Тип урока: урок рефлексии
Цели:
- Обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
- Совершенствовать умения решать задачи на все виды движения.
- Развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации)
- Формировать способность к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
Технологическая карта урока (Приложение 2)
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности
– Ребята, вспомните, что изучали на предыдущих уроках, какие открытия совершали, что хорошо удавалось, какие возникали трудности? Мысленно пожелайте себе удачи и веры в свои силы.
II. Актуализация знаний.
1. Устный счёт. (Приложение 1. Слайд 1)
(Запись ответов встрочку в тетради)
- Скорость распространения звука в воздухе 300 м/с. После вспышки молнии Света услышала гром через 5 секунд. На каком расстоянии от неё ударила молния? (1500 м)
- Автомобиль за 7 ч проехал 630 км. Какое расстояние он проедет за 5 ч? (450 км)
- Расстояние от Бреста до Киева 600 км. Поезд проехал 4/6 этого расстояния. Сколько км проехал поезд? (400 км)
- Всадник проскакал на лошади 90 м за 30 секунд. Сколько м проскачет всадник за 1 минуту? (180 м)
- Путешественник прошёл 20% всего пути, что составляет 80 км. Каков весь путь путешественника? (400 км)
- Самолёт пролетел расстояние 3000 км. Какое расстояние пролетит за это же время вертолёт, если его скорость в 2 раза меньше? (1500 км)
- Миша пробежал 8 кругов со скоростью 200 м/мин. Сколько времени он бежал, если длина круга 400 м? (16 мин)
- Расстояние между двумя городами 900 км. Автобус проехал 40% этого расстояния. Сколько км проехал автобус? (360 км)
2. Самопроверка. (Слайд 1)
– Замените числа буквами.
III. Самостоятельное формулирование темы урока, учебной задачи
– Когда встречаемся с этой величиной? (При
решении задач на движение)
– Сформулируйте тему нашего урока. («Решение
задач на одновременное движение всех видов»)(Слайд
2)
– Чему будем учится на этом уроке?
IV. Локализация затруднений
– Какие трудности вы испытывали при решении задач на движение?
- Путали формулы нахождения скорости сближения, удаления.
- Неверно чертили схемы.
- Не обращали внимание на вид движения.
– Составьте план действий при решении задач на одновременное движение.
(На доску прикрепляются карточки. См. Приложение 3)
- Определить вид движения.
- Выбрать схему.
- Вспомнить формулы скорости сближения, удаления, одновременного движения.
V. Построение проекта выхода из затруднений.
1. Обобщающая беседа
- Как называется расстояние, на которое сближаются движущиеся объекты за единицу времени? (слайд 3)
- Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени? (слайд 4)
- Какие виды движения вы знаете? Нарисуйте схемы. (слайд 5)
- Запишите формулу скорости сближения для встречного движения и движения вдогонку. (слайд 6)
Запишите формулу нахождения первоначального
расстояния для встречного движения и для
движения вдогонку. (слайд 6)
На что необходимо обращать внимание при работе с
этой формулой?
Запишите формулу скорости удаления для движения
в противоположных направлениях и для движения с
отставанием. (слайд 7)
2. Самопроверка (слайд 8)
- Что происходит с расстоянием между движущимися
объектами при встречном движении и при движении
вдогонку? (слайд 9)
На сколько уменьшается это расстояние за единицу времени?
- Что происходит с расстоянием между движущимися
объектами при движении в противоположных
направлениях и при движении с отставанием? (слайд
10)
На сколько увеличится это расстояние за единицу времени?
- В каких случаях произойдёт встреча? (слайд 11)
3. Работа с учебником (с. 117)
4. Чтение вывода на стр 117.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задача № 2
- Чтение текста задачи.
- Выбор схемы (слайд 12)
- Самостоятельное решение задачи
- Самопроверка (слайд 13)
- Оценка своей работы.
Задача № 3
- Чтение текста задачи.
- Выбор схемы (слайд 14)
- Комментированное решение задачи двумя способами
Задача № 4
- Чтение текста задачи.
- Выбор схемы. (слайд 15)
- Выбор выражения к задаче.
- Объяснение ошибок в других выражениях.
Задача № 5 – домашнее задание
VII. Включение в систему знаний
1. Блиц-турнир(стр. 118 № 6)
- Самопроверка по эталону (слайд 16)
- Самооценка результатов
- Чем похожи задачи?
- Какая задача отличается от остальных
2. Решение задачи на смекалку. (слайд 17)
Из двух пунктов, расстояние между которыми 3 км, вышли навстречу друг другу два пешехода . Скорость одного из них 4 км/ч, а скорость другого 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через один час?
3. Закрепление.
– На что нужно обращать внимание при решении задач на одновременное движение всех видов?
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. (слайд 18)