Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый с применением блочно-модульной технологии.
В основе блочно-модульной технологии – создание и работа по так называемой модульной развертке или маршрутной карте самостоятельной работы ученика. Основные требования, которые предъявляются к содержанию маршрутной карты, определяются назначением этого документа – создать условия для полностью или в значительной степени самостоятельной работы учащегося.
Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.
Рассмотрим пример проведения уроков по данной технологии. Это алгебра 10 класс. Тема: « Решение тригонометрических уравнений». Автор учебника: Мордкович А. Г. и др. (Приложение 1)
Цели, изучения этого модуля, распределяются по трем уровням. Первый уровень – самый общий, т. е. знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся. Второй уровень – включает все, что достигнуто на первом уровне, но в более сложном виде. А третий уровень – все, что достигнуто на 1 и 2 уровнях, но теперь должно применяться в нестандартных ситуациях.
Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Учебные элементы №0 - №4 соответствуют первому уровню подготовки, учебный элемент №5 обеспечивает второй и третий уровни подготовки.
Количество учебных элементов в модуле может быть различным, но всегда необходимым и достаточным для достижения интегрирующей дидактической цели. Однако, при любом их количестве, существуют обязательные учебные элементы, которые включаются в каждый модуль. Это УЭ -0, на котором учитель сообщает сроки изучения; цели; последовательность изучения учебных элементов; особенности работы над содержанием модуля; основные результаты, которые должны быть достигнуты; способы их оформления и проверки; критерии оценивания результатов и т. д.
Второй обязательный учебный элемент – обобщающий – резюме (У Э – Р). Цель этого учебного элемента – повторить все основные теоретические положения в данном модуле и подготовиться к итоговой контрольной работе. Информация для повторения и обобщения представляется в сжатом, концентрированном виде: в виде схем, таблиц, графиков, в виде концентрированного текста, блок – схем, опорных конспектов и т. п. При этом она включается в задания, выполняя которые, ученик повторяет все необходимые способы деятельности, по возможности самостоятельно организуя свою работу.
Третий обязательный учебный элемент – контрольный (У Э – К). Он завершает изучение модуля и представляет собой итоговую проверочную работу.
Все особенности модуля отражаются в так называемой модульной развертке или маршрутной карте самостоятельной работы ученика (см. приложение 1).
Прочитав в маршрутной карте указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебный элемент, и проверяет их по эталонам решений. Эталон учитель демонстрирует ученику, когда тот объявляет о завершении самостоятельной работы над данным учебным элементом. Ученик сравнивает свое решение с эталоном, исправляет ошибки и выставляет себе оценку, которую учитель заносит в оценочный лист. У некоторых учеников проверять работы может и учитель. Нормативы оценивания должны быть известны ученикам. Например, если задание выполнено верно – оценка «5», можно переходить к следующему блоку. Если допущены одна – две ошибки, исправления, небрежность в оформлении – оценка «4».Если выполнена только половина заданий - оценка «3».
Разработанная таким образом маршрутная карта самостоятельной работы ученика выполняет две функции:
- Служит моделью процесса изучения конкретного модуля, отражая цели и последовательность работы, особенности технологии обучения, результаты, которые должны быть, достигнуты; формы их текущего контроля и итоговой проверки.
- Является основой для организации индивидуального образовательного маршрута ученика, предоставляя ему возможность в системе воспринимать все особенности работы с данным модулем.
Положительным в преподавании математики по модульной технологии является то, что все ученики работают на уроке, снят вопрос о поддерживании внимания и дисциплины; знания всех учащихся контролируются и оцениваются вначале самим учеником, а затем учителем. Главное на уроке – самостоятельная работа учеников, учитель – организатор самостоятельного учения, он поддерживает, направляет ученика в его стремлении получить новые знания.
Применение блочно-модульной технологии позволило мне совершенно по- новому строить уроки повторения и обобщения в выпускных классах. Все часы, отведенные на итоговое повторение, я разбиваю на блоки, к каждому блоку составляю индивидуальный образовательный маршрут. Вот как выглядят, например, маршрутные листы к блоку: «Числовые выражения» и «Алгебраические выражения» (см. приложение 2 и приложение 3). Ученик, работая по данному маршруту, сам выбирает уровень сложности заданий (А – обязательный уровень, Б – задания повышенного уровня сложности.)
Применяя в своей педагогической работе технологию индивидуального образовательного маршрута, который, на мой взгляд, является высшим этапом личностно-ориентированного образования, позволило мне по-новому строить и работу с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях. Ученикам, которые нуждались в ликвидации пробелов в знаниях или хотели улучшить свои знания, я предлагала поработать самостоятельно по индивидуальному маршруту, а затем проверяла качество усвоения данной темы в ходе беседы или проверочной работы. Вот один из таких маршрутных листов, предложенный мною ученикам 9 класса (см. приложение 4). Вначале я предлагала ученикам маршрут на одну тему, но ученики, выполнив задания по одной теме, просили меня дать еще дополнительные задания по другой теме. Поэтому я в дальнейшем перешла на другую форму маршрута (приложение 5). Такая форма индивидуальной работы понравилась как моим ученикам, так и мне, а главное: наблюдается пусть незначительное, но улучшение качества знаний по предмету.