Цели урока:
Образовательные:
- Показать специфику лесной зоны, отличия хвойных и лиственных лесов.
- Показать взаимосвязь приспособленность живых организмов –членов экосистемы леса и, их зависимость от неживых компонентов и влияния на них.
Развивающие:
- Развивать умение анализа и синтеза.
- Развивать умение работать в группе, обмениваться мнениями и делать общие выводы.
- Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать учебную активность.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: карта природных зон (с нанесёнными на неё животными и растениями), пейзажи лесов, рисунки растений и животных лесов, гербарий лесных растений, видеофильм “Жизнь леса”, аудиокассета “Голоса птиц”.
Ход урока:
1) Организация класса (учащиеся делятся на группы).
2) Актуализация знаний и постановка проблемы.
-Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие с нашими старыми друзьями Мишей и Леной. Для этого мы разбились по группам. Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное результативно. ( На доске вывешивается плакат после ответов учащихся.)
а) Основные правила работы в группе.
- Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
- Выслушать мнение каждого.
- Найти общее решение.
- Выбрать выступающего.
- Прежде чем мы отправимся в путешествие, Миша и Лена хотят узнать достаточный ли багаж знаний вы взяли с собой.
б) “Блиц-опрос”:
--Что такое природная зональность? (Крупные
области со сходными природными условиями,
растительным и животным миром).
--Расскажите о законе природной зональности.
(Правильное чередование природных зон от полюса
к экватору, соответствующее изменению климата,
называют законом природной зональности).
в) Работа в группах: - Продемонстрируйте нам закон природной зональности. (Дети получают карточки с названиями природных зон). Расположите названия природных зон в правильной последовательности.
Ледяные пустыни.
Тундра и лесотундра.
Леса умеренного пояса.
Лесостепи и степи.
Пустыни и полупустыни.
(Выполняется коллективная проверка.) На доске учитель открывает таблицу природных зон, и учащиеся проверяют правильность выполнения задания.
--Как вы думаете, куда сегодня мы совершим
путешествие? Почему? (В леса умеренного пояса).
--О чём пойдёт речь сегодня на уроке? (
Прогнозирование учащихся.)
3) Совместное “открытие нового знания”.
-Сегодня мы действительно отправимся с вами в лес.
а) Создание эмоционального фона урока.
Звучит запись “Голоса птиц”. Чтение стихотворения С. Погорельского о лесе .
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
--Как вы думаете, чем отличается зона тундры от
лесной зоны? (В тундре мало растительности, в
основном растут низкорослые растения, а в лесу
растут деревья).
--Значит, лес—это конечно деревья, а какие
деревья , попробуйте угадать.
б) Загадки о деревьях.
1.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза.)
2.
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
3.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
И в иголках целый год. (Ель.)
4.
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)
(В процессе отгадывания загадок, на доску размещаются картинки с названиями деревьев.)
--Какое название дерева здесь лишнее? Почему?
(Ель лишняя , потому что у всех деревьев листочки,
а у ели иголки).
--В какую группу можно объединить берёзу, рябину,
иву? Почему? (Лиственные деревья.)
--А как называется группа деревьев, к которой
можно отнести ель? (Хвойные деревья.)
6) Закрепление и осмысление знаний.
а) Работа в группах.—У вас на столах лежат образцы разных деревьев, разделите их на две группы. (Проверка выполненной работы.) Дуб, берёза, осина, ива—лиственные деревья. Ель, сосна, кедр - хвойные деревья .
--Ребята, а вы знаете, что в лесу растёт очень
интересное дерево, оно называется лиственница? (
Учитель демонстрирует веточку лиственницы.)
--Как вы думаете к какой группе деревьев его можно
отнести ? Чтобы не ошибиться, давайте обратимся к
толковому словарю. (Работа с толковым словарём
русского языка Ожегова).
Учащиеся зачитывают толкование слова лиственница.
б) Работа с диаграммой. –Какие леса изображены на диаграмме?
(Хвойные и лиственные).
-- А если смешать хвойные и лиственные деревья
,какие получатся леса? (Смешанные).
--Ребята, вот перед нами хвойные, лиственные,
смешанные леса, но кого-то не хватает в нашем
лесу?
5) Совместное “открытие нового знания.”
а) Работа по сенсорному кресту.—Прочитайте буквы и составьте слово.(Животные)
--Чем отличаются животные от растений? (Животные не могут превращать неорганические вещества в органические. Они питаются растениями или другими животными и с пищей получают необходимые им органические вещества, приготовленные растениями.)
--Какие группы животных вы знаете? (Заполняется таблица).
Звери.
Птицы.
Рыбы.
Насекомые.
Земноводные.
Пресмыкающиеся.
--Каких животных мы можем встретить в лесу? (Белка, заяц, лиса, волк, мышь, лось, кабан…) Самые разнообразные животные встречаются в лесу, и я думаю вам будет интересно узнать о их жизни более подробно.
б) Просмотр фильма “Кто как в лесу живёт”(О жизни белки, зайца, енота.)
--Что интересного вы узнали о жизни зайца в лесу?
Физминутка.
в)-Ребята к нам на урок пришли гости из леса. Хотите узнать кто они?
Загадка.
Это рыжая плутовка
И коварна, и хитра
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Любит шустрая—(лисица)
(Девочка в маске лисицы, рассказывает об этом животном.)
“Я рыжая плутовка. Так меня прозвали в народе. Мне нравится моя рыжая шубка, а особенно мой пушистый хвостик, который мне служит рулём во время преследования добычи. На охоту выхожу в любое время суток. У меня острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, я её тут же схвачу. Зимой у меня дом под любым кустиком, свернусь клубочком в снегу, прикрою своим пушистым хвостом нос, чтобы не замёрзнуть и сплю. А летом поедаю насекомых, ягоды и плоды разных растений. У меня очень ценный мех и поэтому я принадлежу к числу важных промысловых животных.”
Загадка.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.(медведь)
(Мальчик в маске медведя ,рассказывает о животном.)
“Про меня люди придумали много сказок. Хотите узнать какой я настоящий, а не сказочный? Я живу в лесу, и меня называют хозяином леса, я самый сильный из всех зверей, Разве только лось да кабан решаться померяться со мной силой. Яне прихотлив в еде, ем всё: и корешки, и ягоды, и улиток, и разных мелких зверей, и птиц. Очень люблю сладкое, могу разорить гнездо диких пчёл и полакомиться мёдом. Не зря меня называют медоедом. Осенью, нагуляв жир, подыскиваю себе берлогу. Всю зиму беззаботно сплю, посасывая лапу. А весной просыпаюсь и выхожу из берлоги. На севере, в Арктике, где только снег и лёд, живут мои братья-—белые медведи. Их повадки похожи на мои: они зимуют в берлоге изо льда, любят купаться и ловить рыбу.”
4. Закрепление и осмысление знаний.
а)Работа в группах. Дидактическая игра “Кто лишний и почему?” (Работа в группах.) Дети получают карточки со словами.
--Выбрать только то , что можно встретить в лесу и дать название образовавшейся группе.
1 группа. | 2 группа. | 3 группа. |
Волк. | Сирень. | Лягушка. |
Тюлень. | Сосна. | Дятел. |
Кабан. | Берёза. | Страус. |
Овца. | Земляника. | Кукушка. |
Кролик. | Тюльпан. | Иволга. |
Корова. | Дуб. | Пингвин. |
Медведь. | Клюква. | Зяблик |
Заяц. | Осина. | Аист. |
Олень. | Голубика. | Клёст. |
--И так в нашем лесу растут растения, живут животные и птицы. Послушайте одну интересную историю.
“Это история о том, как в давние времена люди задумали навести порядок в одном большом лесу. Главный лесничий рассуждал так. Лес—это деревья. Всё остальное – лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…
Прошёл год, второй, третий. Видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу, что—то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: “Что же случилось? Отчего деревья сохнут?”
--Что же произошло с лесом? (Предположение учащихся.)
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житьё. Развелось их видимо—невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых…
--Такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми нитями. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Но эта нить рвётся, когда в природе что—то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.
б) Работа в группах. Создание цепей питания.
1 группа. В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах в траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
(Дубы- шелкопряд- птицы)
2 группа. В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съели молодые деревца.
(Молодые деревца- козы- волки.)
3 группа. Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями- стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы ,но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые саженцы.
(Деревца- мыши- ежи, барсуки.)
-Ребята, в природе нет ничего лишнего. Вот послушайте ,как об этом говорит Борис Заходер.
Стихотворение Б. Заходера “Про всех на свете”.
Все-все,
Все на свете,
На свете нужны!
И Мошки
Не меньше нужны,
Чем Слоны,
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников—
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все в подряд—
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И. если мы с кем-то
Не очень дружны--
Мы всё-таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним окажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
в) Работа с учебником. –Лес и его обитатели играют огромную роль в жизни человека. А какую роль мы узнаем из учебника Стр. 18. №7 (Высказывания учащихся)
--Лес—это наше богатство, зелёный наряд нашей земли. Там где лес, всегда чистый воздух.
Лес—это дом для зверей и птиц, это кладовая , щедро отдающая свои дары: орехи ,ягоды, грибы.
И поэтому мы должны бережно относиться к лесу. Как надо вести себя в лесу? Какие правила вы знаете?(Ответы учащихся.) По ходу ответов учащихся, на доске располагаются таблички о правилах поведения в лесу.
Любите родную природу—
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
-И так ,ребята, наше путешествие по лесной зоне закончилось. Миша и Лена с вами прощаются до следующего урока. А мы подведем итог нашего путешествия.
5. Итог урока:--Что нового вы узнали на уроке?
--Какую роль в жизни человека играет лес?
--Какие связи существуют между живой и неживой
природой?
6. Домашнее задание.Стр.19—21 прочитать