Страны Южной Америки

Разделы: География


Тема: Страны Южной Америки.

Цели:

  • Совершенствовать умение сравнивать, составлять описания, давать характеристики компонентов природы, особенности населения и хозяйственной деятельности людей.
  • Продолжать формирование умений работать с тематическими картами, таблицами, справочными материалами, дополнительной литературой.
  • Развивать познавательный интерес к географии.
  • Формировать представления о профессиях, связанных с географическими науками
  • Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, умение работать в группе.
  • Формировать умение выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения.

Тип урока: пресс-конференция.

Оборудование: настенные карты Южной Америки: физическая, экономическая, политическая; атласы, иллюстрации и фотографии, рисунки учащихся, таблички с названиями экспедиций и журналистов.

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап

В классе заранее сообщается тема урока, организуется 2 экспедиции в страны Востока материка и в страны Анд. В каждой экспедиции распределяются обязанности, выбираются: начальник экспедиции, геолог, биолог, историк, климатолог, экономист, этнограф. Каждый участник научной экспедиции готовит сообщение, рисует рисунки, чертит графики по одной конкретной теме, заполняет контурную карту, подбирает иллюстрации.
Остальные ученики класса – журналисты различных телеграфных агентств: «Юный натуралист», «Гео», «Вокруг света». Задача журналистов – подготовить вопросы, которые они могут задать после выступления того или иного ученого.

2. Организационный момент

Ученики рассаживаются за столы с прикрепленными к ним табличками. Учитель сообщает тему и цели урока.

– Дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались по очень важному поводу. В нашем классе  событие – вернулись из долгой экспедиции наши друзья. Они побывали в Бразилии и Перу и, конечно же, им не терпится рассказать обо всем, с чем они столкнулись во время своего путешествия. Цель экспедиции заключалась в том, чтобы изучить природу и ее влияние на природные условия и хозяйственную деятельность населения. Для подведения итогов приглашены ведущие корреспонденты и журналисты различных географических изданий.

3. Основная часть урока

Конференцию мы построим по следующему плану:

  • «Визитная карточка».  ообщение названия государства, его площади, столицы, численности населения. Ученик свой рассказ сопровождает  показом по карте. Демонстрация флага и герба)
  • История открытия и исследования государства.
  • Географическое положение.
  • Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (К работе прикрепляется контурная карта с выполненной работой по теме, демонстрация коллекции полезных ископаемых).
  • Климат, гидрографическая сеть.(Рассказ сопровождается показом рек и озер по карте)
  • Почвы, флора и фауна. (Показ иллюстраций, рассказ о эндемичных видах)
  • Особенности проживающего населения: численный, национальный состав, культура народов страны. (Национальный костюм, обряды и обычаи народов)
  • Общие впечатления о стране.

После выступления членов экспедиции корреспонденты представляются и задают свой вопрос, который был подготовлен заранее.

4. Примерные вопросы ученым

 Начальнику экспедиций:

– Каковы особенности географического положения стран?
– Какие меры для охраны природы принимаются в этой стране?

Историку:

– Как происходило освоение территории страны? В какое время?
– Какие важные исторические события происходили в государстве?

Геологу:

– Какие формы рельефа преобладают?
– Какие  полезные ископаемые добываются в недрах страны?

Климатологу:

– В каких климатических поясах находится страна, как это отражается на природных особенностях государства?

Биологу:

– Какие природные зоны находятся здесь и какие названия, отличные от других материков, они имеют?
– Какие растения и животные вы наблюдали во время своей экспедиции? Чем они интересны?

Этнографу:

– Расскажите о коренных народах, населяющих страну. Каковы их основные занятия?
– С какими обычаями и традициями народов вы познакомились?

5. Подведение итогов

Учитель предлагает самим участникам конференции оценить свою работу и работу журналистов.

Опрос мнений:

– Понравился ли вам урок?
– Чему научились?
– Какие были трудности при подготовке к уроку?
– Стоит ли еще нам проводить подобные пресс-конференции?

Учитель выставляет оценки самым активным участникам конференции: ученым-путешественникам и журналистам СМИ, которые подготовили самые интересные вопросы.

Использованная литература:

  1. География: уроки-игры в средней школе/ сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Внеклассная работа по географии. 7 класс. Сост. Клюшникова Н.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.