Русский язык во 2-м классе (1–4). Тема "Текст"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Дать понятие о тексте как о связанных между собой по смыслу предложениях, которые можно озаглавить.
  2. Совершенствование умения находить и проверять орфограмму, обосновывать написание слов; продолжать работу по формированию умения делить слова на слоги.
  3. Осуществлять нравственное воспитание, подвести детей к самостоятельному выделению двух библейских правил дружбы.
  4. Развитие познавательных интересов (внимания, мышления, памяти, сообразительности); обогащение словарного запаса.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык». 2 класс. Ч. 1.
  • Авт. Т. Г. Рамзаева; Библия; карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Мы сегодня на уроке узнаем, что называется текстом, будем находить изученные орфограммы в словах и доказывать их написание; будем развивать свое внимание, память, мышление. Постарайтесь каждый для себя узнать что-то новое. А в конце урока мы подведем итог и поделимся впечатлениями. Будьте старательны, отвечайте полным ответом.

III. Словарная работа.

Цель: обогащение словарного запаса, формирование орфографической зоркости, мышления (операции синтез, анализ), развитие зрительной и слуховой памяти.

1. Орфографическое чтение за учителем слов из словаря.

Девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова.

2. Анализ прочитанных слов.

У. Прочитайте слова:

- с мягким знаком. Что обозначает мягкий знак?
- на ЧК. Как пишется ЧК в словах?
- с удвоенной согласной.
- с парной согласной. Назовите парную согласную и проверьте ее написание.
- отвечающие на вопрос: кто? Какие предметы они обозначают?

Дети. Живые.

У. А какой вопрос можно поставить к остальным словам?

Д. Что?

У. Почему?

Д. Эти слова обозначают неживые предметы.

3. Устный словарный диктант.

У. Почему вы произносите слова так, как они написаны в книге, а не так, как их положено произносить правильно?

Д. Чтобы научиться их грамотно писать.

IV. Минутка чистописания.

Цель: формирование правильного начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками, развитие сообразительности, мышления (операции сравнение, обобщение).

У. Послушайте шуточное стихотворение о том, как появились буквы.

Читает заранее подготовленный ученик.

Как появились буквы.

Е. Измайлов

Палочки, крючочки, закорючки, точки
Бегали толпою и поодиночке.
Ссорились, мирились, прыгали без дела.
Наконец без дела жить им надоело.

И сказал им кто-то
Умный и серьезный:
- Взяться за работу
Никогда не поздно.
Слышим мы повсюду
Много разных звуков,
Но для них покуда
Нету знаков – букв.
Эй, крючки и точки,
Черточки, кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки
И шагайте слаженно
По листу бумажному!
Черточки послушались,
Прекратили драки,
Превратились в нужные
Правильные знаки.

У. А теперь и вы, ребята, из элементов соберите мысленно буквы (превратите их в нужные правильные знаки).

На доске элементы строчных букв: у, д, з, в.

У. Какие буквы можно получить?

Дети называют буквы, а учитель прописывает их на доске.

У. Какая буква «лишняя»? Почему?

Д. у – гласная; в – петля вверх.

У. Что общего между написанием д и в?

Д. Овал.

У. Запишите буквы, чередуя до конца строчки.

V. Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает,
Ушки моет, щечки трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.

VI. Знакомство с текстом.

1. Упражнение 136 с. 76.

У. Рассмотрите картинки. Дайте имена детям. Составьте рассказ. Как бы вы озаглавили свой рассказ? Почему?

2. Упражнение 137 по учебнику.

У. Прочитайте. О ком этот текст?

Д. О Юре и его друзьях.

У. О чем текст?

Д. О том, что Юра заболел, и его друзья навестили его.

У. В каком предложении заключена главная мысль этого текста?

Д. Хорошие у Юры друзья.

У. Сократите это предложение до заглавия.

Д. Хорошие друзья. Друзья.

У. А у кого из вас тоже есть хорошие друзья? А кто из вас хотел бы быть тоже хорошим другом? Что для этого нужно?

Выслушиваются ответы детей.

У. Вот два библейских правила дружбы: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Мф. 7:12.

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным…» Притчи 18:24.

У. Сколько частей в тексте?

Д. Три.

У. Как записана каждая часть текста?

Д. С красной строки.

У. Спишите текст.

VII. Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

VIII. Задания к тексту:

1. Первое предложение разобрать по членам предложения.

2. Во втором предложении слова разделить на слоги.

У. Найдите в тексте слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему?

Д. Юра, хорошие. Ю, е – обозначают два звука, т.к. стоят вначале слова и после гласной.

У. Прочитайте слова с сочетаниями: ши, ча, чн. Как написали? Докажите.

Дети проговаривают правила.

У. Какие слова написали с большой буквы? Почему?

Дети проговаривают правила написания первого слова в предложении, написания большой буквы в именах людей.

У. Что обозначает мягкий знак в слове друзья?

Д. Разделительный мягкий знак показывает, что согласная с гласной не сливаются.

У. Назовите слова из словаря, которые вам встретились в тексте.

Д. Ребята, хорошие.

У. Поставьте ударение в словах, выделите безударные гласные, написание которых нужно запомнить.

IX. Вывод.

У. Что мы сейчас записывали?

Д. Текст.

У. Из чего состоит текст?

Д. Из предложений.

У. Как связаны между собой предложения в тексте?

Д. По смыслу.

Дети читают правило в учебнике с. 77.

X. Итог урока.

У. Что нового вы узнали на уроке? Чему учились? Какие виды работ выполняли?

Выслушиваются ответы детей.

У. Напоследок расшифруйте, что я хочу вам сказать. А для этого соберите слова, которые кроются под следующими номерами.

А Б З И К О П Р С У !
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

9 71 9 4 2 6 3 1 10 8 6 5 11
С п а с и б о з а у р о к !

XI. Домашнее задание.

Индивидуальные задания на карточках. Слова с орфограммами жи, ши, ча, ща, чу, щу.