Тема: Страны Южной Америки.
Цели:
- Совершенствовать умение сравнивать, составлять описания, давать характеристики компонентов природы, особенности населения и хозяйственной деятельности людей.
- Продолжать формирование умений работать с тематическими картами, таблицами, справочными материалами, дополнительной литературой.
- Развивать познавательный интерес к географии.
- Формировать представления о профессиях, связанных с географическими науками
- Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, умение работать в группе.
- Формировать умение выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения.
Тип урока: пресс-конференция.
Оборудование: настенные карты Южной Америки: физическая, экономическая, политическая; атласы, иллюстрации и фотографии, рисунки учащихся, таблички с названиями экспедиций и журналистов.
ХОД УРОКА
1. Подготовительный этап
В классе заранее сообщается тема урока,
организуется 2 экспедиции в страны Востока
материка и в страны Анд. В каждой экспедиции
распределяются обязанности, выбираются:
начальник экспедиции, геолог, биолог, историк,
климатолог, экономист, этнограф. Каждый участник
научной экспедиции готовит сообщение, рисует
рисунки, чертит графики по одной конкретной теме,
заполняет контурную карту, подбирает
иллюстрации.
Остальные ученики класса – журналисты различных
телеграфных агентств: «Юный натуралист», «Гео»,
«Вокруг света». Задача журналистов –
подготовить вопросы, которые они могут задать
после выступления того или иного ученого.
2. Организационный момент
Ученики рассаживаются за столы с прикрепленными к ним табличками. Учитель сообщает тему и цели урока.
– Дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались по очень важному поводу. В нашем классе событие – вернулись из долгой экспедиции наши друзья. Они побывали в Бразилии и Перу и, конечно же, им не терпится рассказать обо всем, с чем они столкнулись во время своего путешествия. Цель экспедиции заключалась в том, чтобы изучить природу и ее влияние на природные условия и хозяйственную деятельность населения. Для подведения итогов приглашены ведущие корреспонденты и журналисты различных географических изданий.
3. Основная часть урока
Конференцию мы построим по следующему плану:
- «Визитная карточка». (Сообщение названия государства, его площади, столицы, численности населения. Ученик свой рассказ сопровождает показом по карте. Демонстрация флага и герба)
- История открытия и исследования государства.
- Географическое положение.
- Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. (К работе прикрепляется контурная карта с выполненной работой по теме, демонстрация коллекции полезных ископаемых).
- Климат, гидрографическая сеть.(Рассказ сопровождается показом рек и озер по карте)
- Почвы, флора и фауна. (Показ иллюстраций, рассказ о эндемичных видах)
- Особенности проживающего населения: численный, национальный состав, культура народов страны. (Национальный костюм, обряды и обычаи народов)
- Общие впечатления о стране.
После выступления членов экспедиции корреспонденты представляются и задают свой вопрос, который был подготовлен заранее.
4. Примерные вопросы ученым
Начальнику экспедиций:
– Каковы особенности географического
положения стран?
– Какие меры для охраны природы принимаются в
этой стране?
Историку:
– Как происходило освоение территории страны?
В какое время?
– Какие важные исторические события происходили
в государстве?
Геологу:
– Какие формы рельефа преобладают?
– Какие полезные ископаемые добываются в
недрах страны?
Климатологу:
– В каких климатических поясах находится страна, как это отражается на природных особенностях государства?
Биологу:
– Какие природные зоны находятся здесь и какие
названия, отличные от других материков, они
имеют?
– Какие растения и животные вы наблюдали во
время своей экспедиции? Чем они интересны?
Этнографу:
– Расскажите о коренных народах, населяющих
страну. Каковы их основные занятия?
– С какими обычаями и традициями народов вы
познакомились?
5. Подведение итогов
Учитель предлагает самим участникам конференции оценить свою работу и работу журналистов.
Опрос мнений:
– Понравился ли вам урок?
– Чему научились?
– Какие были трудности при подготовке к уроку?
– Стоит ли еще нам проводить подобные
пресс-конференции?
Учитель выставляет оценки самым активным участникам конференции: ученым-путешественникам и журналистам СМИ, которые подготовили самые интересные вопросы.
Использованная литература:
- География: уроки-игры в средней школе/ сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кондратюк Н.Н. Дидактические материалы по географии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Внеклассная работа по географии. 7 класс. Сост. Клюшникова Н.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.