Урок окружающего мира в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Преобразования в России. Россия при Петре I. Царь-плотник. Выход к морю"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра 1; выявить значение этих преобразований;
  • развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
  • воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Оборудование:

  • карта России конца XVII века,
  • мультимедийная презентация с использованием программы, разработанной в пакете MS Power Point

Основные понятия:

  • Санкт-Петербург,
  • Финский залив,
  • Северная война.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приложение 2

Музыкальная заставка-слайд №1.

- Сегодня на уроке окружающего мира мы будем говорить об исторических событиях конца XVII начала XVIII века.

- Посмотрите на ленту времени, найдите этот период. Как он называется? (Новое время)

2. Актуализация знаний.

а). - Вспомните, какие исторические события произошли в Западной Европе к 17 веку? Вам могут помочь эти даты. (Карточки с датами развешаны по классу)

1492 г. – открытие Америки Колумбом

1498 г. – Васко да Гама достиг берегов Индии

1543 г. – вышла книга Н. Коперника “Об обращении небесных сфер”

1673 г. – Левенгук открыл способы шлифовки линз

Ответы детей обобщаются и на экран подается слайд №2.

Начиная с XIV века в Западной Европе начались большие перемены:

  • создавались крупные государства,
  • быстро развивались города,
  • совершались научные открытия,
  • стала развиваться техника,
  • в городах зародился новый слой общества – буржуазия (купцы, промышленники).

б). Работа в парах. Отгадывание кроссворда.

По горизонтали: 1. Создатель гелиоцентрической системы мира (Коперник). 2. Русский первопечатник (Федоров). 3. Немецкий мастер, напечатавший первую книгу в Европе (Гутенберг). 4. Какой ученый был сожжен на костре за свои убеждения? (Бруно). Ключевое слово кроссворда – Петр. (Обозначаем тему урока).

- Вы уже, наверно, можете сказать, о ком мы будем говорить на уроке. Познакомимся с деятельностью царя Петра I.

3. Создание проблемной ситуации.

-Огромная страна, какой была Россия к началу XVII века, переживала тяжелые времена. Землевладельцы крепко-накрепко прикрепили крестьян к земле. Крестьяне стали крепостными. Постоянно возникали восстания. Россия до Петра1 посути не имела регулярной армии, ни флота.

- Посмотрите на историческую карту “Россия в начале XVII века”. Границы России в то время проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере. Страна была бедной, отсталой. Западные страны намного обогнали Россию в своем экономическом развитии.

Слайд-таблица сравнения Швеции и России по выплавке железа и единиц флота. (Беседа по таблице).

- При такой исторической ситуации, какие первостепенные задачи стояли перед русским царем? ( версии учащихся)

- Государем, осознавшим, что Россия может быть расхищена внешними врагами, если в ней останутся прежние порядки, был младший сын царя Алексея Михайловича Петр 1, названный еще современниками Великим.

- При Петре I Россия получила выход к Балтийскому и Черному морям. Как, каким образом, и что это дало государству – это и есть вопросы, на которые мы постараемся ответить.

4. Поиск, открытие нового знания.

Работа в парах. Слайд – портрет Петра I.

Один ученик читает о детстве Петра в учебнике (стр.76-77), другой – дополнительный материал на листе. (Приложение 1)

- Что вы узнали о детстве Петра I?

- Почему детство Петра было трудным?

- Что такое “потешное” войско?

- Какая находка оказала громадное влияние на всю дальнейшую жизнь Петра?

Слайд – Серов В.А. Петр I.

- Рассмотрите картину. Каким изобразил Петра Серов?

После ответов учащиеся читают дополнительный материал: современники о внешности Петра.

- Почему Петра I считали удивительным царем?

- Почему он не был похож на других царей?

Ответы на эти вопросы дети ищут в учебнике (стр.77-78).

- Прочитайте, как описывает рабочий день царя Петра иностранец, бывший в Петербурге в 1713 году.

Понимая, что Россия во многом отстала от развитых стран, Петр сам посетил ряд европейских стран под видом урядника Петра Михайлова. Вместе с послами “великим посольством” ехали десятки молодых дворян, чтобы овладеть науками, ознакомиться с новинками техники и производства, постичь опыт передовых стан. Наконец, Петр питал надежду, что удастся завербовать для работы в России заграничных мастеров, ученых, военных. Посольство располагало деньгами и мехами, часть которых предназначалась на закупку военного снаряжения, корабельного оборудования и книг.

Вскоре после возвращения из-за границы Петр обратился к Швеции с просьбой продать земли при Финском заливе, принадлежавшие некогда русским, но Швеция отказала. Тогда Петр заключил союз с Данией и Польшей и объявил Швеции войну. В Швеции в то время царствовал Карл 12.

Работа в группах.

- Сейчас вы посмотрите видео материал. Затем в группах вы обсудите данные вопросы. Но сначала прочитайте вопросы.

- Как называлась война?

- Какое время она длилась?

- Кто был противником России в этой войне?

- Какими были первые успехи России в войне?

- Когда был заложен Санкт-Петербург?

- Какая битва стала решающей?

- Основное значение войны.

А.С. Пушкин в своей поэме “Полтава” писал:

…Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор – и враг бежит…

После победы над шведской армией, Петр I был провозглашен императором, а Россия тогда стала называться империей. Империями тогда были наиболее крупные и могущественные государства. Слайд – корабли и верфь.(Ученики рассматриваю картинки кораблей. Находят общие и отличительные черты судов. Дают определение – верфи.

Итак, шведы были повержены. При впадении реки Невы в Финский залив Балтийского моря находилось множество больших и малых островов. Левый берег реки был низменным и болотистым, поросшим лесом и кустарником. На правом берегу приютились несколько деревень. И вот здесь по приказу Петра в 1703 году начали строить город. С разных концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Работа была очень тяжелая. Приходилось выкорчевывать леса, осушать болота. Людей не щадили, много народа погибло, недаром говорят, что Петербург стоит на костях. Интересно, что многие дома, набережные, мосты, дороги строились из камня, а камня было мало. По велению Петра, каждый прибывавший в Петербург на телеге или санях должен был привезти с собой три камня, а если человек плыл на судне, то по 10-30 камней.

(Санкт означает святой, а святой Петр – один из учеников Иисуса Христа).

Петр очень любил свой город.

Чтение стихотворения, стр. 80 из поэмы “ Медный всадник” А.С. Пушкина.

Слайд - строительство Петербурга.

Вода украшает город. Но может стать и бедой. Сообщение о наводнениях читают в учебнике и на листе “Дополнительный материал”. (Приложение 1)

5. Итог урока.

- Что вы узнали нового о своей стране в XVII-XVIII веке?

6. Домашнее задание.

Прочитать статью в учебнике стр.76-82. Подготовить сообщение о строительстве Санкт – Петербурга.