Знакомство со звуками [П], [п] и буквами "П, п"

Разделы: Начальная школа


Тема урока:  «Знакомство с буквой П, п».

Предмет изучения: звуки речи графическое обозначение звуков (п) и (п’) – буквами П, п.

Цели:

  • Обучающая:
    • познакомиться с графическим изображением звуков (П) и (п’) – буквами «П» и «п»;
    • совершенствовать навыки чтения слогов и слов с изученными буквами.
  • Развивающая:
    • развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов;
    • развивать наглядно-образное мышление посредством построения букв и использования пространственных моделей;
    • развивать воображение, внимание.
  • Воспитывающая:
    • воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Оборудование:

  1. «Грамота», авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, Москва, Вентана-Граф, 2007 год.
  2. Тетрадь «Грамота», авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, Москва, Вентана-Граф , 2007 год.
  3. Набор фишек для звукового анализа слов (индивидуальные и демонстрационные).
  4. Наглядное пособие «Окошечки» (индивидуальные и общее).
  5. 5. Тетрадь «Я учусь  писать и читать», автор   М.И. Кузнецова, Москва «Вентана–Граф».
  6. Книги «Веселая азбука» С.Маршака и Ю.Раевского.
  7. Рисунки: попугайчики.
  8. Набор палочек разного размера.
  9. Касса букв.
  10. Цветные карандаши.
  11. Рисунок «деда Буквоеда».
  12. Набор карточек «Азбука».
  13. Набор демонстрационных карточек письменных букв.
  14. Ручка для письма.
  15. Картинка изображения буквы «П».
  16. Сигнальные карточки «Солнышко»

Примечание: На уроке присутствуют родители учащихся, поэтому они являются участниками учебного процесса, на данном занятии и психолог школы.

Модель деятельности

1. Эмоциональный настрой:

– Доброе утро ребята!
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у нас ваши мамы, папы, бабушки, психолог нашей школы. Они хотят увидеть, чему вы научились на уроке грамоты.
– А что мы будем делать на этом уроке? (Ответы детей, планирование деятельности.)
– Какие пожелания вы взяли бы для себя? (Ответы детей.)
– А вам хочется узнать пожелания наших гостей? (Ответы детей.)
– Послушаем пожелания ваших мам, бабушек и пап. (Хорошее настроение, активными были, внимательными и т.п.)
– А что для этого надо делать на уроке? (Ответы детей.)
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте счастливой работы и подарите улыбку гостям и учителю.

2. Активизация познавательной деятельности.

– Представьте, что к нам прилетел попугайчик Петя. (Вывешивается рисунок с изображением попугайчика). См. Приложение №1
– Он принес с собой новые звуки. Вы догадываетесь какие? (Ответы детей.)
– Почему вы решили, что именно эти звуки принес нам гость? (Ответы детей.) В слове попугай первый звук (п), а в слове Петя – звук  (п’). Эти звуки тоже наши гости на нашем уроке.
– Все вместе назовите «серьезный звук» – старшего братика (дети называют звук (п)). Назовите его «доброго братика» – дети называют звук (п’).                                                        

 2.1. Целеполагание

– Что будем с этими звуками на уроке делать? (Предложения детей.)
– Да мы будем исследовать эти звуки и обозначим их буквами, научимся читать слоги, слова.

3. Звуковой анализ слов

3.1. Характеристика звука

– Попугайчик прилетел не один, а со своими друзьями. (Открываю на доске приклеенных попугайчиков). См. Приложение № 2
– Но эти попугайчики не простые, они принесли нам задания и хотят узнать, справитесь ли вы с ними (Ответы детей, их желания выполнять задания, затем снимаю одного попугайчика и читаю задание на обороте.)
– Первый попугайчик хочет узнать, в каких еще словах встречается его любимый звук (п) и (п’).

Игра «Кто больше?»

Класс делится на две команды.

  • Задание первой команде – найти как можно больше слов со звуком (п).
  • Задание второй команде – найти как можно больше слов со звуком (п’).

– Вы молодцы!
– А второй попугайчик дает задание – охарактеризовать новые звуки. Чтобы дать характеристику новым звукам, надо вспомнить на какие две группы делятся все звуки речи. (Гласные и согласные).
– Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки, докажите это. (Ответы детей: звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся).
– Определите данные звуки, звонкие или глухие? Докажите (Дети прикладывают ладошки рук к ушкам, закрыв их и определяют. Ответы детей с доказательством.)
– Обобщите все то, что узнали о новых звуках. (Ответы детей: согласные, глухие, твердый и мягкий.)
– Молодцы!
– А теперь попугайчик предлагает отдохнуть.

3.2. Физкультминутка

Дети проговаривают вслух слова и выполняют движения: «Говорит попугай попугаю: «Попугай, попугай, я тебя попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Не пугай, не пугай, не пугай».

3.3. Звуковой анализ слов

Третий попугайчик, принес задание – составить схему слова «пушка». (Один ребенок самостоятельно работает у доски, составляя слово из фишек, другие дети составляют схему из фишек индивидуально.)

Консультанты, наиболее подготовленные ученики, помогают учителю проверять правильность звукового состава слова, при необходимости оказывают помощь.

– Проверти работу, дети. (Дети особым сигналом руки показывают согласие, несогласие, объясняют и доказывают свое мнение.)
– Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами букв.)      
– Молодцы! Попугайчик Петя очень любит загадывать загадки. Вот одна из них:

Попало наше тесто
В горячее место
Попало – не пропало
Румяной булкой стало.

(Ответ детей – печка)

Составим звуковую схему слова «печка». Работа по учебнику с.147. Один ученик работает у доски.

Игра «Живые звуки»: дети выходят к доске, берут свою фишку и составляют «живое» слово «печка», затем свои фишки выкладывают на магнитную доску, доказывая какой фишкой они обозначают свой звук:

гласный – красная фишка,
мягкий согласный – зеленая фишка,
твердый согласный – синяя фишка.

– Замените звуки изученными буквами. (Работа с кассами магнитных букв.)
– Какие звуки вы не смогли заменить буквами? Почему? (Изученных букв недостаточно.)
– Что делать в такой ситуации? (Открыть на ленте букв новую букву, которая обозначает первый звук в наших словах.)

4. Знакомство с новой буквой

4.1. Знакомство с графическим изображением новых знаков

– Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В нижнем ряду, где расположены буквы, обозначающие глухие согласные звуки.)
– Дима, попробуй  найти новую букву. Если он найдет правильно, то вы хлопните в ладоши. (Дима находит новую букву, открывает ее.)
– Почему она живет в сине-зеленом домике? (Может обозначать твердый и мягкий звук – ответы детей.)
– А кто знает как зовут эту букву? (Ответы детей).
– Эта буква тоже сегодня наша гостья.
– На что она похожа? (Варианты ответов учащихся.) Показываю рисунок, читаю стихотворение.

Букву «П» в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.

4.2. Физминутка для туловища

– Изобразите телом букву «П» в парах.
– Слоги ПА, ПУ, ПО, ПИ.
– Составьте из палочек новую букву.
– А теперь найдите новую букву в классе.
– В кассе букв.
– В учебнике «Грамота».
– Среди письменных букв.

4.3. Печатание буквы

– Место буквы в алфавите.
– Замените звуки (п) и (п*) в словах «пушка», «печка» – схемы которых мы составили буквами.

4.4. Работа в тетради «Я учусь читать и писать»

– Откройте тетради, найдите печатные и письменные буквы.
– Каким цветом разукрашивать будете? (Ответы детей: Синим и зеленым цветом).
– Молодцы!
– Какой рисунок получился? (Ответы детей).
– Придумайте предложение с данным словом. (Ответы детей).

4.5. Работа в тетради «Грамота» (ст. 36)

– Наш попугайчик Петя хотел бы посмотреть, как вы умеете печатать его любимую букву «П. п.» в тетради.
– Откройте тетради, найдите печатные и письменные буквы. Сравните их.

Письмо печатных букв П п. Повторение правил написания и правил посадки.

– Проделки деда Буквоеда. Дописать недостающие элементы строчной письменной буквы «п».

5. Чтение слогов и слов

5.1. Чтение слогов

– Попугайчики хотят послушать, как вы научились читать слоги и слова? (Фронтальная работа)
– Какие гласные предлагают читать согласные твердо? (Ответы детей: а, о, у, ы, э.)
– Какие гласные предлагают читать слова мягко? (я, ё, ю, и, е.)  
– Чтение слогов в «окошечках».
– Игра в «школу» (В парах дети делятся на учителей и учеников, прочитывают друг другу слоги, затем меняются ролями). Учебник ст. 147.

5.2. Чтение слов в учебнике

– Прочитать  слова по столбцам и объяснить значения этих слов (фронтальная работа).

5.3. Выборочное чтение

Выбрать и прочитать слова, состоящие из одного слога, из двух слогов. Слова, в которых буква «п» обозначает твердый согласный звук. Прочитать слова, в которых буква «п» обозначает мягкий согласный звук. Прочитать слова, которые получаются при изменении одной буквы.
– Назовите слово соответствующее звуковой модели.

5.4. Физминутка для глаз

5.5. Развивающие игры – задания (учебник, стр.147)

 – Прочитать два слова в последнем задании сначала слева направо, а потом справа налево. Что заметили? (Ответы детей, слова остались теми же.)
– Объясните значение этих слов.
– Найти слово в слове. (В слове «победа» найти другие слова. Дети находят другие слова: еда, беда, обед, да).
– Отгадать слово в учебнике ст. 148 (Кроссворд, дети отгадывают слово – павлин.)
– Что означает это слово? (Птица.)

Составление предложения с данным словом. Игра «Живое предложение».

–  Докажите, что Вы составили предложение? (Ответы детей: «Первое слово с заглавной буквы все слова пишутся на расстоянии друг от друга, связаны по смыслу, на конце точка)

6. Работа в тетради «Грамота» (ст. 36)

6.1. Печатание в тетради письменных слов

– Задание: написать печатными буквами – Почему слово «Пират» написано с большой буквы? (Ответ: это кличка собаки)
– Составьте предложение с этим словосочетанием  
– Сколько слов в предложении? (Ответы детей)

7. Обобщение

– С какими звуками познакомил нас попугайчик Петя?
– Что вы узнали о них?
– какой буквой обозначаются эти звуки?

7.1.  Рефлексия

– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Что было особенно интересно?
– А что было трудно?
– Оцените свою работу сигналом «Солнышко».
– Я очень рада, что вы все работали хорошо. Вы все – молодцы!
– А теперь послушаем, что скажут о вашей работе гости.
– Всего вам доброго. Урок окончен.