Задачи:
- Обобщать знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова.
- Развивать умение анализировать слова.
- Расширять словарный запас, формировать чувство слова.
- Прививать стремление бережно относиться к родному языку, воспитывать чувство гордости за свой язык.
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в игру.
- Стихотворное начало урока:
Начинается урок
Он пойдет, конечно, впрок
Постараюсь все понять,
Чтобы правильно решать.
- Посмотрите на оформление доски класса (тема, эпиграф о русском языке, портреты писателей) и вы без труда узнаете тему нашего занятия.
Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.
Учащиеся читают высказывания о русском языке.
- А.С.Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, “русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”. Ему свойственны “величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность”.
- “Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”. Так считал Л.Н.Толстой.
- Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: “Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого”.
- Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил
русскому языку стихотворение в прозе.
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершаете дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. - И.С.Тургенев просил:
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достижение передано нашими предшественниками”
2. Путешествие по станциям.
- Сегодняшнее занятие посвящено русскому языку, разделу “Части слова” и пройдет оно в виде путешествия по станциям.
(класс делится на 4 команды и рассаживается по группам).
I. Станция Родственная (однокоренных слов).
- Нам повстречались семейка Гусей и гусеница (на
доске рисунок)
- Вы кто такие? – говорит гусеница.
- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетя – Гусеница.
Вопрос учителя:
- Правда ли является Гусеница тетей, родственницей Гусям?
Т.е. являются ли слова гусь, гусыня, гусята и гусеница однокоренными, родственными, ведь у них есть общая одинаковая часть? (нет).
Задание по группам.
Игра “Пятый лишний”.
смех | вода | лес | пар | лист |
смешной | подводник | лесной | париться | листок |
смешать | водитель | лесник | парочка | листочек |
смешить | водный | лесок | парное | листопад |
водяной | леска | пареный | хлестать |
- Как вы определили, что это или иное слово
“лишнее”?
- Какие это слова? Почему они так называются?
(имеют один корень, общую часть и близки по
смыслу)
- А какую часть слова можно найти в земле? (корень).
II. станция “Корневая”
И мы попадаем на другую станцию “Корневая”.
- Что такое корень?
Это главная часть слова. Как дерева нет без корня, так и нет слов без корня.
В словах выделены корни, но жители этой станции просят, чтобы вы проверили, правильно ли это сделано. Исправьте. Как? (подбирают однокоренные слова).
- Мы правильно выполнили это задание, отправляемся дальше.
Физминутка. Творческая пауза.
Сказка о корне.
III. станция “Приставочная”
Игра “День – ночь”.
Предлагаются сюжетные картинки, обозначающие слова:
- С помощью предложенных приставок образуйте
новые слова.
- Какая роль приставки в слове? (образование слов
с новым значением)
- А теперь, кто полетит? Кто поплывет, кто пойдет,
а кто и побежит к следующей станции.
IV. станция “Суффиксальная”.
- На нашем пути – необыкновенное дерево с удивительными листочками.
За окном давно зима, а наше деревце до сих пор стоит в листочках.
Поможем деревцу сбросить листочки.
- Подберите к своим словам нужный суффикс.
береза | звезда | солнце | дом |
лес | белый | ветер | сад |
к, ник; | очк, еньк; | ышк, ок; | ик, ов. |
V. Возвращение в класс, “домой”.
- Наше путешествие подходит к концу. А нам еще надо вернуться домой.
И выполнить еще интересное задание.
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- А вы можете собрать слово из частей?
- Что нужно знать, чтобы верно собрать слово из
частей (место части слова).
Дети встают с карточками так, чтобы получить слово.
ушк и игр (игрушки)
сад ый ов (садовый)
ой ск мор (морской)
ход вы ит (выходит)
VI. Игра – аукцион “Кто больше”
Здесь у нас аукцион
Подведет итоги он
Тот, кто больше, лучше знает
Тот награду получает.
- Вам нужно подобрать, придумать слова к схеме.
VII. “Необычный рассказ”.
- Составить рассказ, чтобы в каждом предложении было слово с корнем:
3. Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие.
- Где же сегодня вы побывали? Что интересного
узнали?
- А что повторили, узнаем, разгадав кроссворд: “Какая
часть слова главная?” (Корень)
- Часть слова, которая стоит после корня. (суффикс)
- Часть слова, которая стоит перед корнем. (приставка)
- К какому слову нельзя задать вопрос? (предлог)
- Слова, имеющие одинаковый корень и общий смысл. (однокоренные)