса <рисунок 10>

10

Тест

10 мин

Работа с программой контроля знаний

В режиме экзамена, <рисунок 11>

<рисунок 6>

11

Выбор творческого задания к следующему уроку

4 мин

Из кейса

Задание для самостоятельной работы

12

Подбор литературы

4 мин

Работа с программой ARM-Irbis

 

13

Оценка знаний

2 мин

Просмотр программы Net-колледж Электронный журнал

14

Итоги урока, заключительная часть

3 мин

Слово учителя Обобщение материала урока