Тема урока: «Знакомство с буквой П, п».
Предмет изучения: звуки речи графическое обозначение звуков (п) и (п’) – буквами П, п.
Цели:
- Обучающая:
- познакомиться с графическим изображением звуков (П) и (п’) – буквами «П» и «п»;
- совершенствовать навыки чтения слогов и слов с изученными буквами.
- Развивающая:
- развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов;
- развивать наглядно-образное мышление посредством построения букв и использования пространственных моделей;
- развивать воображение, внимание.
- Воспитывающая:
- воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Оборудование:
- «Грамота», авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, Москва, Вентана-Граф, 2007 год.
- Тетрадь «Грамота», авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая, Москва, Вентана-Граф , 2007 год.
- Набор фишек для звукового анализа слов (индивидуальные и демонстрационные).
- Наглядное пособие «Окошечки» (индивидуальные и общее).
- 5. Тетрадь «Я учусь писать и читать», автор М.И. Кузнецова, Москва «Вентана–Граф».
- Книги «Веселая азбука» С.Маршака и Ю.Раевского.
- Рисунки: попугайчики.
- Набор палочек разного размера.
- Касса букв.
- Цветные карандаши.
- Рисунок «деда Буквоеда».
- Набор карточек «Азбука».
- Набор демонстрационных карточек письменных букв.
- Ручка для письма.
- Картинка изображения буквы «П».
- Сигнальные карточки «Солнышко»
Примечание: На уроке присутствуют родители учащихся, поэтому они являются участниками учебного процесса, на данном занятии и психолог школы.
Модель деятельности
1. Эмоциональный настрой:
– Доброе утро ребята!
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. В гостях у
нас ваши мамы, папы, бабушки, психолог нашей
школы. Они хотят увидеть, чему вы научились на
уроке грамоты.
– А что мы будем делать на этом уроке? (Ответы
детей, планирование деятельности.)
– Какие пожелания вы взяли бы для себя? (Ответы
детей.)
– А вам хочется узнать пожелания наших гостей? (Ответы
детей.)
– Послушаем пожелания ваших мам, бабушек и пап. (Хорошее
настроение, активными были, внимательными и т.п.)
– А что для этого надо делать на уроке? (Ответы
детей.)
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,
пожелайте счастливой работы и подарите улыбку
гостям и учителю.
2. Активизация познавательной деятельности.
– Представьте, что к нам прилетел попугайчик
Петя. (Вывешивается рисунок с изображением
попугайчика). См. Приложение
№1
– Он принес с собой новые звуки. Вы догадываетесь
какие? (Ответы детей.)
– Почему вы решили, что именно эти звуки принес
нам гость? (Ответы детей.) В слове попугай
первый звук (п), а в слове Петя – звук (п’). Эти
звуки тоже наши гости на нашем уроке.
– Все вместе назовите «серьезный звук» –
старшего братика (дети называют звук (п)).
Назовите его «доброго братика» – дети
называют звук
(п’).
2.1. Целеполагание
– Что будем с этими звуками на уроке делать? (Предложения
детей.)
– Да мы будем исследовать эти звуки и обозначим
их буквами, научимся читать слоги, слова.
3. Звуковой анализ слов
3.1. Характеристика звука
– Попугайчик прилетел не один, а со своими
друзьями. (Открываю на доске приклеенных
попугайчиков). См. Приложение
№ 2
– Но эти попугайчики не простые, они принесли нам
задания и хотят узнать, справитесь ли вы с ними (Ответы
детей, их желания выполнять задания, затем снимаю
одного попугайчика и читаю задание на обороте.)
– Первый попугайчик хочет узнать, в каких еще
словах встречается его любимый звук (п) и (п’).
Игра «Кто больше?»
Класс делится на две команды.
- Задание первой команде – найти как можно больше слов со звуком (п).
- Задание второй команде – найти как можно больше слов со звуком (п’).
– Вы молодцы!
– А второй попугайчик дает задание –
охарактеризовать новые звуки. Чтобы дать
характеристику новым звукам, надо вспомнить на
какие две группы делятся все звуки речи. (Гласные
и согласные).
– Самостоятельно определите, к какой группе
относятся новые звуки, докажите это. (Ответы
детей: звуки согласные, так как при произношении
встречают во рту преграду, не поются, не тянутся).
– Определите данные звуки, звонкие или глухие?
Докажите (Дети прикладывают ладошки рук к
ушкам, закрыв их и определяют. Ответы детей с
доказательством.)
– Обобщите все то, что узнали о новых звуках. (Ответы
детей: согласные, глухие, твердый и мягкий.)
– Молодцы!
– А теперь попугайчик предлагает отдохнуть.
3.2. Физкультминутка
Дети проговаривают вслух слова и выполняют движения: «Говорит попугай попугаю: «Попугай, попугай, я тебя попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Не пугай, не пугай, не пугай».
3.3. Звуковой анализ слов
– Третий попугайчик, принес задание – составить схему слова «пушка». (Один ребенок самостоятельно работает у доски, составляя слово из фишек, другие дети составляют схему из фишек индивидуально.)
Консультанты, наиболее подготовленные ученики, помогают учителю проверять правильность звукового состава слова, при необходимости оказывают помощь.
– Проверти работу, дети. (Дети особым
сигналом руки показывают согласие, несогласие,
объясняют и доказывают свое мнение.)
– Замените звуки изученными буквами. (Работа с
кассами букв.)
– Молодцы! Попугайчик Петя очень любит
загадывать загадки. Вот одна из них:
Попало наше тесто
В горячее место
Попало – не пропало
Румяной булкой стало.
(Ответ детей – печка)
– Составим звуковую схему слова «печка». Работа по учебнику с.147. Один ученик работает у доски.
Игра «Живые звуки»: дети выходят к доске, берут свою фишку и составляют «живое» слово «печка», затем свои фишки выкладывают на магнитную доску, доказывая какой фишкой они обозначают свой звук:
гласный – красная фишка,
мягкий согласный – зеленая фишка,
твердый согласный – синяя фишка.
– Замените звуки изученными буквами. (Работа
с кассами магнитных букв.)
– Какие звуки вы не смогли заменить буквами?
Почему? (Изученных букв недостаточно.)
– Что делать в такой ситуации? (Открыть на
ленте букв новую букву, которая обозначает
первый звук в наших словах.)
4. Знакомство с новой буквой
4.1. Знакомство с графическим изображением новых знаков
– Где на ленте букв нужно искать новую букву? (В
нижнем ряду, где расположены буквы, обозначающие
глухие согласные звуки.)
– Дима, попробуй найти новую букву. Если он
найдет правильно, то вы хлопните в ладоши. (Дима
находит новую букву, открывает ее.)
– Почему она живет в сине-зеленом домике? (Может
обозначать твердый и мягкий звук – ответы детей.)
– А кто знает как зовут эту букву? (Ответы детей).
– Эта буква тоже сегодня наша гостья.
– На что она похожа? (Варианты ответов
учащихся.) Показываю рисунок, читаю
стихотворение.
Букву «П» в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
4.2. Физминутка для туловища
– Изобразите телом букву «П» в парах.
– Слоги ПА, ПУ, ПО, ПИ.
– Составьте из палочек новую букву.
– А теперь найдите новую букву в классе.
– В кассе букв.
– В учебнике «Грамота».
– Среди письменных букв.
4.3. Печатание буквы
– Место буквы в алфавите.
– Замените звуки (п) и (п*) в словах «пушка»,
«печка» – схемы которых мы составили буквами.
4.4. Работа в тетради «Я учусь читать и писать»
– Откройте тетради, найдите печатные и
письменные буквы.
– Каким цветом разукрашивать будете? (Ответы
детей: Синим и зеленым цветом).
– Молодцы!
– Какой рисунок получился? (Ответы детей).
– Придумайте предложение с данным словом. (Ответы
детей).
4.5. Работа в тетради «Грамота» (ст. 36)
– Наш попугайчик Петя хотел бы посмотреть, как
вы умеете печатать его любимую букву «П. п.» в
тетради.
– Откройте тетради, найдите печатные и
письменные буквы. Сравните их.
Письмо печатных букв П п. Повторение правил написания и правил посадки.
– Проделки деда Буквоеда. Дописать недостающие элементы строчной письменной буквы «п».
5. Чтение слогов и слов
5.1. Чтение слогов
– Попугайчики хотят послушать, как вы
научились читать слоги и слова? (Фронтальная
работа)
– Какие гласные предлагают читать согласные
твердо? (Ответы детей: а, о, у, ы, э.)
– Какие гласные предлагают читать слова мягко? (я,
ё, ю, и, е.)
– Чтение слогов в «окошечках».
– Игра в «школу» (В парах дети делятся на
учителей и учеников, прочитывают друг другу
слоги, затем меняются ролями). Учебник ст. 147.
5.2. Чтение слов в учебнике
– Прочитать слова по столбцам и объяснить значения этих слов (фронтальная работа).
5.3. Выборочное чтение
– Выбрать и прочитать слова,
состоящие из одного слога, из двух слогов. Слова,
в которых буква «п» обозначает твердый согласный
звук. Прочитать слова, в которых буква «п»
обозначает мягкий согласный звук. Прочитать
слова, которые получаются при изменении одной
буквы.
– Назовите слово соответствующее звуковой
модели.
5.4. Физминутка для глаз
5.5. Развивающие игры – задания (учебник, стр.147)
– Прочитать два слова в последнем задании
сначала слева направо, а потом справа налево. Что
заметили? (Ответы детей, слова остались теми же.)
– Объясните значение этих слов.
– Найти слово в слове. (В слове «победа» найти
другие слова. Дети находят другие слова: еда,
беда, обед, да).
– Отгадать слово в учебнике ст. 148 (Кроссворд,
дети отгадывают слово – павлин.)
– Что означает это слово? (Птица.)
Составление предложения с данным словом. Игра «Живое предложение».
– Докажите, что Вы составили предложение? (Ответы детей: «Первое слово с заглавной буквы все слова пишутся на расстоянии друг от друга, связаны по смыслу, на конце точка)
6. Работа в тетради «Грамота» (ст. 36)
6.1. Печатание в тетради письменных слов
– Задание: написать печатными буквами – Почему
слово «Пират» написано с большой буквы? (Ответ:
это кличка собаки)
– Составьте предложение с этим
словосочетанием
– Сколько слов в предложении? (Ответы детей)
7. Обобщение
– С какими звуками познакомил нас попугайчик
Петя?
– Что вы узнали о них?
– какой буквой обозначаются эти звуки?
7.1. Рефлексия
– Что вам больше всего понравилось на уроке?
– Что было особенно интересно?
– А что было трудно?
– Оцените свою работу сигналом «Солнышко».
– Я очень рада, что вы все работали хорошо. Вы все
– молодцы!
– А теперь послушаем, что скажут о вашей работе
гости.
– Всего вам доброго. Урок окончен.