Теоретические знания учащихся строятся и выводятся на основе фактического материала. Эти факты получают в результате или в процессе проведения экспериментов. При этом эксперимент выступает в роли и способа добывания знаний. Наблюдая или выполняя опыты, ученики накапливают факты для сравнений, обобщений, выводов.
Теоретические основы этих внеклассных занятий закладываются на уроках химии и биологии. Учащимся предоставляется возможность использовать полученные знания и умения на практике.
Внеклассную работу веду по трем направлениям: экологическому, химическому и сельскохозяйственному. Формы работы с учащимися разные: индивидуальная (подготовка докладов, сообщений и др.); групповая (работа над исследовательскими проектами); массовая (подготовка предметных недель, участие на олимпиадах, в научно-практических конференциях) На эти вопросы обращается особое внимание. И в решении этих задач наиболее эффективным остается химический исследовательский эксперимент. Немаловажный фактор при разработке школьного химического эксперимента является доступность материалов и реактивов, а также простота выполнения эксперимента. Данные разработанные мною методики экспериментов отвечают этим требованиям.
По разработанной мною методике по водной экологии работаем уже шестой год и создали научно-исследовательский экологический проект «Мониторинг водных объектов с. Эльгяй». Этим проектом каждый год успешно выступаем на улусных, региональных, республиканских и всероссийских конкурсах.
В прошлом году разработали методику по органическому синтезу. Синтезировали хозяйственное мыло из пищевого жира и рассчитали экономические затраты. Эта работа на республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» отмечена поощрением.
По общей биологии разработали методику по селекции домашних птиц. По этому проекту работает ученик 7-го класса уже третий год и также успешно выступает на улусных, региональных, республиканских НПК «Шаг в будущее». В этом году мы разработали методику экологического эксперимента с амилазой слюны моделирующую влияния различных антропогенных факторов на живой организм. Эта работа на улусном и региональном НПК «Шаг в будущее» занял 1-е место.
В целом систематическое применение исследовательского метода обучения через организацию исследовательской работы учащихся на уроках и на внеклассных занятиях способствует развитию исследовательских навыков учащихся, их творческих способностей и познавательного интереса.
Творческий эксперимент, который будит творческую мысль, всегда эффективнее :
- учащиеся знакомятся с приемами и методами творческой работы, которые могут быть использованы и в других сферах деятельности;
- они более основательно и фундаментально изучают содержание предмета;
- значительно расширяют свой научный кругозор;
- приобретают опыт творческой деятельности, что совершенно необходимо для любой профессиональной деятельности.
- Для формирования экологических знаний учащихся разработала фото-тестовые задания «Угадай-ка». На предметной неделе по химии для учащихся Х – ХI классов провожу внеклассное занятие «Вещества – экорегуляторы в природе» выясняющий, как вещества-посредники помогают живым организмам адаптироваться к условиям окружающей среды.
Применение данной методики привело к повышению интереса учащихся к предмету, улучшению качества успеваемости, повышению результативности учащихся на улусных олимпиадах по биологии, экологии, химии.
Также показателем эффективности отобранного метода принимаю результативность своих выпускников:
1. Участие на региональной олимпиаде
выпускников (1-е место)
2. Результаты ЕГЭ (качество 50%, высший бал 70б)
3. Поступление в вузы (ЯМИ, ЯГСХА,
Екатеринбургский лесотехнический университет,
Томский медицинский университет и др.)
ДОКДАД
на тему «Роль развивающих практикумов в
профильной подготовке учащихся»