Главной педагогической задачей на сегодняшний день является развитие компетентной, мобильной личности, способной к самостоятельному выбору в ситуации принятия решений. Реализация такой задачи возможна при практической направленности обучения.
Современный учащийся сегодня должен обладать способностью к абстрактному мышлению, умением работать в информационных технологиях, способностью быстро ассимилировать новые и разнообразные знания, т.е. иметь познавательную мобильность, умением совмещать знания разных предметов.
Все это происходит лишь тогда, когда знания переходят на уровень убеждений. Для такого перехода необходимо, чтобы учащийся в ходе учебно-познавательной деятельности пропустил полученные знания через свой опыт, то есть проявил познавательную активность.
Основные факторы, составляющими познавательную мобильность учащихся являются:
- высокая мотивация и активность учащихся в
учебном процессе;
- использование информационного пространства в
обучении;
- развитие познавательных способностей через
систему внеклассных мероприятий;
- формирование мотива достижений через участие в
конкурсах и олимпиадах.
Современный урок только тогда развивает мотивацию школьника, если он ставит целью развитие интеллектуальных, духовных способностей, интересов, мотивов и вырабатывает научное мировоззрение детей.
Из опыта практической работы учителем начальной школы я поняла, что первая обязанность учителя- организовать и вовлечь учащихся в активный процесс решения учебных задач. Познавательную активность формирую у учащихся в ходе проведения разнообразных форм работы на уроках.
1. Уроки решения задачи.
Урок строится на основе решения конкретно-практической задачи. Решаем задачу разными способами, чтобы лучше овладеть способом действия, проанализировать систему математических понятий. Учащиеся понимают и принимают рациональный способ решения задачи.
Например, при изучении темы “Умножение на двузначное число” в курсе математики 4 класса поставлена цель: найти способ вычисления, который позволит умножать на двузначное некруглое число.
Задание 1. Предлагается выбрать те примеры, которые можете решить быстро. Вспомнить способ, которым действовали.
Примеры типа:
32*4
7*49
28*60
95*43
Дети выполняют вычисления устно.
Задание 2. Ставится учебная задача: почему не решили пример №4?
Выясняются ранее изученные способы умножения на данных примерах.
Выясняем, можно ли этот способ применить при решении примера № 4. Учащиеся не знают.
Задание 3. Предлагается найти результат примера № 4 разными способами в групповой работе.
Варианты решения выносятся на доску и обсуждаются..
1 группа: 95*43= 95*(40+3)= 95*40+95*3=4085
2 группа: 95*43= (90+5)*(40+3)=90*40+5*40+90*3+5*3=4085
3 группа: 95*43= (90+5)*(40+3)= 90*40+5*3=3608
Учащиеся указывают на ошибки 3 группы.
На примерах 1 и 2 групп выделяют отдельные этапы умножения.
Задание 4. Оформление мысли- моделирование способа.
Предлагается построить модель в группах.
Задание5. Предлагается решить примеры с использованием открытого способа
2. Урок – исследование.
Решение задач в форме коллективно-распределенной деятельности. Акцент на возможность существования различных точек зрения. Для исследований беру задачи: с несформулированным вопросом; с избыточным составом условий; на логическое рассуждение; математические софизмы.
3. Урок- конструирования.
Это ступень в умении учить самого себя(учиться) с помощью различных источников информации. Создание алгоритмов, моделей, описание, таблицы, графики. Разобравшись в них ученик может перейти к индивидуальной деятельности, которая дает возможность мобильности в обучении.
4. Тест- контроль.
Дает представление о характере трудностей ребенка и способах их преодоления.
В своей работе использую информационные технологии. Особый интерес и познавательная активность вызывает работа учащихся над проектами. В ходе проектной деятельности ребята учатся формулировать учебные задачи, выявлять проблемы, отвечать на поставленные вопросы, создавать свои задачи, что повышает их познавательную мобильность в обучении. Результатом этой работы созданные на основе информационных технологий сборники и буклеты: “Умножение многозначных чисел”, “Решение уравнений”, “Решай задачи правильно” и т.д.
Развитие познавательных способностей учащихся продолжается во внеурочное время. Традиционной формой работы в школе является предметная неделя математики, в течение которой учащиеся с большим интересом принимают участие в различных математических викторинах, конкурсах, издают газеты и готовят устные журналы. Итогом предметной недели является проведение КВМ (Клуб Веселых Математиков), которые я провожу в течение многих лет. Издаются сборники творческих работ учащихся. Все эти виды работ служат повышению интереса к предмету математики. Использование данных форм внеурочной деятельности способствует повышению мотивации учащихся, повышению уровня их самостоятельности и степени самооценки и обеспечивают возможности для самореализации личности.
Важным аспектом моей работы считаю формирование у учащихся мотива достижения. Мои дети каждый год участвуют во Всероссийском конкурсе знатаков математики “Кенгуру”. С 2006года начали участвовать во Всероссийской дистанционной олимпиаде творческого центра “Snail”(через интернет). Несколько лет участвуем в городской и международной олимпиаде развивающего обучения. Участие детей в таких мероприятиях формирует у учащихся стремление к победе, выявляет и максимально развивает способности учащихся.
Использование в образовательном процессе программ РО, новых информационных технологий, создание условий для творческого и личностного развития учащихся формирует ключевые компетенции выпускников начальной школы, познавательную мобильность и обеспечивает успешность детей на всех ступенях обучения.