Цели:
- формировать понятие «экология»,
- воспитывать бережное отношение к природе,
- развивать умственную активность и творческие способности ребят,
- воспитывать дружбу, умение работать в команде.
Оборудование:
- выставка книг о жизни леса и его обитателях,
- выставка «Экологическая мозаика» (письменные работы учащихся, плакаты «Природа в опасности», поделки из природных материалов, книжки-малышки),
- вырезанные березки, елочки для оформления доски,
- наборы открыток «Грибы», «Птицы русского леса»,
- картинки с изображением лекарственных трав, диких животных,
- разрезанные картинки с изображением птиц,
- карточки «Пищевые цепи»,
- ребусы,
- «фотография» зайца,
- 2 листа ватмана, маркеры, заварные чайники, чайные пары, корзины,
- магнитофон, аудиокассета с голосами птиц,
- листовки «Будь природе другом!» для награждения,
- костюмы Лесовичка и Сороки.
I. Представление участников турнира
В турнире участвуют две команды по 6 человек – «Медвежата» и «Скворушки». Дети заранее придумали названия командам, подготовили эмблемы, выбрали капитана. Капитаны представляют свои команды, себя, защищают свои эмблемы.
Жюри работает в составе трех человек: заместитель директора, два учителя.
В течение всего турнира работает Справочное бюро – учитель и два ученика среднего звена.
II. Проведение турнира
Учитель. Сегодня мы с вами совершим прогулку. Догадайтесь, куда!
Загадка.
Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг. Хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети. Это лес, наш зеленый друг!
Учитель. Правильно, это лес. Итак, в путь-дорогу, друзья! Первый, кто нас встречает, это хозяин лесного царства – Лесовичок.
Лесовичок. Стоп-стоп! Сюда нельзя войти, пока не скажете, как нужно здесь себя вести!
Учитель. Ребята, давайте, вспомним правила поведения в лесу.
1. Правила поведения в лесу
(Команды по очереди называют правила, за правильные ответы получают жетоны).
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать и затаптывать цветы.
- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других красивых насекомых.
- Нельзя уничтожать лягушек, жаб, подходить к птичьим гнездам, забирать яйца из гнезд.
- Ходить нужно только по тропинкам.
- Нельзя шуметь, оставлять в лесу бытовой мусор.
- Нельзя собирать букеты из лесных цветов. Нужно самим выращивать растения в цветниках.
Лесовичок. Я доволен. Правила вы знаете. А выполняете ли вы их?
Дети. Да, выполняем.
Лесовичок. Тогда я рад пригласить вас к себе в гости. Хочу предложить вам поиграть со мной.
2. Игра «Съедобные и несъедобные грибы»
(От команды вызывается по одному человеку. У каждого – по 2 корзины. Грибы (на открытках) перемешаны. Нужно отсортировать грибы. Оценивается правильность выполнения задания.)
Сорока. Правильно, правильно, ребята, верно разделили грибы. В этой корзине – грибы хорошие, вкусные, а в этой – опасные, ядовитые. Зачем они только растут? Я бы их всех повыдергивала, повытаптывала! Они лишние, только место занимают!
Дети. Ты не права, сорока! Грибы, даже мухоморы и поганки, не лишние. Для людей – они ядовиты, но вполне съедобны для лесных обитателей. Поэтому топтать, уничтожать несъедобные для человека грибы нельзя!
Лесовичок. А как нужно правильно собирать грибы?
Дети.
- Нужно срезать грибы ножиком, не нарушая грибницы.
- Если гриб незнакомый, лучше не брать.
- Старые грибы тоже не надо собирать, лучше оставить их белочке, ей они будут нужнее.
Справочное бюро. Существует до 100 тыс. видов грибов. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Грибница снабжает деревья питательными веществами. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни, шишки, тем самым улучшают почву.
Учитель. Сейчас мы проведем небольшую викторину о грибах.
3. Викторина о грибах
(Команды по очереди отвечают, за правильный ответ выдается жетон).
«Медвежата» |
«Скворушка» |
Объясните названия грибов |
|
Подберезовик (растет под березами) |
Подосиновик (растет под осинами) |
Рыжик (имеет оранжевую, т. е. рыжую окраску) |
Масленок (шляпка гриба блестит, как будто смазана маслом) |
Желчный (на вкус очень горький, как желчь) |
Мухомор (морит мух, когда они хотят попить воды, скопившейся в воронке старого гриба) |
Назовите самый ядовитый гриб (бледная поганка) |
Какой гриб называют «царем грибов? (белый) |
Какие грибы можно увидеть на продуктах, картинах в сырых
помещениях? (плесень) |
Может ли гриб съесть дом? (может, это домовой гриб, который разрушает древесину) |
Сорока. А теперь я предлагаю поговорить о лекарственных растениях. Многие ребята собирали их на лугу, в поле, в лесу.
4. Викторина о лекарственных растениях
(Учитель показывает картинки с изображением лекарственных растений. Дети должны назвать растение и сказать, что именно лечит это растение).
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Пастушья сумка Пижма Черника Одуваник Шиповник |
Подорожник Мать-и-мачеха Ландыш Малина Ромашка |
Учитель. Молодцы, ребята, знаете лекарственные растения. А теперь давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
5. Рецепт фиточая
(Команды предъявляют жюри составленные рецепты фиточая и предлагают оценить его вкусовые качества).
Учитель. Ребята, как вам наша прогулка по лесу?
Дети. Здорово!
Учитель. Что вам нравится в лесу?
Дети.
- Здесь свежий, ароматный воздух.
- Птички весело поют.
- В лесу очень уютно и красиво.
- Можно увидеть белочку, бурундука, разных насекомых.
- В лесу много грибов, ягод, орехов.
- Здесь можно найти ответы на многие вопросы.
Учитель. Да, вы все говорите правильно. Мы у природы в гостях, в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Давайте всегда помнить об этом.
Учитель. У вас было еще одно домашнее задание.
6. Поздравительная открытка любимому дереву
(Представители команд показывают и зачитывают поздравительную открытку).
Справочное бюро. Справка об экологической роли леса.
Лес – зеленые легкие нашей планеты.
1 гектар (10 тыс. кв. м – 100 м х 100 м) лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов.
Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух.
1 гектар хвойного леса отфильтровывает в год 30-35 тонн пыли, 1 гектар лиственного леса – 50-70 тонн.
Учитель. Какие загадки о деревьях и кустарниках вы знаете?
7. Загадки о деревьях и кустарниках
(Команды предлагают друг другу по 2 загадки)
8. Птицы
(Звучит запись с голосами птиц)
Учитель. Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью
а) Объясните названия птиц
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Снегирь (появляется вместе со снегом) |
Синица (основной цвет в оперении сине-голубой) |
Кедровка (питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса) |
Поползень (птица, которая ползает по стволу дерева) |
Мухоловка (любимое лакомство мухоловки – мухи) |
Овсянка (свой желтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом) |
б) Когда так говорят
«Медвежата» |
«Скворушки» |
«Трещит, как сорока» (говорит быстро, громко) |
«Считать ворон» (глазеть по сторонам, ротозейничать) |
«Воробью по колено» (мелко, не глубоко) |
«Сорока на хвосте принесла» (об известии, сведениях, неизвестно откуда полученных) |
Справочное бюро. Справка об экологической роли птиц
- Дятел, лесной доктор, за день съедает до 750-900 насекомых – короедов.
- Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.
- Мухоловка-пеструшка – совсем небольшая птичка, но она съедает за день до 300 мух и комаров.
- Сова за ночь съедает 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год до 10 тыс. мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которое могли бы уничтожить мыши.
- Синица за сутки съедает насекомых столько, сколь весит сама.
в) Вопросы командам
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Сколько надо взять а, чтобы получить
птицу? (сорок а = сорока) |
С прилета каких птиц считается начало весны? (грач, скворец) |
Какие птицы улетают от нас осенью последними? (гуси, утки, лебеди) |
Какая птичка в русских лесах самая маленькая? (королек, живет в хвойных лесах, весит до 6 г) |
Эта птица выводит птенцов в любое время года,
даже в лютую стужу (клест) |
Что за барабанщик зацепился за ствол своим
упругим хвостом, и крепким, как долото, клювом долбит дерево? (дятел) |
г) Игра «Кто быстрее соберет картинку с изображением птицы»
(Командам выдается конверт с разрезанной картинкой)
д) Ребусы с названием птицы
(по одному каждой команде)
9. Животные леса
Учитель. Лес – это дом многих животных. Кто там спрятался за пеньком?
(Ребус)
Рисунок 1
(заяц)
а) Конкурс «Художественная мастерская»
(Учитель показывает «фотографию» зайца, каждая команда должна нарисовать точно такого же.)
(Оценивается быстрота и точность воспроизведения)
Рисунок 2
б) Конкурс «Подумайте!»
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Был случай, когда в одной стране стало очень много воробьев.
Они клевали зерна на полях. Люди решили уничтожить всех воробьев. Но когда
они это сделали, на полях размножились насекомые и погубили немалую часть
урожая. Почему это произошло? Как должны были поступить люди? (Ответы детей) |
В одном месте люди уничтожили всех волков за то, что они
охотятся на оленей. Через несколько лет оленей стало так много, что они
съели весь корм, стали голодать, болеть. Множество оленей погибло. Как объяснить, что произошло? Что нужно было сделать людям? (Ответы детей) |
Дети. Вывод: В природе все взаимосвязано. Уничтожение в цепочке одного звена ведет к гибели всей жизни.
в) Пищевые цепи
Учитель. Как связаны между собой эти растения и животные?
(Таблички)
«Медвежата» |
«Скворушки» |
Осина – заяц – лиса |
Дуб – кабан – волк |
г) Экологические задачи
«Медвежата» |
«Скворушки» |
За сутки взрослый лось летом съедает до 35 кг корма, зимой
всего 15 кг. На сколько кг корма меньше съедает лось зимой, чем летом? (на 20 кг меньше) |
Сейчас охота в нашей стране запрещена на 18 видов зверей
и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота? (на 47 видов) |
10. Конкурс капитанов. Защита плакатов «Природа в опасности»
(Рисование плаката было домашним заданием)
Учитель. А сейчас, пока жюри подводит итоги нашего турнира, предлагаю загадки.
III. Итоги турнира
Слово жюри. Итоги. Награждение.
Учитель. Итак, мы заканчиваем наш поход в лес. Но еще много раз мы будем сюда возвращаться. Пусть наше занятие станет хорошим жизненным уроком для всех.
Ученица (на фоне музыки) Поклонение лесу
Лес – хранитель жизни.
Не счесть твоих обитателей!
Весь кислород на Земле
Сделал ты для себя,
Своих обитателей
И всего живого на Земле.
Спасибо, что сберегаешь воду
Под своим покровом
И питаешь реки.
Спасибо, что даешь кров
Зверям и птицам…
Человеку ты даешь много,
И человек бережет тебя
За красоту твою,
За голоса птиц,
За запахи хвои
И цветущих трав,
За радость быть
У тебя в гостях.
Дети. Спа-си-бо!