Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме; отработать умение исследовать на четность тригонометрические функции; развивать самостоятельность мышления учащихся в ходе выполнения самостоятельной работы.
План урока:
- Организационный момент.
- Тест на проверку готовности к уроку.
- Подготовка к изучению нового материала.
- Изучение новой темы.
- Закрепление изученного материала.
- Проверка усвоения нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Постановка домашнего задания.
Оборудование: презентация (приложение 1)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, сообщение цели урока, позитивный настрой на урок.
2. Тест (задания выведены на экран, учащиеся записывают ответы на двух бланках: один сдают, другой оставляют для самопроверки). После окончания теста на экране – верные ответы. Учащиеся самостоятельно выставляют себе оценки в соответствии с критерием: “5” - все верные ответы, “4” - 1,2 ошибки, “3” - 3-5 ошибок, “2” - 6 и более ошибок.
Тест. Вариант 1.
Найдите область определения функции:
а)
б)
в)
г)
д)
е) ![]()
2. Найдите область значений функции:
а)
б)
в) ![]()
Тест. Вариант 2.
1. Найдите область определения функции:
а)
б)
в)
г)
д)
е) ![]()
2. Найдите область значений функции:
а)
б)
в) ![]()
3. Подготовка к изучению темы урока.
Вопрос1: Какие из представленных функций являются четными, а какие нечетными? (задания выведены на экран)
1) ![]()
2) ![]()
3) ![]()
4) ![]()
Вопрос 2: Как установили четность функции?
Вопрос 3: Как установить данный признак по виду графика функции?
Работа по рисунку, представленному на экране,
где представлен график функции
для всех
. Необходимо достроить
график функции, если
- четная функция и
- нечетная функция.
Повторяем план исследования функции на четность (по схеме, представленной на экране).
Задание для устной работы (на экране):
Выяснить четность функции
, если функции
и
определены на множестве
действительных чисел.
1)
,
-четная,
- нечетная
2)
,
-четная,
- четная
3)
,
-нечетная,
- нечетная
4)
,
-нечетная,
- нечетная
4. Изучение новой темы.
По единичной окружности устанавливаем
равенства:
,
.
Получаем
,
.
Вывод:
-
четная функция,
- нечетная функция,
-нечетная функция,
- нечетная функция.
Рассмотрим пример (на экране с подробными
записями): выяснить четность функции
.
Решение: ![]()
![]()
, так как
- нечетная
функция.
5. Закрепление изученного материала.
Фронтальная работа. Исследовать на четность следующие функции:
1) ![]()
2) ![]()
3) ![]()
4) ![]()
5) ![]()
Ответы: 1) - чет., 2) - чет., 3) -неч., 4) - нечет., 5) - чет.
6. Проверка усвоения нового материала.
Классификация тригонометрических функций.
На экране даны функции, учащиеся устно определяют их четность и записывают номера примеров в три столбика: 1ст. - четные, 2ст. - нечетные, 3 ст. - не являющиеся ни четными, ни нечетными.
Тем, кто выполнил верно все задания – выставляются оценки в журнал.
1) ![]()
2) ![]()
3) ![]()
4) ![]()
5) ![]()
6) ![]()
7) ![]()
8) ![]()
9) ![]()
10) ![]()
11) ![]()
12) ![]()
13) ![]()
14) ![]()
15) ![]()
Ответ:
| четные | нечетные | ни чет., ни нечет. |
| 1 | 2 | 5 |
| 4 | 3 | 7 |
| 9 | 6 | 15 |
| 10 | 8 | |
| 11 | 14 | |
| 12 | ||
| 13 |
7. Подведение итогов урока.
Обобщаем знания, полученные на уроке. Учителем оценивается работа учащихся наиболее активных на уроке при выполнении устных и письменных заданий.
8. Домашнее задание.
(с.200-201), №704 (2,4,6), №707