Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков.
25-30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости.
Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, не уверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости.
Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Можно выделить несколько направлений, по которым проектируется индивидуальное обучение:
- Развитие эмоционально-чувственной сферы за счет создания условий для изучения программного материала, при которых учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации. Это может быть ситуация научного поиска при организации проблемного обучения или исследовательской деятельности.
- Развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира. Подобная деятельность предполагает использование изобразительных средств, музыки, драматизации и т.д.
- Развитие рефлексии, понимаемой как обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту - мышления, деятельности, переживаний и т.д. Ученику предстоит осознать, как и почему он так делал, думал, чувствовал.
- Развитие коммуникативных умений, связанных не просто с передачей действий или знаний, но и с описанием словами собственных ощущений.
Проанализировав применяемые методы и формы организации познавательной
деятельности в школе, можно сделать выводы, что наиболее целесообразными с точки зрения осуществления индивидуализации обучения являются те, которые используются в системе развивающего обучения. Понятие “развивающее обучение” включает соотношение обучения и развития. Обучение, опираясь не столько на созревшие функции (акт развития), сколько на те, которые ещё созревают, двигает вперёд развитие. Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон - внимания, памяти, воображения и т.д., а как общее развитие личности - это развитие наблюдательности, мышления и практических действий во всех сферах деятельности и жизни, а не только в учебной.
Особенности работы учителя в данной системе, направленные на организацию индивидуализированного образовательного процесса:
1. Система допускает изменения в учебных программах, сокращение и дополнение, перенос материала из урока в урок, из темы в тему, из класса в класс, разумеется, при обязательном сохранении основ науки.
2. Руководя деятельностью учащихся на уровне зоны ближайшего развития, учитель создает атмосферу доверительности, внимательности, терпимости к их девиантному (естественному) поведению. Руководствуется в каждый момент общения физическим и психическим состоянием конкретного школьника, его индивидуальной зоной развития. Выслушивает ответы всех желающих, не спешит ободрять или порицать. Не дает знания в готовом виде.
3. В системе мотивы учения не внешние, например, учиться потому, что надо учиться, а внутренние, исходящие из потребностей ребенка в познании и действиях, из содержания индивидуальной зоны развития. Переход на обучение в зонах развития представляется для учителя самым трудным.
Особенности работы в зонах ближайшего развития.
В основу развивающего обучения положено понятие “зона ближайшего развития”. Понятие ввёл Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития – это область потенциальных возможностей ребёнка, которые позволяют ему успешно вступать в контакт со взрослыми и под их руководством на более высоком уровне решать предложенные задачи.
Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку трудных заданий. Преодоление трудностей, но ни каких бы то ни было, а определенных, доступных для ребят в зоне их ближайшего развития, вызывает у них подъем и укрепляет веру в свои силы. выполнению трудных заданий, учитель перед классом ставить общий вопрос для всех или задание. Если ответов нет, тогда учитель снижает уровень трудности. Такой характер заданий пробуждает самостоятельную мысль. Ученики сами определяют все, что надо сказать в рамках заданного вопроса. Слабоуспевающие ученики, как все, работают на равных. Учитель создает у них установку, готовность отвечать, не боясь ошибиться. Участие в совместной групповой работе расширяет кругозор учащихся, увеличивается информационный фонд, расширяется зона ближайшего развития у всех и особенно у слабоуспевающих учащихся. Выражая свое мнение, свое отношение, не стесняясь осуждения одноклассников и учителя, ученики приучаются жить и работать не рядом, а вместе.
Помощь учителя заключается не в подсказке,
а в мастерстве ставить вопросы, использовании
метода сравнения, наблюдения и наглядности. 'Эти
приемы позволяют учащимся не узнавать,
вспоминая, а осмысливать, группировать,
классифицировать, делать выводы, выявляй
закономерности. На уроке учитель систематически
использует задания на выбор трех уровней
сложности. Индивидуальные карточки, если
таковые используются, то для всех без
указания на оценку. Ребята учатся делать
выбор сами в пределах своих возможностей. Так
развивается самостоятельность и самоконтроль,
снижается чувство тревожности. Такая учебная
деятельность захватывает всю личность,
развивает стремление довести дело до конца,
пробуждает интеллектуальные чувства -
удовлетворение от сделанной работы, повышается
мотивация к учебе.
Дифференцированное обучение имеет развивающий (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающий (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) характер.
При дифференцированном процессе обучения возможна форма - деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обученности группы с переменным составом. Переход учащихся из одной группы в другую обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий.
Таким образом, дифференцированный подход на основе индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения способствует подготовке слабо успевающих к восприятию нового материала, помогает вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных и постоянно поддерживать интерес к предмету.