Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы -ец, -иц-" (Программа "Начальная школа XXI века") с приложением

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с правописанием суффиксов –ец, -иц, отработать алгоритм применения правила;
  • Развивать умение классифицировать, умение высказывать свою мысль (обосновывать свой ответ), умение делать выводы;
  • Воспитывать чувства коллективизма, сопереживания, взаимопомощи

Оборудование: мультимедийный аппарат, карточки со словами, индивидуальные карточки для дифференцированного задания, “ромашки” для рефлексии

Литература:

  1. Программа четырёхлетней начальной школы, издательский центр “Вентана-Граф”, 2004 г.
  2. С. В. Иванов “Русский язык”, издательский центр “Вентана-Граф”, 2005 г.
  3. М. И. Кузнецова, тетрадь №2 “Пишем грамотно”

Ход урока

Этап Содержание урока Примечание
1. * Оргмомент.  
 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 


3.

 

 

 

 

 

 

4.

 

 


5.

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 


7.

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 


10.

 

 

 

11.

12.

 

 

 

 

13.

- Садитесь. Начнём урок.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас немножко необычный день: к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их.

- Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит.
- А теперь начнем работать.

- Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

Минутка чистописания:

- Ребята, у вас в тетрадях дан образец написания сочетания букв. Под образцом напишите такое же сочетание.

- Что вам напомнило это сочетание букв?

- А какие ещё суффиксы вы знаете? Допишите их до конца строки. Подчеркните те сочетания, которые, по-вашему мнению вы написали очень красиво.

- На какие группы можно распределить эти слова (слова-карточки на доске)

Бельчонок, ключик, лужок, братец, лисенок, замочек, язычок, сестрица, медвежонок, лужица, мудрец.

- Какие слова остались?
- Что вы можете о них сказать?

Сообщение темы и цели урока:

- На уроке мы познакомимся с правописанием суффиксов –ец, -иц
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями:

Путь 1. Взять готовое правило.
Путь 2. Самим вывести это правило.

- Каким путём мы пойдём? Почему?
- Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
- Итак, мы сами изобретем правило.
- На что мы обращаем внимание при написании суффиксов?
- Может быть, эти знания пригодятся нам сейчас?

Поисковая работа:

- Поработайте в группах и определите, в каких случаях пишутся суффиксы -ец и –иц
- Так, когда же пишется суффикс –ец, а когда -иц

Работа с учебником. Чтение правила

Физкультминутка

- Мне радостно осознавать, что мы смогли вместе сделать столько открытий. Когда говорю “радость” – то представляю светлое, разноцветное, например - радугу.

- Давайте попробуем до неё дотронуться. Встаньте, пожалуйста.

Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
В стороны их разведём,
И над головой сомкнём.
А потом быстрей-быстрей
Хлопай – хлопай веселей!

Составление алгоритма (коллективно):

- Что необходимо сделать сначала?

(Выделить корень)

- Всегда ли нужно проверять написание суффиксов -ец и –иц?
- Что мы слышим в безударном положении?

Следующий шаг…

- Кто повторит алгоритм?

Проверка первичного усвоения знаний:

- Откройте учебник на стр. 21, упр. 1
- Поставьте ударение в словах и подчеркните буквы слабых позиций.
- Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов -ец и –иц?
- Проверять нужно только, когда гласная в суффиксе стоит в слабой позиции.
-Назовите эти слова (красавица, лужица, курица, умница)
- Применяем алгоритм.
- Какие слова можно было бы дописать в первый столбик?

Упражнение для закрепления нового материала:

- Это упражнение мы будем выполнять в парах.
- Что значит работать в паре?

* думаю сам
* обсуждаю с товарищем
* говорю классу

- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в этом упражнении?
- Обратите внимание на 2 столбик. Что интересного вы заметили?
- Помните, что после суффикса –иц нужно писать окончание -а.
- Какие слова вы написали с суффиксом -ец и какие с суффиксом –иц?

Проверка усвоения нового материала:

- Настал важный момент нашего урока: проверим себя.
- Прочитайте пословицы.
- Как вы понимаете их значение?

Выпишите пословицы, в которых встретились слова с суффиксами -ец и –иц (по вариантам).

- Выполните дополнительные задания на карточках.
- Прочитайте пословицу. Назовите слова с суффиксами -ец и -иц
- Почему написали этот суффикс?
- Назовите слова с ударением на втором слоге
- Какой частью речи являются эти слова?
- Кто не смог справиться с заданием?

Тест

  1. Старец (-иц) –
  2. Медведица (-иц) +
  3. Колодец (-ец) +
  4. Улица (-ец) –
  5. Мельница (-иц) +

Домашнее задание: записать 10 слов на правописание суффиксов -ец и -иц

*Итог.

- Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным?
- Что на уроке было интересным?

- Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? (чтобы уметь составлять правильно разные тексты)

- Расскажите друг другу, что вы запомнили сегодня с урока.

Рефлексия:

- Перед вами лежат лепестки ромашки.

-Возьмите только один лепесток:

  • Если я могу определить суффикс, беру жёлтый лепесток;
  • Если затрудняюсь – беру белый лепесток
Слайд №1

 

Психологический настрой на урок, направленный на установку контакта учащихся друг с другом.

 

 

Развитие каллиграфических навыков.

 

 


Актуализация опорных знаний

 

 

 

Проблемная ситуация

 

Слайд (цели урока)

Включение детей в ситуацию выбора, метода решения проблемы

 

 

 

 

 

Слайд(об открытии)

 

 

 

 

 

 

 

 


Слайд (алгоритм)

 

 

 

(На доске схематично изображён алгоритм)

 

 

 

Слайд для проверки упр. 1

Вывод

 


Тетрадь №2, упр.1, стр.5

Повторение правил работы в паре

 

 

 

Взаимопроверка тетрадей

 

Слайд (пословицы)

 

Дифференцированная работа

Проверка выполненной работы

 

 

Проверка дифференцированной работы

 

Оценивание знаний(ответы–на доске)

 

 

 

 

 

 

На доске - ромашка