Цели урока:
- Проверить степень усвоения знаний учащихся о пространственном и электронном строении, физических свойствах, способах получения алканов; умения писать структурные формулы изомеров и гомологов, давать им названия;
- Рассмотреть химические свойства алканов: реакции замещения, термического разложения, окисления, изомеризации, ароматизации;
- Ознакомить учащихся с применением алканов;
- Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением предельных углеводородов.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный (презентация), практический.
Оборудование и реактивы: гексан, парафин, раствор перманганата калия, стеклянная посуда.
Ход урока
1. Организационный момент (1 - 2 мин.).
2. Проверка знаний, умений и навыков (15 мин.).
Урок начинается с проверки домашнего задания. К доске вызываются 3 ученика (защита ответа через 5 мин.)
1 ученик: составляет структурные формулы C6H14.|
2 ученик: готовит ответ «Тетраэдрическое строение молекулы CH4.».
3 ученик: решает задачу (Относительная плотность паров алкана по водороду равна 57. Выведите молекулярную формулу алкана).
Остальные дети выполняют задание.
- Назовите вещество по систематической номенклатуре, укажите первичные, вторичные, третичные и четвертичные атомы углерода.
После обсуждения полученных результатов проводится Экспресс – опрос класса по следующим вопросам (7 – 8 мин.):
- Сформулируйте определение алканов. Какие другие названия этого класса ОВ вам известны?
- Какова общая формула предельных УВ?
- Назовите тип гибридизации, в котором находятся атомы С в их молекулах.
- Дайте названия гомологам метана.
- Каковы правила номенклатуры у алканов?
- Опишите физические свойства алканов.
- Какой тип изомерии характерен для алканов?
- Назовите основные способы получения алканов.
Выставляются оценки.
3. Изучение нового материала (30 мин.).
Учитель объявляет тему урока «Химические свойства алканов» и предлагает высказать детям свои предположения, ответив на вопросы:
1. Каков характер химической связи в молекулах алканов?
2. Какие можно спрогнозировать химические свойства?
Включает 1 слайд
Далее уточняет, что изучение нового материала будет проходить с использованием компьютерной презентации. По ходу объяснения будут делаться остановки для фиксации уравнений химических реакций в тетрадях и необходимых пояснений, а также химического эксперимента.
- Характеристика характера химических связей в алканах
(2 слайд). Демонстрация: Отношение алканов к окислителям, кислотам и щелочам на примере гексана.
- Характерные химические реакции (3 слайд).
- Реакция замещения (4 слайд).
- Механизм реакции замещения (5 слайд).
- Общая схема реакции Sr (6 слайд).
- Взаимодействие со фтором (7 слайд).
- Нитрование алканов (8 слайд).
- Реакции отщепления (9 слайд).
- Крекинг алканов (10 слайд).
- Виды крекинга (11 слайд).
- Реакции окисления (12 слайд). Демонстрация: Горение парафина.
- Реакции изомеризации (13 слайд).
- Ароматизация (14 слайд).
- Применение алканов (15 слайд).
Идет обобщение в виде ответов на вопросы, появляющиеся у учеников (выборочный просмотр слайдов) (10 мин.).
4. Закрепление (15 – 25 мин.).
В завершении урока учащиеся решают:
- Задачу №8 стр. 82. учебника Габриеляна О.С.
- Работают с цепочкой превращения из №5 (а).
- Проводят самотестирование в группе или индивидуально по изученной теме.
Идет подведение итогов.
5. Домашнее задание (3 мин.).
Параграф 11, упр. 4,5 (б) - 9; подготовиться к практической работе №1 стр. 283; работать с вопросами семинара.