Внеклассное занятие по русскому языку в 3-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

  1. Обобщать знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова.
  2. Развивать умение анализировать слова.
  3. Расширять словарный запас, формировать чувство слова.
  4. Прививать стремление бережно относиться к родному языку, воспитывать чувство гордости за свой язык.

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в игру.

- Стихотворное начало урока:

Начинается урок
Он пойдет, конечно, впрок
Постараюсь все понять,
Чтобы правильно решать.

- Посмотрите на оформление доски класса (тема, эпиграф о русском языке, портреты писателей) и вы без труда узнаете тему нашего занятия.

Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Учащиеся читают высказывания о русском языке.

  1. А.С.Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, “русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”. Ему свойственны “величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность”.
  2. “Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”. Так считал Л.Н.Толстой.
  3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: “Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого”.
  4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
    “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершаете дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.
  5. И.С.Тургенев просил:

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достижение передано нашими предшественниками”

2. Путешествие по станциям.

- Сегодняшнее занятие посвящено русскому языку, разделу “Части слова” и пройдет оно в виде путешествия по станциям.

(класс делится на 4 команды и рассаживается по группам).

I. Станция Родственная (однокоренных слов).

- Нам повстречались семейка Гусей и гусеница (на доске рисунок)
- Вы кто такие? – говорит гусеница.
- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.

Вопрос учителя:

- Правда ли является Гусеница тетей, родственницей Гусям?

Т.е. являются ли слова гусь, гусыня, гусята и гусеница однокоренными, родственными, ведь у них есть общая одинаковая часть? (нет).

Задание по группам.

Игра “Пятый лишний”.

смех вода лес пар лист
смешной подводник лесной париться листок
смешать водитель лесник парочка листочек
смешить водный лесок парное листопад
  водяной леска пареный хлестать

- Как вы определили, что это или иное слово “лишнее”?
- Какие это слова? Почему они так называются? (имеют один корень, общую часть и близки по смыслу)
- А какую часть слова можно найти в земле? (корень).

II. станция “Корневая”

И мы попадаем на другую станцию “Корневая”.

- Что такое корень?

Это главная часть слова. Как дерева нет без корня, так и нет слов без корня.

В словах выделены корни, но жители этой станции просят, чтобы вы проверили, правильно ли это сделано. Исправьте. Как? (подбирают однокоренные слова).

- Мы правильно выполнили это задание, отправляемся дальше.

Физминутка. Творческая пауза.

Сказка о корне.

III. станция “Приставочная”

Игра “День – ночь”.

Предлагаются сюжетные картинки, обозначающие слова:

- С помощью предложенных приставок образуйте новые слова.
- Какая роль приставки в слове? (образование слов с новым значением)
- А теперь, кто полетит? Кто поплывет, кто пойдет, а кто и побежит к следующей станции.

IV. станция “Суффиксальная”.

- На нашем пути – необыкновенное дерево с удивительными листочками.

За окном давно зима, а наше деревце до сих пор стоит в листочках.

Поможем деревцу сбросить листочки.

- Подберите к своим словам нужный суффикс.

береза звезда солнце дом
лес белый ветер сад
к, ник; очк, еньк; ышк, ок; ик, ов.

V. Возвращение в класс, “домой”.

- Наше путешествие подходит к концу. А нам еще надо вернуться домой.

И выполнить еще интересное задание.

Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

- А вы можете собрать слово из частей?
- Что нужно знать, чтобы верно собрать слово из частей (место части слова).

Дети встают с карточками так, чтобы получить слово.

ушк и игр (игрушки)
сад ый ов (садовый)
ой ск мор (морской)
ход вы ит (выходит)

VI. Игра – аукцион “Кто больше”

Здесь у нас аукцион
Подведет итоги он
Тот, кто больше, лучше знает
Тот награду получает.

- Вам нужно подобрать, придумать слова к схеме.

VII. “Необычный рассказ”.

- Составить рассказ, чтобы в каждом предложении было слово с корнем:

3. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие.

- Где же сегодня вы побывали? Что интересного узнали?
- А что повторили, узнаем, разгадав кроссворд: Какая часть слова главная?” (Корень)

  1. Часть слова, которая стоит после корня. (суффикс)
  2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (приставка)
  3. К какому слову нельзя задать вопрос? (предлог)
  4. Слова, имеющие одинаковый корень и общий смысл. (однокоренные)