Цели:
- Дать понятие о тексте как о связанных между собой по смыслу предложениях, которые можно озаглавить.
- Совершенствование умения находить и проверять орфограмму, обосновывать написание слов; продолжать работу по формированию умения делить слова на слоги.
- Осуществлять нравственное воспитание, подвести детей к самостоятельному выделению двух библейских правил дружбы.
- Развитие познавательных интересов (внимания, мышления, памяти, сообразительности); обогащение словарного запаса.
Оборудование:
- Учебник «Русский язык». 2 класс. Ч. 1.
- Авт. Т. Г. Рамзаева; Библия; карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Мы сегодня на уроке узнаем, что называется текстом, будем находить изученные орфограммы в словах и доказывать их написание; будем развивать свое внимание, память, мышление. Постарайтесь каждый для себя узнать что-то новое. А в конце урока мы подведем итог и поделимся впечатлениями. Будьте старательны, отвечайте полным ответом.
III. Словарная работа.
Цель: обогащение словарного запаса, формирование орфографической зоркости, мышления (операции синтез, анализ), развитие зрительной и слуховой памяти.
1. Орфографическое чтение за учителем слов из словаря.
Девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова.
2. Анализ прочитанных слов.
У. Прочитайте слова:
- с мягким знаком. Что обозначает мягкий знак?
- на ЧК. Как пишется ЧК в словах?
- с удвоенной согласной.
- с парной согласной. Назовите парную согласную и проверьте ее написание.
- отвечающие на вопрос: кто? Какие предметы они обозначают?
Дети. Живые.
У. А какой вопрос можно поставить к остальным словам?
Д. Что?
У. Почему?
Д. Эти слова обозначают неживые предметы.
3. Устный словарный диктант.
У. Почему вы произносите слова так, как они написаны в книге, а не так, как их положено произносить правильно?
Д. Чтобы научиться их грамотно писать.
IV. Минутка чистописания.
Цель: формирование правильного начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками, развитие сообразительности, мышления (операции сравнение, обобщение).
У. Послушайте шуточное стихотворение о том, как появились буквы.
Читает заранее подготовленный ученик.
Как появились буквы.
Е. Измайлов
Палочки, крючочки, закорючки, точки
Бегали толпою и поодиночке.
Ссорились, мирились, прыгали без дела.
Наконец без дела жить им надоело.И сказал им кто-то
Умный и серьезный:
- Взяться за работу
Никогда не поздно.
Слышим мы повсюду
Много разных звуков,
Но для них покуда
Нету знаков – букв.
Эй, крючки и точки,
Черточки, кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки
И шагайте слаженно
По листу бумажному!
Черточки послушались,
Прекратили драки,
Превратились в нужные
Правильные знаки.
У. А теперь и вы, ребята, из элементов соберите мысленно буквы (превратите их в нужные правильные знаки).
На доске элементы строчных букв: у, д, з, в.
У. Какие буквы можно получить?
Дети называют буквы, а учитель прописывает их на доске.
У. Какая буква «лишняя»? Почему?
Д. у – гласная; в – петля вверх.
У. Что общего между написанием д и в?
Д. Овал.
У. Запишите буквы, чередуя до конца строчки.
V. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Ушки моет, щечки трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.
VI. Знакомство с текстом.
1. Упражнение 136 с. 76.
У. Рассмотрите картинки. Дайте имена детям. Составьте рассказ. Как бы вы озаглавили свой рассказ? Почему?
2. Упражнение 137 по учебнику.
У. Прочитайте. О ком этот текст?
Д. О Юре и его друзьях.
У. О чем текст?
Д. О том, что Юра заболел, и его друзья навестили его.
У. В каком предложении заключена главная мысль этого текста?
Д. Хорошие у Юры друзья.
У. Сократите это предложение до заглавия.
Д. Хорошие друзья. Друзья.
У. А у кого из вас тоже есть хорошие друзья? А кто из вас хотел бы быть тоже хорошим другом? Что для этого нужно?
Выслушиваются ответы детей.
У. Вот два библейских правила дружбы: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Мф. 7:12.
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным…» Притчи 18:24.
У. Сколько частей в тексте?
Д. Три.
У. Как записана каждая часть текста?
Д. С красной строки.
У. Спишите текст.
VII. Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
VIII. Задания к тексту:
1. Первое предложение разобрать по членам предложения.
2. Во втором предложении слова разделить на слоги.
У. Найдите в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему?
Д. Юра, хорошие. Ю, е – обозначают два звука, т.к. стоят вначале слова и после гласной.
У. Прочитайте слова с сочетаниями: ши, ча, чн. Как написали? Докажите.
Дети проговаривают правила.
У. Какие слова написали с большой буквы? Почему?
Дети проговаривают правила написания первого слова в предложении, написания большой буквы в именах людей.
У. Что обозначает мягкий знак в слове друзья?
Д. Разделительный мягкий знак показывает, что согласная с гласной не сливаются.
У. Назовите слова из словаря, которые вам встретились в тексте.
Д. Ребята, хорошие.
У. Поставьте ударение в словах, выделите безударные гласные, написание которых нужно запомнить.
IX. Вывод.
У. Что мы сейчас записывали?
Д. Текст.
У. Из чего состоит текст?
Д. Из предложений.
У. Как связаны между собой предложения в тексте?
Д. По смыслу.
Дети читают правило в учебнике с. 77.
X. Итог урока.
У. Что нового вы узнали на уроке? Чему учились? Какие виды работ выполняли?
Выслушиваются ответы детей.
У. Напоследок расшифруйте, что я хочу вам сказать. А для этого соберите слова, которые кроются под следующими номерами.
А | Б | З | И | К | О | П | Р | С | У | ! |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
9 | 7 | 1 | 9 | 4 | 2 | 6 | 3 | 1 | 10 | 8 | 6 | 5 | 11 |
С | п | а | с | и | б | о | з | а | у | р | о | к | ! |
XI. Домашнее задание.
Индивидуальные задания на карточках. Слова с орфограммами жи, ши, ча, ща, чу, щу.