Урок систематизации и обобщения по теме "Применение производной к построению графиков функций"

Разделы: Математика


Функция систематизации знаний сводится к выстраиванию изученного в сжатую структурную систему и установлению взаимосвязей между отдельными элементами знаний, их связей с предыдущими темами, разделами курса математики и других учебных предметов. Функция обобщения предполагает выделение главного – ведущих понятий, положений, идей, методов.

Основная цель урока систематизации и обобщения состоит в осмыслении полученных результатов изучения темы и способов их достижения. В соответствии со структурой учебной деятельности выделяются общие части урока:

1 мотивационно-ориентировочную, в которую входят следующие этапы:

  • выяснение смыслов изученной темы;
  • постановка целей урока систематизации и обобщения;

2 содержательную- это:

  • систематизация основных теоретических положений темы, соответствующих им методов, приемов;
  • обобщение способов, методов, приемов решения задач темы.

3 рефлексивно-оценочную, состоящую из этапов:

  • подведение итогов урока;
  • задание на дом.

Приведем пример урока систематизации и обобщения по теме

“Применение производной к построению графиков функций” ( в 11кл.).

1. Мотивационно – ориентировочная часть.

На этом этапе необходимо выяснить происхождение изученной темы “Применение производной к построению графиков функций”, то есть смысл её изучения.

Ученики должны получить ответ на вопрос: “Почему мы стали изучать данную тему?”. Чтобы ответить на этот вопрос учитель предлагает ребятам построить по точкам график функции, например, f(x)=1-2,5х25 и затем с помощью слайда показывает график этой же функции, построенный с помощью производной. В связи с этим ученики делают определенные выводы, перечисляют отдельные факты данной темы, которые являются теоретическим базисом для построения графиков функций. Учитель сообщает, о необходимости осознания на сегодняшнем уроке не только изученных теоретических положений данной темы, но и осмысление того познавательного опыта, который они приобрели вместе с этими теоретическими знаниями. Данный этап заканчивается постановкой целей дальнейшей совместной деятельности учащихся и учителя на уроке.

2. Содержательная часть.

Учитель организует семинар, направленный на повторение всех основных теоретических моментов, необходимых для построения графиков функций.

Это следующие определения: функции, области ее определения и множества значений, четности и нечетности, периодичности, возрастания и убывания, стационарных точек, точек максимума и минимума, асимптот, выпуклости функции, точки перегиба. В связи с этим учащиеся выстраивают общую схему построения графиков функций.

Затем просматриваются творческие работы учащихся с помощью ИКТ, выполненные предварительно дома. Каждый ученик готовит в качестве домашнего задания два слайда, на одном из которых- чертеж графика заданной функции, а на другом- подробное описание ее свойств. Учащиеся совместно с учителем анализируют каждый индивидуальный мини- проект, дополняют, обобщают, делают определенные выводы. Чтобы данная часть урока получилась интересной и познавательной учитель использует дифференцированный подход: каждый ученик получает задание по мере своих возможностей и способностей, с учетом, конечно, желания. И так, на этом этапе рассматриваются мини-проекты, например, следующих графиков функций:

    1. f(x)= 2. f(x)=
    3. f(x)= 4. f(x)=
    5. f(x)= 6. f(x)=
    7. f(x)= 8. f(x)=
    9.  f(x)= 10. f(x)=
    11. f(x)= 12. f(x)=
    13.f(x)= 14. f(x)=
    15. f(x)= 16. f(x)=
    17.f(x)= 18. f(x)=
    19.f(x)= 20. f(x)=

     

    №1 №2
    №3 №4
    №5 №6
    №7 №8
    №9 №10
    №11 №12
    №13 №14
    №15 №16
    №17 "18
    №19 №20

Количество функций зависит от наполняемости класса.

Обсудив все домашние задания и откорректировав их, учитель может собрать большой проект, в который в последствии можно еще включить материал с теоретическими сведениями и историческими данными.

И так, в этой части урока неоднократно повторяется соответствующий теоретический материал по данной теме, сопровождающийся наглядным практическим применением.

3. Рефлексивно оценочная часть

В этой части урока подводятся его итоги. Выделяется ценность изучения темы “Применение производной к построению графиков функций”, выставляются оценки.

В качестве домашнего задания можно предложить исследовать и построить графики следующих функций:

1 2

 

3 4
5 6
7 8
9 10
11 12
13 14
15 16
17 18
19 20

Данный урок проводится перед уроком контроля знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.

Успех данного урока систематизации и обобщения зависит от многих параметров . Во-первых, каждый урок не должен рассматриваться изолировано от остальных уроков учебной темы, во-вторых, от подготовки учителя к самому первому уроку и его требовательности на протяжении изучения всего учебного материала, в-третьих, от уровня подготовленности учащихся.