Цель: изучение условий сезонного промерзания и снегонакопления.
Задачи:
- выработка у учащихся представления о снежном покрове как о географическом факторе;
- развитие исследовательских умений и навыков;
- воспитание бережного отношения к природе, любви к малой родине.
Приобретаемые умения и навыки детей:
- Работа со снегомерной линейкой
- Умение правильно фиксировать результаты исследований
- Развивается наблюдательность, память, внимание
- Ответственность за точность измерений
- Умения работы с термометрами
- Аккуратность ведения полевого дневника
- Чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи
- Совершенствование вычислительных навыков
- Воспитание чувства любви к малой родине
- Практическая значимость результатов исследования
- Развитие исследовательских умений и навыков
- Укрепление и сохранение здоровья.
Оборудование:
- снегомерная линейка (5 шт),
- весовой снегомер ВС-43 или пластиковая труба диаметром 79,8 см (площадь сечения 50 см2),
- полевой дневник,
- пружинные весы,
- почвенные термометры.
Место проведения: пришкольный участок.
Время проведения: 4-5-6 уроки, чтобы солнце землю обогрело; лучше всего – март.
Форма одежды учащихся: специальная (с учетом работы в глубоком снегу).
Форма работы: групповая.
Роль учителя: консультант.
Учебный предмет география в 8 классе
Уровень образования школьников – обычная школа.
Форма учебной работы практическая работа на местности.
Структура занятия.
1. Организационная часть (время выполнения 5 мин).
- Определение целей и задач практического занятия.
- Распределение (по желанию!) учащихся на 4-5 экспедиционных отрядов.
- Выдача карточек-заданий экспедиционным отрядам.
2. Проведение практических работ, получение исходных данных (40 мин).
Практическая работа №1. “Определение высоты снежного покрова”
Измерить высоту снежного покрова в различных местах (5-6 измерений). Результаты записать в таблицу.
№ измерения | Результат измерения (см) |
1 | 60 |
2 | 100 |
3 | 62 |
4 | 120 |
5 | 40 |
6 | 20 |
Время выполнения 5 мин.
Практическая работа №2 “Построение профиля снежного покрова”
Измерить высоту снежного покрова по прямой линии через ветрозащитную полосу на протяжении 50метров. Измерения проводить через каждые 2 метра. Зафиксировать результаты измерений.
№ измерения | Результаты измерения (см) | № измерения | Результаты измерения (см) | № измерения | Результаты измерения (см) |
1 | 67 | 9 | 70 | 17 | 119 |
2 | 71 | 10 | 76 | 18 | 119 |
3 | 60 | 11 | 100 | 19 | 116 |
4 | 69 | 12 | 120 | 20 | 119 |
5 | 68 | 13 | 110 | 21 | 120 |
6 | 67 | 14 | 118 | 22 | 190 |
7 | 65 | 15 | 116 | 23 | 180 |
8 | 75 | 16 | 119 | 24 | 190 |
Время выполнения 20 мин.
Практическая работа №3 “Определение плотности снега”
Взять пробы снега с помощью весового снегомера или с помощью пластиковой трубы (5-6 проб). Результаты измерений зафиксировать в таблице.
№ измерения | Высота снежного покрова (см) | Масса снега (г) |
1 | 65 | 247 |
2 | 95 | 479 |
3 | 55 | 218 |
4 | 70 | 349 |
5 | 90 | 410 |
Время выполнения 5 мин.
Практическая работа №4 “Определение температуры снежного покрова на различной глубине”.
Измерить с помощью набора почвенных термометров температуру поверхности снежного покрова, на глубине 25см, 50см, 100см и у поверхности почвы. Время экспозиции термометров 10 минут.
Результаты измерений зафиксировать в таблице.
№ измерения | Глубина измерения (см) | Показания термометров (0С) |
1 | На поверхности снега | -9 |
2 | На глубине 25 см | -6 |
3 | На глубине 50 см | -6,5 |
4 | На глубине 100 см | -3 |
5 | У поверхности почвы | -2 |
Время выполнения 10 мин.
3. Обработка полученных данных (45 мин).
Практическая работа №1. “Определение высоты снежного покрова”
Вычислить среднюю высоту снежного покрова. Результат занести в таблицу. Сделать вывод.
Время выполнения 5 мин.
Вывод. Средняя высота снежного покрова на пришкольном участке 67 см, снег лежит неравномерно.
Практическая работа №2 “Построение профиля снежного покрова”
Для выпуска информационного бюллетеня удобнее использовать компьютерную программу, но можно и старым “дедовским” способом – с помощью линейки и карандаша.
На графике буквами обозначены А – открытое пространство пришкольного участка; Б – расположение ветрозащитной полосы; В – пространство после ветрозащитной полосы.
Время выполнения 15минут.
Вывод. На профиле снежного покрова отчетливо видно, что меньше всего снега накапливается за зиму на ровных, хорошо продуваемых местах. В самой ветрозащитной полосе, состоящей из кленов и тополей, снега накапливается в 2 раза больше. Но самое большое количество снега – за лесополосой. Но это уже за пределами участка. Надо продумать вопрос о проведении снегозадержания на пришкольном участке.
Практическая работа №3 “Определение плотности снега”
Расчет плотности снега ведется по формуле
d = m/10 h,
где h – высота снежного покрова в см, m – масса снега в граммах.
Результаты вычислений занесите в таблицу.
№ пробы | Плотность снега d(г/см3) | dср (г/см3) |
1 | 0,38 | 0,37 |
2 | 0,5 | |
3 | 0,39 | |
4 | 0,5 | |
5 | 0,45 |
Сделать вывод.
Время выполнения 10 мин.
Вывод. Плотность снега в различных частях пришкольного участка незначительно колеблется от 0,38 до 0,5 г/см3. Вероятнее всего это зависит от того, что ноябрьский и декабрьский снег сильнее уплотнился, он постепенно начинает кристаллизоваться и плотность его увеличивается.
Практическая работа №4 “Определение температуры снежного покрова на различной глубине”.
Построить график изменения температуры снега на различной глубине.
Сделать вывод.
Время выполнения 10 минут.
Вывод. Получили интересный результат: оказывается, что чем ближе к поверхности земли, тем теплее. Теперь то понятно, почему большинство растений и животных хорошо переносят суровые условия зимы глубоко под снегом. Да и если придется заночевать в лесу в зимнее время, при температуре -20С у поверхности почвы вероятность провести ночь и не обморозиться, равна 100%.
Практическая работа №5 “Расчет запасов воды в снежном покрове”.
Расчет запасов воды в снежном покрове ведется по формуле
а = d 10 h,
где
d – плотность снега в г/см3,
h – высота пробы снега в см,
10 – переводной множитель в мм.
а = 0,37 г/см3 х 10 х 67см = 247,9 мм.
Расчет запасов воды в тоннах на 1 гектар: М = 10 а.
М = 10 х 247,9 = 2479 т на гектар.
Вывод. Зима в этом году снежная – примерно 2\3 годовых осадков выпало в зимнее время. Запас воды достаточный для того, чтобы вырастить хороший урожай овощей на пришкольном участке. Если весна будет умеренно теплая, то талая вода впитает в почву, что будет хорошим залогом отличного урожая.
Время выполнения 5 минут.
4. Выпуск информационных бюллетеней (45 мин).