Задачи урока:
- познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; краткой биографией писателя;
- работать над осознанностью чтения, выразительностью;
- расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
- воспитывать любовь ко всему живому, прививать любовь к природе.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки.
Ход урока
I. Организационный момент (психологический настрой – речевая разминка).
Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
Какое чудесное утро!
С этой мажорной нотки и начнем наш урок.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы перелистнули последнюю страницу поэтической тетради «Тихая моя родины». Мы попытались понять, что значит любовь к родине для А. Ахматовой, А Прокофьева, С. Есенина, Н. Рубцова и других поэтов.
Стихи Рубцова волнуют душу, не зря многие из них положены на музыку.
Давайте послушаем одно из них – «Сентябрь» в исполнении нескольких учащихся.
(Чтение стихотворения на фоне музыки).
Обратимся к словарикам настроения. Попробуйте выбрать те слова, которые помогут вам описать то настроение, которое создалось у вас вовремя чтения..
(Оценивание чтецов, словесно комментируя)
Вывод: - Вот видите, ребята, тот человек, который любит свою маленькую тихую родину, способен замечать необычные превращения в мире природы. Радоваться громкому лаю, листьям, корове, грачу, и ничего не требуя взамен.
III. Подготовка к восприятию.
- Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги. Название я вам предлагаю разгадать. Оно зашифровано на доске. Посмотрите внимательно, в этом круге буквы, составьте с этих букв слово.
- Что такое природа?
- Прочитайте внимательно слова, написанные на доске:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)
Как вы понимаете смысл этих слов? (человек заботится о себе и о своей Родине).
IV. Слово об авторе.
Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину. И именно его рассказ открывает новый раздел «Природа и мы».
Посмотрите внимательно на портрет писателя.
Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?
А более подробный рассказ о нем нам приготовил (один из учеников класса, заранее подготовившийся)
Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.
Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.
Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. В нашей школьной библиотеке вас ждут книги (обращаюсь к выставке):
«Ребята и утята»
«Лисичкин хлеб»
«Еж»
«Пиковая дама»
«Вася Веселкин»
«Золотой луг»
V. Знакомство с произведением.
А мы сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, помещенный им в книгу для детей «Золотой луг». Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать.
Повторяйте за мной:
гуау – гуау |
– Испания |
уаф – уаф |
– Франция |
коу – хоу |
– Арабские страны |
уон – уон |
- Япония |
бау – бау |
- Англия |
гау – гау |
- Вьетнам |
гав – гав |
- Россия |
Так, о каком же животном пойдет речь сегодня?
А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так лают собаки в разных странах.
Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».
- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? (это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).
Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).
VI. Первичное чтение (учитель + подготовленные ученики).
Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа?
Лексическая работа:
полено – рисунок кусок распиленного бревна для растопки;
выводок – рисунок птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;
срам – синонимы: стыд, позор;
бдительность – синонимы: внимательность, настороженность.
Вопросы на первичное восприятие:
- Понравился вам рассказ?
- Кто действует в рассказе?
- Что показалось особенно интересным?
VII. Вторичное чтение.
- Сейчас вы сами будете читать этот рассказ, читайте внимательно, вдумчиво, следите за чтением товарища.
1) Чтение «передай другому» - до слов «унесла косточку».
Проверим вашу внимательность.
Возьмите тестовые карточки и приготовьтесь ответить на вопросы:
1. Какой породы была собака Вьюшка?
А) лайка Б) овчарка
2. Кем работала Вьюшка?
А) охотником Б) сторожем
3. Чем хотели завладеть сороки?
А) косточкой Б) кусочком мяса
Почему собаку назвали Вьюшкой?
Бия - Бьюшка - Вьюшка
(От слияния реки Бия и Катуни образовалась река, на берегах которой стоит наш город Сургут).
Прочитайте описание Вьюшки. Отношение автора (всем нравится).
В каких словах выражено отношение автора?
VIII. Физминутка.
Упражнение для глаз:
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти, повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти).
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль 1-6, повторить 1-2 раза.
2) Чтение «про себя» (до слов «шесть умных сорок»).
- Почему автор назвал сороку Выскочкой? (вопрос задаю перед чтением)
- Почему она так поступила?
- Что об этой сороке думает автор?
- Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода».
Работа над выразительностью
- Приготовьтесь еще раз прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.
- Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? (они были недовольны, возмущены, им было досадно).
- Что они ей сказали?
- Попробуйте передать это настроение при чтении.
- А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо).
3) «Жужжащее» чтение (читается текст до конца).
Прочитайте рассказ до конца. Найдите в ходе чтения, отметьте отрывок, который подходит к иллюстрации данной в учебнике на стр 83.
- Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки).
- На доске записаны пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь», «Богатством ума не купишь», «Смелость города берет», «Сытый голодному не товарищ». Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая подходит к нашему рассказу.
- Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А в жизни людей такое случается?
- Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?
IХ. Итог.
- Хотелось ли вам продолжить чтение рассказов М. Пришвина?
- Почему?
Вот я вам и предлагаю в библиотеке взять другие произведения М. Пришвина, и поделится своими впечатлениями о прочитанном на уроке внеклассного чтения. Я надеюсь, что книги М. Пришвина многому вас научат, и многое смогут объяснить.
Выставление оценок и аргументация.
Спасибо за урок. Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека.
В помощь учителю я предлагаю подробный самоанализ данного урока (Приложение 1)