Тема. Я живу на Югорской земле.
Цели:
- Дать общее представление об основных занятиях коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа, их быте, месте проживания.
- Посредством иллюстративного материала расширить кругозор и пополнить словарный запас второклассников.
- Воспитывать чувство уважения к народам крайнего севера, к тайге и её обитателям.
- Прививать интерес к изучению истории народов ханты и манси.
Задача: формировать основу краеведческих знаний о Югре как исторической Родине ханты и манси.
Оборудование:
- карта Ханты-Мансийского автономного округа;
- магнитофон, фонограмма с голосами птиц;
- костюмы зайца, лисы, национальной верхней одежды мужчин ханты, лесной нимфы;
- иллюстрации ели, сосны, пихты, кедра, берёзы, лабаза, чума;
- рисунки ножа охотничьего, колчана с копьями и стрелами, нарт, лодки-долбленки;
- тексты с ребусами и кроссвордами, карточки с наименованиями заповедных мест округа;
- интерактивная доска.
I. Введение
Все присутствующие дети делятся на команды. Звучит музыка леса. Дети надевают заранее приготовленные короны с изображением ягод клюквы, морошки, черники, голубики. Выходит ведущая в костюме лесной нимфы.
Ведущая:
Во лесу – грибы, во мху – ягоды.
Хорошую ягодку издалека берут.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Выбегает лисёнок, навстречу – заяц с лукошком ягод.
Лисенок: Что это у тебя в корзинке?
Заяц: Клюква!
Лисенок: Фу! Кислятина!
Заяц: Сам ты кислятина. Клюкву называют
чудо-ягодкой . Она питает и лечит . Ты знаешь, что в
ней много витаминов.
Лисенок: Нет.
Заяц: Эх ты, а еще в лесу живешь. Клюкву
едят птицы. Мишка косолапый не прочь отведать
этой ягоды. Да и куница с белкой туда прибегают.
Лисенок: А куда «туда»?
Заяц: Что «куда туда»?
Лисенок: Куда за ягодой-то прибегают?
Заяц (показывает в сторону болота):
Да на болото. Её там видимо-невидимо!
Лисенок: А я и смотрю, что мох на болоте
подрумяниваться стал, но не знал, что это клюква.
Послушай, но ведь скоро зима. Ягоду засыплет
снегом и она погибнет.
Заяц: Ничего с ней не будет. Она
снега не боится. Приходи весной на болото,
отведаешь перезимовавшей клюквы. Посмотришь, как
лежат на моховых кочках ягодки и друг на друга
любуются.
Звери уходят.
II. Основная часть
Ведущая: Сегодня мы совершим интересное путешествие в страну ханты и манси. Отгадайте загадку: Не море, не земля – корабли не плывут и ходить нельзя. (Болото).
Появляется изображение болота на экране.
Ведущая:Какие ягоды поспевают на болоте?
Каждая команда получает конверт с заданием: заполнить кроссворд (cм. Приложение 1). Дети называют те ягоды, которые растут па болоте.
Ведущая: А теперь еще одна загадка:
Весной веселит.
Голосами птиц говорит.
Летом холодит. Комарами звенит.
Осенью дарами одаряет,
Грибами и ягодами угощает.
Зимой согревает,
От вьюги , снега защищает.
Хором: Лес.
Появляется изображение леса.
Ведущая: Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего – хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут пихты и ели. У них густая крона, которая плохо пропускает солнечные лучи. Поэтому в таких лесах темно и сыро. А леса, в которых растут сосны и лиственницы, светлые, сухие, потому что через кроны этих деревьев солнечные лучи проходят свободно. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная – бор.
Задание каждой команде:
– Как называются леса, где добывают кедровые
орехи? (Кедрач)
– Леса, в которых растут пихты? (Пихтач)
– Леса, в которых растут берёзы? (Березняк)
– Дикий густой хвойный лес? (Тайга)
– Сосновый лес? (Бор)
Появляются иллюстрации с изображениями кедра, пихты, берёзы, сосны, тайги.
Ведущая:Кроме деревьев, лес богат кустарниками и травянистыми растениями. Назовите их.
Каждая команда называет по 2–3 вида.
Ведущая: А кто обитает в лесу? Кто делает лес веселым и интересным? Расставьте названия птиц в стихотворении так, чтобы оно рифмовалось.
– Угадайте, какие это птицы? (Вороны, воробьи,
синицы).
– Названия птиц, которые играют в прятки. (Тетерева,
глухари, куропатки)
– Птицы тоже прячутся ловко. (Соловьи,
свиристели, камышовки)
Ведущая:Какие из них промысловые? А каких промысловых зверей вы знаете?
ВЫВОД. Лес – это богатство. Лес приносит человеку пользу. Вырубленные леса сажают заново. Создают заповедники – места, где нельзя рубить деревья. В нашем округе заповедными местами являются «Малая Сосьва», «Юганский», «Сорумский», «Верхне-Кондинский», «Заказник Вогулка», «Кондинские озера», «Верхне-Вахский заказник», «Шадринские кедровники».
На карте округа зажигаются огни. Там, где расположены заповедники или заказники отмечаются флажками со знаком:
Входит ученик в одежде охотника.
– Пася олен!
– Здравствуйте!
Всех людей мы называем ханты.
Ханты – русский, немец и узбек.
Потому что слово ханты
В переводе значит – человек.
– Ребята, чем занимаются ханты и манси? Назовите орудия их охоты.
Появляются изображения рисунков с элементами промысла: нож, колчан , копья, нарты, лодка-долбленка.
Ханты:А если правильно разгадаете головоломку, то узнаете название построек.
Л а А м Б б А а 3
Дети отгадывают слова: чум, лабаз, амбар.
Появляются изображения хантыйского селения. Ханты благодарит детей и уходит.
III. Заключение
Ведущая:Сегодня много полезного и
интересного узнали о земле Югорской. Давайте все
вместе своими руками создадим этот
замечательный уголок.
Звучит мелодия на тему «Север крайний». Дети
вырезают фигурки оленя, ели, чума, лабаза и
создают большую аппликацию хантыйского селения.