Цели урока:
- обучение решению логарифмических уравнений с помощью формул перехода к новому основанию логарифма, формирование умений решать задачи повышенной сложности;
- развитие логического мышления, умений самостоятельно работать, навыков взаимоконтроля и самоконтроля;
- выработка привычки к постоянной занятости полезным делом, воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Оборудование урока: перфокарты, листы самоконтроля, карточки для самостоятельной работы по уровням, распечатки домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Цель: формирование мотива, желания работать на уроке.
II. Вводное повторение
а) Индивидуальная работа у доски:
Цель: повторение основных изученных методов решения уравнений.
Решить уравнения:
№1. (по определению логарифма)
log392x – 3 = 3log94
log392x – 3 = 2
92x – 3 = 9, 2x – 3 = 1
x = 2
Ответ: 2
№2. (метод потенцирования)
log2(x + 1) – log(x – 1) = 1
ООУ:
log2(x + 1) = log22 + log2(x – 1)
x + 1 = 2x – 2, x = 3
Ответ: 3.
№3. (метод замены переменной)
, пусть lgx = t
t2 – 5t + 6 = 0 (5 – t)(1 + t)?0 |
t1 = 2, t2 = 3
1) lgx = 2, x = 100
2) lgx = 3, x = 1000
Проверка.
– верно
– верно
Ответ: 100;1000.
№4. (метод логарифмирования)
xlgx = 10
lgx•lgx = lg10
lg2x – 1 = 0
(lgx – 1)(lgx + 1) = 0
1) lgx = 1, x = 10
2) lgx = – 1, x = 0,1
Ответ:10; 0,1
б) Математический диктант.
Цель: повторить изученные свойства логарифмов с целью дальнейшего применения их при решении уравнений.
№1. вычислите:
а)
б)
в)
г)
№2. Прологарифмируйте по основанию 2 (a > 0,b > 0).
а) log2(8a3) = log28 + 3log2a = 3 + 3log2a
б)
№3. Выразить log163 через логарифм по основанию 2.
а)
б)
III. Совместная работа учителя с классом
Цель: подведение итогов предыдущей работы, изучение способа решения логарифмического уравнения с помощью формулы перехода к новому основанию логарифма.
– Мы познакомились с несколькими способами
решения уравнений: по определению логарифма,
методами потенцирования и логарифмирования,
замены переменной, а сегодня познакомимся еще с
одним.
Необходимо решить уравнение:
log5x + logx25 = 3 ООУ: x > 0, x =/= 1
Для решения уравнения необходимо вспомнить следующие формулы (формулы перехода к новому основанию).
(формулы поместить на доске)
Ответ: 5; 25.
IV. Самостоятельная работа по вариантам
Цель: провести первый срез по проверке усвоения метода перехода к другому основанию при решении логарифмических уравнениях.
Решение уравнений:
I вариант Вместе с классом: 1 + 2logx + 25 = log5(x + 2)
Пусть log5(x + 2) = t
1) log5(x + 2) = 2, x = 23 2) log5(x + 2) = – 1 x = – 1.8 Ответ: 23; – 1,8. |
II вариант Самостоятельно: 3 + 2logx + 13 = 2log33(x + 1)
Пусть log3(x + 1) = t
3) log3(x + 1) = 2, x = 8 4) log3(x + 1) = x = Ответ: 8; |
V. Дифференцированная самостоятельная работа (по уровням)
Цель: дать возможность учащимся выбрать уровень усвоения темы и провести вторичную оценку по листам самоконтроля:
I уровень |
II уровень |
III уровень |
Ответ: |
Ответ: |
Ответ: |
(Раздать листы самоконтроля.)
Лист самоконтроля
I уровень
Пусть
1) 2) Ответ: |
II уровень | III уровень |
VI. Проверочная работа (по вариантам)
Цель: с помощью перфокарт проверить качество усвоения изучаемого материала.
I вариант | II вариант |
№1. Найдите корень уравнения: | |
|
|
№2. Укажите больший корень уравнения: | |
|
|
№3. Укажите промежуток, которому принадлежит больший корень уравнения: | |
|
|
VII. Итог урока
Объявить оценки, поблагодарить за урок.
Домашнее задание: каждый ученик получает распечатку с домашним заданием.
а) Для тех кто, получил «5»
(по желанию)
б) Для тех кто, получил «4»
в) Для тех кто, получил «3» или не справился