Цели урока:
Дидактическая цель:
- Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
Образовательные цели:
- Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека).
- Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.
Развивающие цели:
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
- Воспитательная цель:
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование:
- Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”.
- Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
- Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
- Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” - по 1 на парту
- Образцы плодов и семян - по 1 комплекту на парту.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.
II. Актуализация знаний.
1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения)
2. Фронтальная работа:
- На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений
- Какую работу они выполняют? (опыляют растения)
На доске таблица “Опыление растений”.
3. Индивидуальные задания:
3-4 ученика работают на индивидуальных карточках.
- Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений.
(2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски).
III. Сообщение темы и целей урока.
- Достаточно ли работы насекомых для размножения растений?
(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.)
- А кто это делает? (Люди)
Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай.
А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить.
Прочитайте тему сегодняшнего урока.
Семена путешествуют
- Что значит, путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.)
- На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.)
- А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет)
- Какова же будет цель сегодняшнего урока?
Дети называют цели, учитель корректирует:
Цели:
- Как путешествуют семена?
- Кто им помогает путешествовать?
- Какое значение имеют эти путешествия для природы?
IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.
- У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они
выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика.
- Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей.
- Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ. Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю.
- ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра. Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие.
- Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра)
На доске
- Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие”.
Практическая работа
На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.).
- Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются?
- У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли.
- Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.
ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева.
Физкультминутка.
У - Представим, что мы легкие семена.
Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)
- Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?
(Тяжелые. Нет крылышек)
- Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?
- Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения”
(стр. 42, 2 абзац)
Дети читают. Делают выводы:
- Семенам помогают животные (звери, птицы)
Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:
1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки.
За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений.
Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути.
2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)
3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.
4. Рассмотрим как это им удается .
На доске.
-Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек)
В ходе беседы составляется схема
- В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.)
- Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика)
- Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений?
Работа с учебником.
Ответы детей:
- Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека.
V. Закрепление:
Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений?
Ответы детей:
- Усиление ветра
- Заготовка животными запасов
- Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных
- Появление грибников и ягодников
Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека.
Разгадывание кроссворда:
- Был цветочек золотой,
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова. (Одуванчик) - Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
- Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
- Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
- Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
- Растение-артиллерист (Недотрога)
- Плод этого растения – крылатка. (Клен)
Итог урока (рефлексия)
- Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений)
- Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения)
- Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений)
- Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы)
Я довольна вашей работой на уроке. Надеюсь, вы это запомните и сможете поделиться своими знаниями со своими родителями.
Литература:
- Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
- Атлас-определитель “От земли до неба”.
- Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
- Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.