Мастер-класс "Организация работы по формированию патриотических качеств личности у воспитанников детского дома через приобщение к семейным и народным традициям"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по реализации воспитательной программы “Формирование патриотических качеств личности воспитанников детского дома через приобщение к семейным и народным традициям”.

Разрабатывая программу, я думала о том, как построить систему воспитательной работы в группе-семье, чтобы воспитать в детях чувство патриотизма, которое выражалось бы в стремлении и потребности в любых условиях сберечь достоинство Родины, практическими делами укреплять её могущество; научить детей нести ответственность за происходящее вокруг, понимать, что от их поступков напрямую зависит благосостояние всего общества.

И поэтому данная программа основывается на социокультурном материале поселка Петропавловка Муромцевского района. Материалы программы помогают детям больше узнать об истории группы-семьи, в которой они живут, познакомиться и принять участие в возрождении народных традиций, изучить историю и духовные ценности русской семьи.

Содержание программы основано на идеи формирования патриотизма “от малого к большому”. От ответственности за свою семью к формированию глубоких нравственных принципов и ответственности за судьбу родного края.

Цель программы: Формирование патриотических качеств личности воспитанников через воспитание уважительного отношения к семейным и народным традициям.

Задачи программы:

  1. Познакомить детей с историей и культурными традициями семьи, детского дома, посёлка.
  2. Научить собирать, анализировать и систематизировать краеведческий материал.
  3. Привлекать детей к активному участию в традициях, национальных праздниках и обрядах, к созданию новых традиций семьи и детского дома.

Программа рассчитана на 3 года, предполагает реализацию намеченных задач в трёх направлениях:

  1. Семья.
  2. Детский дом
  3. Посёлок

Таким образом, по каждому направлению происходит знакомство с историей, традициями и выдающимися людьми семьи, детского дома, посёлка; дети изучают народные ремёсла и изготавливают изделия народного промысла, а также участвуют в народных праздниках.

Работа каждого года направлена на большое значимое для детей дело:

1 год - создание музея по истории семьи.

2 год – оформление альбома “традиции детского дома”.

3 год – работа направлена на проведение серии акций в селе и оформление стенда в библиотеке села “Знаменитые люди посёлка”.

- проведение выставки – вернисажа “Добрых рук мастерство” (где будут представлены изделия народных умельцев села)

На сегодняшний день проработано содержание первого года программы. В результате в группе-семье оформлен музей по истории семьи. В ходе оформления музея мы с детьми проделали большую поисковую работу: восстановили список воспитанников, проживавших в семье, и список бывших работников семьи. Восстановили историю семьи с момента её создания. Все материалы были систематизированы в семейной летописи “Семейный архив представляют юные” и в фотоальбоме “Семейный альбом хранит наши судьбы”.

Оформили семейное древо, на котором помещены фотографии всех воспитанников семьи. У основания древа мы расположили первых воспитателей и воспитанников семьи. Затем в порядке пребывания воспитанников мы располагаем их фотографии на новых ветвях. А также в этой экспозиции оформлена ниша, на которой располагаются семейные альбомы и грамоты детей. этот материал использовался для оформления экспозиции в музее семьи “Древо жизни семьи”.

Инструментом формирования нравственности послужило создание символики, которая отражает особенности жизни семьи. Созданы герб, ребята сочинили гимн, разработали законы коллективной жизни и устав. Разработанный материал определил название следующей экспозиции музея семьи “Стена информации”.

Традиционным стало проведение в семье вечеров “Попробуй волшебником стать”, где дети занимаются рукоделием. Все девочки в семье вяжут, вышивают, мальчики занимаются резьбой по дереву.

Изделия детей оформлены в экспозиции семейного музея под названием “Народная культура”.

В ходе работы над оформлением музея семьи ребята приобретали опыт исследовательской работы. Знания и умения, полученные детьми в процессе коллективного оформления музея, несомненно, пригодятся им в самостоятельной жизни – это традиции оформления фотоальбомов, семейного древа.

Фотоальбомы у нас находятся не только в музее семьи, но и каждый воспитанник оформляет альбом “История моей жизни”. Оформляя, его ребёнок осознаёт своё прошлое, настоящее и будущее. Этот альбом, особенно дорог детям, потому что напоминает им о прошлой жизни. Хранится он в безопасном месте, и никто его не может брать и рассматривать. Сам ребёнок испытывает затруднения в оформлении такого альбома в написании некоторых его страниц, подборе материала. Поэтому я работаю с каждым ребёнком индивидуально над альбомом его жизни. Мы обсуждаем с ним материалы, которые помещаются в альбом, продумываем на какой странице будут располагаться фотографии, картинки, рисунки, письма. По мере возможности помогаю ребёнку сфотографировать те места, где он жил (например, роддом, где он родился, детский дом, и дом где он жил). В будущем этот альбом обязательно ему пригодиться для воспоминаний о прошлом и пополнит архив семейных фотографий.

Главным в работе по патриотическому воспитанию считаю, изучение традиций русского народа.

В ходе реализации программы мною разработана серия занятий по приобщению детей к семейным и народным традициям. Готовясь к каждому занятию, я стараюсь, чтобы оно было нужным и полезным, содержательным и интересным; не только подбираю нужную информацию, но и продумываю с какой “изюминкой” её преподнести детям. Это требует определённого творчества. Содержание занятий направленно на то, чтобы дети научились уважительно относиться к своему дому, семье, традициям русского народа.

В самом начале каждого занятия сообщаю детям о том, что полученные знания обязательно пригодятся им, когда они будут жить самостоятельно.

В своей работе отдаю предпочтение формам и методам, которые стимулируют творческую активность, развивают самостоятельность и инициативность. Это следующие методы:

  • наглядный
  • “Погружение в прошлое и его реконструкция”
  • практический
  • проблемно-поисковый
  • метод инсценизации
  • пропедевтический,

а также часто использую творческие задания, игровые ситуации, практически на каждом занятии мы с ребятами сравниваем жизнь и быт крестьян с современной жизнью. Эти формы и методы повышают познавательную активность детей, делают процесс обучения увлекательным.

Очень эффективен для эмоционального настроя детей показ наглядных предметов быта русской старины. Как известно, на Руси в избе самой главной и необходимой была русская печка. В старину даже говорили “плясать от печи”, то есть начинать с главного. Макет русской печи у нас стоит в музее, где я с детьми часто провожу занятия, во время которых часто использую образцы стариной посуды: чугунок, ухват, крынки, деревянные ложки.

Дети начинают лучше понимать прошлое, когда погружаются в него, поэтому на занятиях я использую метод “погружение в прошлое и его реконструкция”. Так на занятии “В музее народного быта” ребята реконструировали внутреннее убранство русской избы, приобретали знания через практические действия. А также ребята сравнивали предметы старинного русского быта с предметами, которые используются в быту сейчас.

Стараюсь содержание занятий строить на сопоставлении старинных русских традиций и современных. На занятии “Воспитание в русской семье” две команды детей: команда “Домострой” и команда “Современность” сравнивали уклад жизни русской семьи в прошлом с укладом современной семейной жизни.

На Руси говорили “Каша – мать наша”. Без каши на Руси не проходило не одного дня. “Старинная русская кухня” - так называлось практическое занятие, на котором дети учились варить кашу по старинным русским рецептам. На занятии ребята сравнивали приготовленную кашу с современной кашей “Быстров” по полезности и вкусовым качествам. В конце занятия каждому ребёнку была подарена книга для записи рецептов. Сейчас уже записано в этих книгах достаточно много рецептов старинной русской кухни. Использование этого метода позволяет детям через практические действия глубоко и целенаправленно усваивать знания.

Познавательная деятельность детей приобретает творческий характер, когда использую метод проблемного обучения. На занятиях часто создаю проблемную ситуацию, при которой ребёнок хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает сведений и он самостоятельно их ищет. Этот метод способствует подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в обществе. Так на одном из занятий дети отправлялись в поисковую экспедицию, где находили нужные предметы для оформления русской избы. Ребёнку не хватало сведений об этих предметах, но он искал их с помощью сопоставления, сравнения с другими предметами.

Важным фактором осознания прошлого является создание детьми образа, какого- либо героя, принятие на себя, его роли. На занятиях девочки пробуют себя в роли хозяйки дома, мальчики в роли крестьянина. Часто дети выполняют роли экскурсоводов. Исполняя эти роли, дети подчиняются определенной системе правил, то есть действуют по тем правилам, которым следовал герой в прошлом.

Для того, чтобы вызвать повышенный интерес к занятиям воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка использую “моменты неожиданности”. На занятии “О чём рассказала лучина” в самом начале гаснет свет в группе-семье и раздаются детский голосок с магнитофонной ленты: “Почему так приятно сидеть у деревенской печки, у городского камина? И т.д.”. я выступала в роли лучины и сначала проводила занятие в темной комнате при лучине, затем по ходу рассказа об историческом развитии осветительных приборов последовательно зажигала лучину, свечу, ручной фонарь, керосиновую лампу, электрическую и люминесцентную лампы.

Для закрепления материала, использую творческие задания, например составление мини-кроссвордов. Две группы получают список слов, на основе которых рисуют и составляют мини-кроссворды.

1 группа – изба, сени, лучина, печь

2 группа – веретено, прялка,

после составления кроссвордов группы их отгадывают.

В конце занятий, используя “пропедевтический метод”, для того, чтобы вызвать у детей интерес к следующему занятию и ввести в круг проблем последующих занятий.

Сейчас я попробую провести не большой эпизод занятия с использование нескольких перечисленных методов.

- уважаемые коллеги, я попрошу вас выступить в роли детей. Для обыгрывания этого эпизода нам понадобятся две команды.

- ребята, когда вы станете взрослыми и самостоятельными, у вас будет свой дом, и вы будете оформлять интерьер этого дома. Сегодня я предлагаю одной группе оформить современный интерьер одной из комнат, а другой – оформить комнаты русской избы. Для этого каждая группа получает макет комнаты и одинаковый комплект необходимой мебели предметов быта, но выбрать надо только необходимые предметы и правильно разместить их в современной комнате и избе. ( для того, чтобы приклеить необходимый предмет к макеты, необходимо с двухстороннего скотча снять верхний слой бумаги). После того, когда каждая команда закончит работу, я хочу услыхать от вас мнение о том, почему именно такой вариант оформления комнаты и избы вы выбрали. С этим заданием, думаю, вы ставитесь за три минуты.

Самостоятельная работа

Вы все хорошо стравились с заданием, и сейчас я попрошу группы показать все свои работы и ответить на вопрос “Почему именно такой вариант оформления комнаты и избы вы выбрали?”.

Демонстрация готовых работ.

- Группа “Современность” справились с заданием. Молодцы.

(Как вы думаете, правильно ли коллеги оформили убранство русской избы?)

- Чем отличается убранство русской избы от интерьера современного дома?

Участвуя, в этом фрагменте занятия вы, наверное, все заметили, что были использованы следующие методы:

  • проблемно-поисковый;
  • практический;
  • метод сравнения;
  • метод погружение в прошлое;
  • наглядный.

Используя эти методы и проводя подобные занятия, я заметила, что дети успешнее усваивают материал. Включаясь в процесс обсуждения, учатся совмещать интересы, планировать общую деятельность, им приходится учитывать мнение товарища, дети приобретают опыт коллективной работы.

При оформлении комнаты и избы проявляют фантазию, выдумку, догадку. Учатся классифицировать предметы быта, находить их место среди основных. Детей привлекает яркость макетов, и они работают с большим удовольствием, поэтому полученные знания отличаются глубиной и прочностью. Также у детей формируются такие качества, как активность, самостоятельность, ответственность, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей успешной социальной адаптации воспитанников в современном обществе.

Анализируя результаты реализации программы “Формирование патриотических качеств личности у воспитанников Петропавловского детского дома через приобщение к семейным и народным традициям”, можно сказать, что значительно изменилось отношение воспитанников к семье. К концу первого года реализации программы в группе – семье преобладает ситуативно-позитивное отношение к семье. При исследовании это отметили 70 % воспитанников. Значительно уменьшилось (на 30%) количество детей, имеющих ситуативно-негативное отношение к семье. В 2006 году устойчиво-негативное отношение к семье отмечало 20% детей, а в 2007 году устойчиво – негативное отношение к семье дети при исследовании не отметили.

Понятие “семья” для многих воспитанников стало более значимым. Об этом свидетельствуют результаты ранжирования понятий по степени личной значимости. Если в 2006 году воспитанники отдавали предпочтение таким понятиям как “свобода”, “любовь”, а такие понятия как “семья” и “родина” имели низкий рейтинг, то в 2007 году понятие “семья” занимает 2 место в рейтинговом ряду, а понятие “свобода” на 5 месте. Понятие “родина” стало значимым для 10% детей – это на 5 % больше, чем в предыдущем исследовании.

Произошли положительные изменения социально-психологического климата в семье. В семье средняя степень благоприятности социально-психологического климата. В 2006 году средний балл социально-психологического климата составил 15. В 2007 году средний балл стал выше на 4 и составил 19, что свидетельствует о значительном улучшении социально-психологического климата в семье.

У воспитанников значительно повысился уровень знаний по истории семьи, в которой они проживают. Уровень знаний по истории семьи повысился благодаря целенаправленной и систематической работе с воспитанниками по созданию музея истории семьи.

В ходе реализации программы в группе-семье сложилось ещё несколько традиций: празднование Нового года, Рождества, Дня именинника. Еженедельно семья собирается за самоваром и обсуждает проблемы и достижения. Стало традицией чтение книг в семейном кругу. Все дети семьи занимаются в спортивных секциях и поэтому решили проводить семейные прогулки на лыжах. Результаты реализации программы показывают, что проводимая работа эффективна и способствует развитию творчески активной личности, создаёт благоприятный фон для целенаправленной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.