Конспект открытого урока по окружающему миру для 3-го класса

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- ознакомить с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов;
- формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса умение распознавать съедобные и ядовитые грибы;
- ознакомить с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения;
- воспитывать бережное отношение к природе и экологическую культуру;
- прививать любовь к лесу;
- развивать речь, память, воображение.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, картина леса, макеты грибов, плакат “Съедобные и несъедобные грибы”, карточки для работы в парах, настольная игра “Помоги Леопольду”, выставка книг и журналов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в лес (слайд 1). Нашим проводником будет Старичок – Лесовичок (картинка). Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится? (Цветы, трава, грибы)

- Наш гость приготовил вам загадки, отгадав их, вы поймете, о чем пойдет речь на уроке, так как отгадка у них одинаковая.

1. Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)

2. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

3. Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

4. Стоит Трошка на одной ножке, его ищут, а он молчит. (Гриб)

- Что это? (гриб)
- Речь пойдет о грибах.

II. Изучение нового материала.

1. Строение грибов. (Слайд 2)

- Сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? (Опята, подберезовики, сыроежки.)
- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая)
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают...)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (Дети могут ответить: “К миру растений”)
- Почему? (Они растут на земле.)
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)
-А к миру животных? (Тоже нет).

- Так что же это такое - грибы? Оказывается, грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Существует 120 000 разновидностей грибов.

-А какие части гриба упоминались в загадке? (Шляпка, ножка)
- Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба или слайд 3).
- Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строениигриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.)
-Как их можно назвать? (Надземная и подземная.)
- Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).
- Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба? (Наверное, шляпка.)

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.

Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого цapcтвa употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещecтва.

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

А на самом деле подземная часть гриба называется “грибница” (слайд 4). Термины “плодовое тело”, “грибница” выписываются на доске.

- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело.)
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

Многие грибы очень “дружат” с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая “дружба” выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба, разрастаясь возле корней дерева, оплетая их своими нитями, начинает обмениваться питательными веществами с корнями дерева. Грибница забирает из почвы воду, минеральные соли и растворимые органические вещества. Часть этих веществ гриб использует для себя, а другую часть отдает корням дерева. Взамен же от корня гриб получает сахар, который он сам вырабатывать не может. Вот почему грибница многих шляпочных грибов без близкого соседства нужных ей деревьев остается бесплодной. У многих грибов есть свои любимые деревья.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину, опавшую листву, превращают их в перегной, очищают лес.

Есть старинная русская пословица: “Леса нет - гриб не растет”. Да и деревья на лесных делянках, где нет грибов, плохо растут.

2. Грибная поляна

- Из каких частей состоит гриб, мы выяснили, а сейчас познакомимся поближе с часто встречающимися съедобными грибами и повторим их названия.

(Заранее подготовленные дети выходят к доске, загадывают загадку и кратко рассказывают о том или ином грибе. На экране появляется картинка. Затем картинку гриба прикрепляют на доску на “грибную поляну”).

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной, бархатной подкладкой. (Боровик)

Слайд 5.

Назови его белым грибом или “полковником”, и никакое министерство обороны не в силах его разжаловать; так он и шагает в доблестном армейском чине. Белый гриб, боровик растет и в смешанных лесах, и в борах. Самый ценный, самый богатый витаминами А и Б и самый питательный из наших лесных съедобных грибов.

Серенькие шапки
Рябенькие ножки
Под березою растут
Как их зовут? (Подберезовик)

Слайд 6.

Под березами ищите обыкновенные подберезовики. Тонкая стройная белоножка - свечка с темно-бурыми стружечками - чешуйками. Шляпка снизу чисто белая, сверху - бархатисто-коричневая. Растет в березняках, встречается и в заболоченных местах.

Средь молодых сосёнок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок... (Масленок)

Слайд 7.

Растет, обычно, большими группами в сосновых лесах. У маслят головки маслянистые, словно маслом помазаны, золотистые. На них всегда много мусора и грязи. На ножке под шляпкой нарядные кружевные салфеточки. Ножки у маслят сухие, деревянистые, да никто этого не замечает. С маслятами уйма возни: чистить надо, скоблить, сдирать кожицу, да никто за труд это почему-то не считает. Вот что значит прославиться в маринованном виде!

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (подосиновик)

Слайд 8.

Любят грибы за нос водить грибников. Растет подосиновик не только под осинами, но и под березами, и в еловом и в сосновом лесах, а еще в папоротниках. А подосиновик называется он потому, что в сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых осинниках, всегда найдешь этот красноголовый гриб.

Нет грибов, дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети.
На пеньках растем в лесу,
Как веснушки на носу.
Эти дружные ребята
Называются ... (опята).

Слайд 9.

Да это осенние опята. Заберется какой-нибудь буро-крапчатый проныра - долгоножка на теплый пенек, на высокое сытное местечко, глядишь - и тянет за собой ватагу чешуйчатых грибов. Растут во всех лесах на пнях, деревьях, вырубках, по склонам оврагов.

Очень дружные сестрички.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом. (Лисички)

Слайд 10.

Вот подходим мы в березовой аллее к молоденьким лисичкам. Эти грибы растут всегда россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая, может лисенком показаться. Распустились лисички яркими чашечками-цветами, словно колокольчики. Ну, прямо глаз нельзя оторвать от золотого дива. Золото не тускнеет, не боится ржавчины. Лисички тоже не тускнеют, не боятся червей. Они всегда крепкие, желтые, хоть и спутаны часто травой, листьями.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
То в красной или сероватой
То в желтой, то в зеленоватой.
Собирай, не мешкай
Это... (сыроежки)

Слайд 11.

Как интересно в лесу, если придешь ранней зорькой. Вот выглянул из-за холма огненный краешек утреннего солнышка, и вмиг вспыхнули, загорелись шляпки от грибов. То красные, как рубины, то зеленые, как изумруды, то фиолетовые, как аметисты. Это сыроежки. Растут эти грибы всюду.

- Что можно сказать о грибах, исходя из их названий? Сейчас попробуем догадаться, а если не получится, то нам поможет Старичок – Лесовичок.

Гриб – зонтик, слайд 12.
Чернушка, слайд 13.
Вороночник, слайд 14.
Моховик, слайд 15.
Сморчок, слайд 16.
Ежовик, слайд 17.

(Дети предлагают свои варианты ответов).

3. Съедобные и несъедобные грибы.

- А как человек использует грибы? (В пищу.)
- Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет.)
- Почему? (Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)

Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

- Несъедобные и ядовитые грибы очень хитрые. Они маскируются под съедобные грибы. Познакомимся с грибами – двойниками.

Плакат “Съедобные и несъедобные грибы”.

Презентация на экране.

Лесная смерть - бледная поганка - коварная отравительница (слайд 18). Бледную поганку путают с шампиньонами, зелеными сыроежками. Главное отличие – клубневидное утолщение у основания ножки, воротничок, булавовидная ножки. Гриб смертельно ядовит!

Ложные опята.Слайд 19.

Пластинки у съедобных опят белые или слегка золотистые. У поганок - ярко-желтые, зеленые, серые, пурпуровые, черно-оливковые. И, наконец, осенних опят вы всегда узнаете по пленчатому кольцу на ходульках. У ядовитых грибов ходульки гладкие.

- А этот гриб вам хорошо знаком.
Этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор) Слайд 20.

Нам знаком мухомор красный, а есть еще мухомор вонючий, мухомор пантерный. Все они сильно ядовиты. А для сорок, лосей это лекарство.

Желчный гриб. Слайд 21.

Желчный гриб имеет внешнее сходство с белым грибом, подберезовиком, но отличается от них – розоватым трубчатым слоем, темным сетчатым рисунком на ножке и горьким вкусом, но этот гриб не ядовит.

Сатанинский гриб. Слайд 22.

Сатана, черт, леший, нечистая сила его пусть ест, а людям нельзя.

Имеет внешнее сходство с белым грибом, поддубовиками, но отличается от них – окраской низа шляпки и изменением окраски мякоти на срезе: она сначала краснеет, а затем синеет.

Но не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем не брать те грибы, которые ты не знаешь.

Не сбивай грибы, даже несъедобные.

Помни, что грибы очень нужны в природе, являются важным компонентом леса. Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор является одним из самых красивых наших грибов.

Давайте украсим им нашу полянку.

4. Приметы и полезные советы для грибников.

- Знают грибники и поговорки, чтобы лучше попадались грибы. Давайте прочитаем (на листочках).

“Кто пораньше встает, тот и грибки себе берет, а сонливым и ленивым дается лишь крапива”.

“Не ходи за грибами с ведром - не губи лесное добро. Клади их в плетеное лукошко - пускай подышат немножко”.

Собирая грибы, мы должны знать приметы:

На зорьке росисто - гриб крепкий, душистый.

А в знойный день - как гнилой пень.

Много комаров - готовь много коробов (для ягод).

Много мошек - готовь много лукошек (для грибов).

Будет дождик - будут и грибки.

А будут грибки - будут и кузовки.

- А знаете ли вы, что…

Некоторые грибы могут быть живыми компасами. Слайд 23.

Рыжики красные около одной и той же ели постоянно родятся на севере и до половины восточной и западной стороны, а рыжики зеленые занимают южную сторону.

Сухие грибы-дождевики останавливают кровь.

Белки, ежи и другие лесные животные охотно поедают грибы, а белки к тому же делают заготовки сушеных грибов. Слайд 24.

Сосны, ели и дубы
И на них растут грибы!
Верить чуду нелегко -
Так залезли высоко!
Нет у них ни рук, ни ног -
Кто взобраться им помог
По стволам под облака?!
Непонятно нам пока!
Только вот примчались белки -
Это белкины проделки:
Сушат там грибы на сучьях.
Пусть идёт мороз трескучий,
Если полны закрома,
Не страшна тогда зима!

Иван Демьянов.

Едят грибы северные олени, притом только их шляпки. Грибы любят кабаны, а из мелких зверьков - мышевидные грызуны, которым особенно нравятся сыроежки, подберезовики, реже рыжики и почему-то меньше всего подосиновики и белые грибы. Домашние животные - коровы, свиньи – тоже не обходят их стороной, если пасутся в лесу. Большим лакомством считают грибы и степные черепахи.

III. Физкультминутка.

Раз грибок, два грибок.

По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл.
(Ходьба на месте.)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок.
(Приседания.)
Леший охает: устал
От того, что приседал,
Леший сладко потянулся,
(Потягивания - руки вверх.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола дотянулся.
(Наклоны вперёд и назад.)
И налево, и направо
Повернулся.
Вот и славно.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
(Дети садятся за парты.)

5. Правила сбора грибов.

- Что это за объявление? Давайте прочитаем.

“Солите, варите и жарьте грибы,

Только грибницу не трогайте вы.

Она, словно нить, глубоко под землей,

Ее повредишь - и не будет другой”.

- Это, ребята, касается нас, как мы будем грибы собирать.
- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывания детей).

Давайте рассмотрим все возможные способы.

Работа в парах.

Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

- Объясните, что произойдет? (Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.)

Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Что происходит? (Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте.)

- Подходит нам этот способ? (Да.)

Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела,которая испытывает на себе внешние воздействия.

- Какие? (Дождь, солнце, ветер.)
- Что может произойти с этой частью и грибницей? (Может высохнуть)

Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли

- Что происходит? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.)
- Выберите способ, который наиболее верный. (Ответы детей)

Рекомендация грибникам. (Один ученик наизусть)

Разбежались на полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
Только ты не поддавайся.
И пониже наклоняйся.
Раз поганки тут растут,
Значит, белый будет тут.
Там, где солнышко пригрело.
Задержаться можно смело.
Значит, здесь семья маслят,
Или рыжики стоят,
А лисички и волнушки,
Те подальше от опушки
Водят яркий хоровод,
Кто увидит, тот возьмет.
А веселые ребята,
Тонконогие опята,
Притаились возле пня
И кричат: “Найди меня!”
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что прячет лес.
Это чудо из чудес.

Хорошо грибы собирать в чистом лесу, далеком от вредных веществ, выхлопных газов. Не собирайте в лукошко грибов перезрелых, дряблых и червивых. Можно отравиться даже боровиками, если они слишком перестарели, заплесневели.

IV. Занимательная минутка.

Игры “Помоги Леопольду”, “Корзина с грибами”. Слайд 25.

- А сейчас мы немножко поиграем и поможем коту Леопольду найти нужную тропинку, которая приведет его к пеньку с опятами. Главное не попасть в ловушку, которую приготовили ему мышата.

- Давайте заглянем в корзину к Леопольду и назовем грибы, которые он собрал.
- А зачем ему мухомор?

V. Редкие и необычные грибы.

- Итак, что же нового мы узнали о грибах? (Дети повторяют материал с опорой на иллюстрации и пособия на доске.)

Среди грибов есть и редкие, занесенные в Красную книгу, например, гриб-баран (слайд 26), есть мясистые “цветы”, рогатики (слайд 27), чага.

Некоторые грибы могут дocтигатъ исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.) Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсиновую корку, покрытые плесенью.)

- Что это? (Плесень.)

Если рассмотреть плесень под микроскопом, то видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб, только шляпки нет. Этот вид грибов называется “плесневые”. Знали вы об этом?

- Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся.)

Слышали такое слово - “антибиотики”? А “пенициллин”? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. (Учитель демонстрирует упаковки таблеток.)

VI. Закрепление полученных знаний и подведение итогов. Слайд 28.

- Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука, посвященная их

изучению. Она называется “микология” - наука о грибах.

На доске: микология, микос - гриб, логос - наука.

- Какое значение имеют грибы в природе?
- Что удивило вас на уроке?
- Дома в своих тетрадях подпишите части гриба.

- В рубрике “Это интересно” вы узнаете, какие грибы водят хороводы, почему гнилушки деревьев светятся в темноте, какие удивительные формы и размеры принимают грибы, где могут они вырасти. (Приложение. Грибы. Это интересно.)

- Вот и закончилось наше удивительное путешествие.
- Вам понравилось?
- Старичок – Лесовичок приготовил вам и нашим гостям угощение – ГРИБОЧКИ!

VII. Домашнее задание.

В рабочих тетрадях подписать части гриба.

Приложение 1

Приложение 2