Преподавание химии с применением ИКТ (Урок "Химические свойства алканов")

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Проверить степень усвоения знаний учащихся о пространственном и электронном строении, физических свойствах, способах получения алканов; умения писать структурные формулы изомеров и гомологов, давать им названия;
  2. Рассмотреть химические свойства алканов: реакции замещения, термического разложения, окисления, изомеризации, ароматизации;
  3. Ознакомить учащихся с применением алканов;
  4. Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением предельных углеводородов.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный (презентация), практический.‌

Оборудование и реактивы: гексан, парафин, раствор перманганата калия, стеклянная посуда.

Ход урока

1. Организационный момент (1 - 2 мин.).

2. Проверка знаний, умений и навыков (15 мин.).

Урок начинается с проверки домашнего задания. К доске вызываются 3 ученика (защита ответа через 5 мин.)

1 ученик: составляет структурные формулы C6H14.|

2 ученик: готовит ответ «Тетраэдрическое строение молекулы CH4.».

3 ученик: решает задачу (Относительная плотность паров алкана по водороду равна 57. Выведите молекулярную формулу алкана).

Остальные дети выполняют задание.

- Назовите вещество по систематической номенклатуре, укажите первичные, вторичные, третичные и четвертичные атомы углерода.

После обсуждения полученных результатов проводится Экспресс опрос класса по следующим вопросам (7 – 8 мин.):

  • Сформулируйте определение алканов. Какие другие названия этого класса ОВ вам известны?
  • Какова общая формула предельных УВ?
  • Назовите тип гибридизации, в котором находятся атомы С в их молекулах.
  • Дайте названия гомологам метана.
  • Каковы правила номенклатуры у алканов?
  • Опишите физические свойства алканов.
  • Какой тип изомерии характерен для алканов?
  • Назовите основные способы получения алканов.

Выставляются оценки.

3. Изучение нового материала (30 мин.).

Учитель объявляет тему урока «Химические свойства алканов» и предлагает высказать детям свои предположения, ответив на вопросы:

1. Каков характер химической связи в молекулах алканов?

2. Какие можно спрогнозировать химические свойства?

Включает 1 слайд

Далее уточняет, что изучение нового материала будет проходить с использованием компьютерной презентации. По ходу объяснения будут делаться остановки для фиксации уравнений химических реакций в тетрадях и необходимых пояснений, а также химического эксперимента.

  • Характеристика характера химических связей в алканах

(2 слайд). Демонстрация: Отношение алканов к окислителям, кислотам и щелочам на примере гексана.

  • Характерные химические реакции (3 слайд).
  • Реакция замещения (4 слайд).
  • Механизм реакции замещения (5 слайд).
  • Общая схема реакции Sr (6 слайд).
  • Взаимодействие со фтором (7 слайд).
  • Нитрование алканов (8 слайд).
  • Реакции отщепления (9 слайд).
  • Крекинг алканов (10 слайд).
  • Виды крекинга (11 слайд).
  • Реакции окисления (12 слайд). Демонстрация: Горение парафина.
  • Реакции изомеризации (13 слайд).
  • Ароматизация (14 слайд).
  • Применение алканов (15 слайд).

Идет обобщение в виде ответов на вопросы, появляющиеся у учеников (выборочный просмотр слайдов) (10 мин.).

4. Закрепление (15 – 25 мин.).

В завершении урока учащиеся решают:

  1. Задачу №8 стр. 82. учебника Габриеляна О.С.
  2. Работают с цепочкой превращения из №5 (а).
  3. Проводят самотестирование в группе или индивидуально по изученной теме.

Идет подведение итогов.

5. Домашнее задание (3 мин.).

Параграф 11, упр. 4,5 (б) - 9; подготовиться к практической работе №1 стр. 283; работать с вопросами семинара.

Приложение 2
Приложение 3