Цели урока:
- формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе: Солнце, планеты, звёзды;
- познакомить с планетой Земля, её формой и размером; создать условия для формирования представлений о науке «астрономия».
- развивать интеллектуальные умения (сравнение, классификации, анализ);
- развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор, развивать способности к самостоятельному поиску информации;
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.
Ход урока
1. Оргмомент. (слайд 1)
Я желаю тебе сегодня добра!
Ты желаешь мне сегодня добра!
Если тебе будет трудно, я помогу!
2. Актуализация базовых знаний
Учитель: Наша Земля – это моря, горы, реки, озёра, равнины, низменности. Наша Земля – бескрайние поля, луга, густые леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это и планета Солнечной системы. (слайд 2)
Как вы думаете, что означает слово «планета»? (слайд 3)
(Прием «мозговой штурм»: учащиеся высказывают различные версии).
Дети: Планета – это шар, дорога, земля, жизнь; путь, движение, круглая, живая.
Учитель: Планета в переводе с греческого «планетос» означает «блуждающий». Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются странные звезды-непоседы, которые меняют свое местонахождение, их и назвали планетами. Скажите, а что мы можем видеть на небе невооруженным глазом?
Дети: Звезды, Солнце, НЛО, планеты, кометы, спутники (Луна), метеориты (слайд 4)
3. Выход на тему урока.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети: О Космосе, о Земле.
Учитель: У нас сегодня урок-исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями, которые попытаются ответить на вопросы.
- Что такое Земля?
- Каковы формы и размер Земли?
- Что такое Солнце?
- Сколько планет входит в Солнечную систему?
- Как называется наша Галактика?
- Какой естественный спутник есть у Земли?
4. Изучение нового материала.
Учитель: - Путь нашего исследования представлен на схеме. (слайд 5)
Как вы думаете, с чего мы начнем наш разговор?
Дети: - Поговорим о планете Земля.
Учитель: В нашем классе готовились четыре исследовательские группы, которые представят свои доклады и сообщения по своим темам:
- Послушаем 1 группу. Они исследовали исторический аспект развития Земли как планеты. Итак, 1-я тема «Назад в прошлое».
«Представления древних о Земле».
- Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там, далеко-далеко? Есть ли жизнь на других планетах? Кто создал этот удивительный мир?
Задавать эти вопросы люди начали давным-давно. Тысячелетия люди ищут на них ответы. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной.
Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе.
Считалось, что Земля – плоский круг, который держится на подпорках (слайд 6). Древние индусы считали, что Землю держат четыре слона, а слоны стоят на громадной черепахе, но они не задумывались, а на чем стоит черепаха? (слайд 7).
Индейцы Северной Америки представляли Вселенную в таком виде, внизу кит – символ Земли, на нем фигурки мужчины и женщины – человечество, вверху орел – небо (слайд 8).
Древние вавилоняне представляли себе, что Земля - это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними расположено звёздное небо (слайд 10).
«Первые ученые – исследователи Земли».
Великий математик Пифагор (около 580 – 500 гг. до н.э.) – первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – доказал правильность этого предположения и предложил свою модель строения Вселенной, в центре которой находится неподвижная Земля.
Представления Аристотеля и многих других ученых развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (слайд 11).
Обобщив работы древнегреческих астрономов, Птолемей создал свою систему мира. Вокруг неподвижной шарообразной Земли движутся Луна, Солнце, пять планет (известных в то время), а также «сфера неподвижных звезд», которая и ограничивает пространство Вселенной.
Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел, позволяла определять их расположение в тот или иной момент.
Эта система господствовала в науке на протяжении 13 веков.
Но шло время… Человеком, которому удалось создать новую модель Вселенной, стал великий польский астроном Коперник (слайд 12).
Коперник представлял себе Вселенную так:
Центром мира – является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звёзды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Звёзды образуют сферу, которая ограничивает Вселенную.
Вопросы для первичного контроля (участники группы задают вопросы другим группам) (слайд 13).
Учитель: Выступает 2 группа. Тема «Планета Земля».
«Форма и размер Земли».
Земля – планета Солнечной системы, которая вращается на третьей орбите от Солнца (слайд 14). Земля – сравнительно небольшая планета. Её диаметр – 12740 км, а масса 5,98х1024 кг.
Земля, вероятно, единственная планета, на которой есть вода и жизнь. Нашу планету называют «голубой жемчужиной Вселенной»
Земля – огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве.
Шар этот не совсем круглый, а приплюснутый сверху и снизу.
В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор (слайд 15).
Земля имеет около 40000 млн. км по экватору. Возраст Земли примерно 4500 млн. лет.
«Строение Земли». (слайд 16).
Земля подобна большому шару, разделенному на слои. В центре находится ядро, состоящее из железа и никеля, отчасти в расплавленном состоянии. Следующий слой – это мантия, образуемая каменной породой. Она раскалена и местами движется. Поверхностный слой Земли – кора толщиной приблизительно 50 км. На глубине 6300 км к центру Земли температура такая же высокая, как на Солнце.
Из чего же состоит кора? Кора, лежащая под океанами, в основном состоит из твердых базальтовых пород. Материковая кора менее плотная и состоит из гранита.
«Спутник Земли – Луна» (слайд 17).
Луна – это спутник Земли, каменный шар размером намного меньше Земли, который вращается вокруг нашей планеты. Среднее расстояние от Земли до Луны около 400тыс.км.
Луна вращается вокруг Земли, потому что сила тяготения между ними действует как невидимая привязь. Если бы эта сила отсутствовала, Луна улетела бы в Космос.
На поверхности Луны очень много кратеров. Большинство их – результат ударов метеоритов о поверхность Луны. Большие темные пятна на поверхности Луны называются морями. На самом деле это вовсе не моря, а гигантские равнины, образованные лавой, излившейся во время извержения вулканов при рождении Луны.
Луна сияет не своим собственным, а отраженным солнечным светом, который отражает только её одну сторону. Из-за вращения вокруг Земли освещённая сторона Луны видна не полностью, а лишь частями.
Первым человеком, ступившим на лунную поверхность, был американский астронавт Нил Армстронг (слайд 18).
Вопросы для первичного контроля (участники группы задают вопросы другим группам) (слайд 19)
Учитель: Выступает 3 группа. Тема «Солнечная система»
«Солнце – что это такое?» (слайд 20).
Солнце – ближайшая к Земле звезда, огромное раскаленное космическое тело, состоящее из газа. Ученые-астрономы установили, что диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра нашей планеты и составляет 1,4 млн. км.
Масса в 330 тысяч раз больше массы Земли. Внутри Солнца мог бы поместиться миллион таких планет, как Земля. В центре Солнца страшная температура – 15 - 20 млн. градусов.
Еще в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле.
Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне – Аполлоном или Фебом, а славяне – Ярилой. Солнце существует миллиарды лет.
«Значение Солнца в жизни планеты» (слайд 21).
Солнце – это мощный источник энергии в Солнечной системе, а энергия – источник жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого тепла хватает для всего живого на Земле.
Жители Земли очень благодарны Солнцу за то, что оно постоянно дает тепло нашей планете и на Земле бывает такое замечательное время года, как лето.
Что же дает Солнце? Солнце дает Земле свет и тепло. Без этого на Земле постоянно царили бы темнота т такой холод, что все живое не могло бы существовать.
Таким образом, Солнце дает нам жизнь!
Вопросы для первичного контроля (участники группы задают вопросы другим группам) (слайд 22)
Учитель: Я предоставляю слово 4-й исследовательской группе. Тема: «Космические тела».
«Солнечная система и ее планеты» (слайд 23).
Солнечная система – это семья, в котором живет 9 планет. Вот как они расположены по мере удаления от Солнца:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Меркурий (слайд 24) – самая близкая к Солнцу планета, расстояние от Солнца 58 млн. км. Эта планета намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной, её диаметр - 4880 км. Обращается вокруг Солнца за 88 дней, вокруг своей оси – за 59 дней.
Венера (слайд 25) такая яркая, что её часто принимают за НЛО. Её поверхность скрывают плотные белые облака. Находится от Солнца на расстоянии 108 млн. км. Время обращения вокруг Солнца – 224,7 дня. Вокруг своей оси – 243 дня.
Марс (слайд 26) - планета вдвое меньше Земли. Люди называют его Красной планетой, так как он состоит из красного камня. Воздух на Марсе не похож на земной, и человек им дышать не может. На Марсе есть большие пустыни, глубокие каньоны и гигантские вулканы. Диаметр планеты – 6794 км.
У Марса 2 спутника. Наибольший – Фобос.
Расстояние от Солнца – 228 млн км. Время обращения вокруг Солнца – 687 дней. Вокруг своей оси – 24ч. 37 мин.
Планету Сатурн (слайд 27) легко узнать по светящимся кольцам. Внутри Сатурн состоит из газов – это самая легкая планета Солнечной системы. Благодаря своим загадочным кольцам, состоящим из кусков камня и льда, Сатурн издавна считается самой красивой и необычной планетой Солнечной системы.
Самый яркий – Юпитер (слайд 28), его легко найти в ночном небе. Как и вокруг всех газообразных планет вокруг Юпитера имеются кольца, но они так тонки, что их трудно заметить. Поверхность этой планеты покрыта красными и желтыми вихревыми облаками. Красные и белые пятна в облаках Юпитера – это бури, наибольшая из которых называется Большим Красным Пятном.
Уран и Нептун (слайд 29, 30), также состоят из газов. Они так далеки от Солнца, что там всегда темно и холодно. У Урана 21 спутник. Самый наибольший – Титания.
У Нептуна 8 спутников. Наибольший из них – Тритон.
Плутон (слайд 31) – самая маленькая (2274 км) и самая удаленная планета Солнечной системы (5913 млн.км.). Эта единственная планета, «окрестности» которой еще не посетили космические аппараты. Плутон имеет только один спутник - Харон.
«Кометы, метеориты и астероиды».
Комета (слайд 32) – небесное тело (от греческого «кометес» - волосатая).
Кометы состоят из частиц пыли, льда и газа. Когда комета приближается к Солнцу, лед в ядре начинает таять, образуя облако. Это облако составляет хвост кометы.
Астероиды (слайд 33) – каменные глыбы, которые движутся вокруг Солнца. Их, вероятно, около миллиона. Большинство из них находится между орбитами Марса и Юпитера, в полосе, названной Поясом астероидов. У некоторых астероидов есть даже свои луны.
Метеориты – твердые частицы планет. Большинство из них, попадая в атмосферу Земли, сгорают дотла (падающие звезды), но некоторые могут долететь до поверхности планеты и вызвать большие разрушения.
Итак, Солнечная система – это Солнце, девять планет с их спутниками и миллионы астероидов и комет, которые движутся по орбитам вокруг Солнца.
«Наша Галактика»
Галактика (слайд 34) – это огромное скопление звезд, удерживаемое силой тяготения. Галактики подразделяются на эллиптические, спиральные и неправильные.
Наша Галактика (слайд 35) – это Млечный путь, она имеет форму спирали. От основной центральной массы в разные стороны вытягиваются несколько «ветвей». Расстояние от одного конца Млечного пути до другого приблизительно 100000 световых лет, а глубина – 20000 световых лет!
Одними из ближайших к нам Галактик являются Большое и Малое Магеллановы Облака и туманность Андромеды. Галактики распределены неравномерно, образуя скопления.
Вопросы для первичного контроля (участники группы задают вопросы другим группам) (слайд 36)
Практическая работа
Учащиеся выполняют модель Солнечной системы в виде рисунков, аппликаций из бумаги, пластилиновой мозаики. Большая модель, которая изготавливается на ватмане, вывешивается на доску.
5. Рефлексия.
Учитель: Я предлагаю вам составить наш домашний адрес во Вселенной (слайд 37)
- Где мы живем?
Дети: На Земле.
Учитель: - Где находится Земля?
Дети: В Солнечной системе.
Учитель: - Где находится Солнечная система?
Дети: В галактике Млечный путь.
Учитель: - Где находится Галактика?
Дети: Во Вселенной.
Получается приблизительно такой адрес: (слайд 38)
страна – Вселенная,
город – галактика Млечный путь,
улица – Солнечная система,
дом № 3 – планета Земля.
Учитель: Красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы, на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой.
Голубая планета Земля – наш дом. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты!
А в заключении послушайте стихи, которые посвящаются нашей голубой жемчужине Вселенной! (двое заранее подготовленных учеников рассказывают стихотворение)
.Эй, Земля, моя планета, где твой край?
А вовсе нету.
Вокруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь.
Вокруг Солнца я кружу,
Знать, не на китах лежу.
Кто ж они – твоя семья,
Солнца дочь и сыновья?
- То Венера и Меркурий.
И ещё шесть братьев хмурых.
Марс, Юпитер и Сатурн
Да Плутон, Уран, Нептун.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.
И с такой семьёй солидной,
Где живёте вы – не видно?
Ты на небе можешь видеть
Часть от дома, лишь чуть-чуть.
Дом – галактика большая
Под названьем Млечный путь!
А Галактика, одна?
Есть галактики другие,
Неизвестные совсем,
И живут они все вечно
Во Вселенной бесконечной!
6. Домашнее задание (слайд 39)
Теоретическая часть: подготовить сообщение о новых открытиях в Космосе, об исследованиях во Вселенной.
Творческое задание: написать сочинение о своей собственной выдуманной планете.