В образовательных стандартах ССУЗ значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу студентов. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения.
При этом возникает проблема овладения специалистом новыми информационными технологиями – важнейшего в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры. Проблема активизации познавательной деятельности представлена на <рисунке 1>.
Необходимо организовать самостоятельную работу таким образом, чтобы каждый студент имел возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам, предметам на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей Предоставление свободы выбора студентам полезно, потому что способствует формированию профессиональной готовности, заключается в готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в профессиональной деятельности и самообразовании; квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи; видеть, самостоятельно строить и корректировать профессиональную деятельность; ориентироваться в многообразии учебных программ, пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной ситуации; осуществлять саморефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности. Предоставление свободы выбора важно, так как способствует развитию активности личности в учебном процессе, формированию познавательных интересов, креативных способностей, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Свобода выбора не предполагает дилеммы между <<делать>> или <<не делать>>, а предполагает выбирать варианты изучения содержания, разнообразие форм учебных занятий и контроля, методов и приемов обучения, которые создают образовательное пространство; свобода выбора - это возможность выбирать наиболее личностно значимые и существенные для студента в данный отрезок времени задания, <рисунок 2.>
Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видеокурс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий, лабораторных работ.
Технологии этой группы используют компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения.
Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:
- доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
- наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;
- звуковое сопровождение лекций;
- наличие интерактивных заданий;
- анимированные примеры решения задач;
- возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.
Пример кейса по дисциплине "Архитектура ЭВМ и вычислительных систем" специальностей группы 230 000 в соответствии с классификатором среднего профессионального образования представлен <на рисунке 3.>
Наша задача состоит в разработке технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании. Выбор или разработка технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется преподавателем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели и следовательно порядок разработки можно представить в виде следующей структуры:
Необходимо помнить, что выбор технологии зависит от ряда факторов:
- приоритетности целей образования;
- специфики содержания обучения;
- состава студентов и их количества;
- уровня технической оснащенности учебного процесса, создания единой образовательной среды, <рисунок 4.>
Разработка технологии обучения преподавателем- это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя, практически- это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которая требует от преподавателя дополнительных усилий.
Тема урока: Устройство компьютера
Оборудование и дидактический материал:
- Компьютеры;
- Локальная сеть;
- Сеть Internet;
- Мультимедиа-проектор;
- Экран;
- Кейс по дисциплине “Архитектура ЭВМ и вычислительных систем”;
- Программа контроля знаний Net-колледж.
Раздаточный материал:
- Рабочая тетрадь по дисциплине “Архитектура ЭВМ”
Цели урока:
Познавательные:
- Актуализация знаний об устройстве компьютера, знакомство с историей развития компьютера и принципами построения: принцип открытой архитектуры и принципы фон-Неймана;
- Уметь применять полученные знания на практике, при выполнении заданий.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, самостоятельность в решении учебных проблем;
- Развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;
- Развивать навыки работы с обучающими компьютерными программами;
- Развивать у учащихся умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее.
Воспитательные:
- Формировать у студентов собственное отношение к изучаемому материалу, к своей значимости в образовательном процессе.
- Воспитывать настойчивость, упорство в достижении цели.
Тип урока: Комбинированный, изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Планируемые результаты:
В процессе освоения темы предлагается формирование следующих компетентностей у студентов:
- принимать на себя ответственность за получаемое образование;
- выбирать собственную траекторию образования;
- получение и обработка информации;
- использование отдельных частей заданий и связывание воедино.
После изучения этой темы учащиеся смогут:
- Давать определения и понятия отдельным устройствам компьютера;
- Определять параметры компьютера;
- Соблюдать правила работы на компьютере, в коллективе;
- Пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы;
- Самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания;
- Самостоятельно работать с обучающими компьютерными программами и программами контроля знаний.
Технологическая карта занятия
№ п\п |
Ход урока |
Время |
Вид деятельности |
Примечание |
1 урок |
||||
1 |
Организационный момент | 2 мин |
||
2 |
Актуализация занятия | 4 мин |
Слово учителя | |
3 |
Путешествие в мир компьютера | 6 мин |
Разгадывание кроссворда | Обсуждение итогов самостоятельной работы |
4 |
Принципы построения компьютера | 6 мин |
Просмотр презентации | Комментарии преподавателя, выбор ключевых моментов и отображение их в рабочей тетради |
5 |
Устройство компьютера | 14 мин |
Просмотр видеороликов (8 видеороликов), <рисунок 5.> | После просмотра каждого видеоролика обсуждение, и пометки в рабочей тетради |
6 |
Устные упражнения | 5 мин |
Решение задачи | Сборник задач из кейса, <рисунок 9.> |
7 |
Практическое задание | 4 мин |
Разгадывание ребуса |
Ребус представлен в рабочей тетради |
8 |
Работа с глоссарием | 4 мин |
Самостоятельно выписать определения |
Определения должны иметь так же английское название |
2 урок |
||||
8 |
Самостоятельная работа с обучающей программой | 16 мин |
работа с обучающими компьютерными программами | В режиме обучения, <рисунок 7> |
9 |
Мотивация изучения нового материала | 6 мин |
Работа в сети Internet по ссылкам из кейса | <рисунок 10> |
10 |
Тест | 10 мин |
Работа с программой контроля знаний |
В режиме экзамена, <рисунок 11> |
11 |
Выбор творческого задания к следующему уроку | 4 мин |
Из кейса |
Задание для самостоятельной работы |
12 |
Подбор литературы | 4 мин |
Работа с программой ARM-Irbis |
|
13 |
Оценка знаний | 2 мин |
Просмотр программы Net-колледж | Электронный журнал |
14 |
Итоги урока, заключительная часть | 3 мин |
Слово учителя | Обобщение материала урока |