До последнего времени итоговая аттестация учащихся 9 класса по физике в нашей школе проводилась в традиционной форме, то есть по билетам. Однако в недалеком будущем планируется проводить всю итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена. Поэтому необходимо уделять время для подготовки учащихся к этим мероприятиям.
Внедрение контрольных работ в виде тестов, соответствующих формату ЕГЭ показало неготовность учащихся к данному виду контроля. Это обусловлено тем, что на протяжении 7-го и 8-го классов одним из главных способов изучения физических явлений и отработки знаний для них являлось решение задач в традиционном виде: с краткой записью условия, записью математических соотношений между искомой величиной и начальными данными, переводом единиц и т. д. Безусловно, в будущем придется менять подход обучения физике и в этих классах, заменяя частично, или полностью задания для запоминания той или иной формулы, контрольно-измерительные материалы тестами, в которых прослеживается логика создания тестов ЕГЭ. Но для сегодняшних девятиклассников стоит проблема быстрого (на сколько это возможно) “привыкания” к таким видам контроля. В связи с этим автор статьи планирует вводить самостоятельные работы в виде трехуровневого теста наряду с обычными “задачными” вариантами.
Для организации такого вида деятельности существует большое количество литературы, предлагающей контрольно-измерительные материалы для любых классов и разделов курса физики. Но детальный анализ этих работ и статистика их применения в нашей школе свидетельствуют о том, что не каждая подобная работа применима без предварительного испытания. В связи с этим автор считает необходимым изучать тесты перед их использованием на уроках.
Структура самостоятельной работы
Самостоятельная работа в виде теста содержит следующие части:
- Часть А. Решая эти задания, учащийся должен выбрать один правильный ответ из четырех. В бланке ответов в соответствующей позиции нужно поставить крестик.
- Часть В. В заданиях части В требуется записать правильный ответ. Как правило, в вопросах ЕГЭ из части В требуется записать ответ предварительно округлив его или избавившись от множителя со степенью и т. д. В тренировочных самостоятельных работах мы этого не делаем и записываем результат с единицами измерений.
- Часть С. В части С нужно привести полное решение задачи, соблюдая следующие этапы решения:
- краткая запись условия;
- перевод единиц в СИ (если требуется);
- рисунок (для задач, в которых идет речь о векторных величинах, рисунок обязателен);
- запись основных уравнений, описывающих данное явление или связывающих между собой исходные данные и результат решения;
- вывод метода решения или решение задачи “по частям”;
- подстановка исходных данных и вычисление результата;
- представление конечного ответа.
Содержание вопросов и их сложность
Распределение вопросов по уровням сложности соответствует современной классификации уровней владения знаниями:
- Узнавание. Для правильного решения учащийся должен сопоставить собственные знания с информацией, содержащейся в вопросе (выбрать правильное написание формулы, правильное определение, график соответствующий процессу и т. д.). Как правило, эти задания являются самыми легкими и выполняемыми, так как даже учащиеся, уделяющие недостаточное внимание домашней подготовке, находят в своей памяти образ информации, соответствующий вопросу.
- Воспроизведение. Этот уровень требует от учащихся восстановления имеющейся в памяти информации. Задания такого типа требуют от тестируемого закончить определение, сопоставить формулу и ее словесное прочтение и т. д.
- Применение. Ответ на вопрос этого уровня предполагает использование выученных формул, законов, определений из данной темы. Обычно это вычислительные задачи или ситуации, в которых нужно объяснить специфику протекания явления. Такие задачи в большом количестве рассматриваются на уроках применения знаний, повторения и обобщения.
- Применение в измененной ситуации. Для решения задач данного типа кроме знаний из текущей темы, учащийся должен применить знания их других разделов физики, математические знания, сведения из других смежных наук.
Одно и то же задание может быть выполнено разными учащимися за разное количество времени, поэтому традиционные контрольно-измерительные материалы содержат несколько уровней, дифференцированных по сложности. Автор выделил два уровня сложности работ (которые по его мнению соответствуют обучению физике в адаптивной школе) и условно назвал их так: “3-4” и “4-5”. “3-4” - контрольно-измерительные материалы для учащихся, которые не планируют заниматься физикой в дальнейшем и для тех, кто имеет общий уровень успеваемости ниже среднего. “4-5” - задания для учащихся, изучающих физику дополнительно.
Содержание самостоятельных работ уровня “3-4” отвечает следующим требованиям:
- охват большинства вопросов изученной темы (раздела, параграфа);
- задания части А – вопросы, в которых преобладает узнавание изученного материала и его воспроизведение;
- задания части В – задачи в 1 – 2 действия;
- задания части С – задачи более чем в 2 действия.
Содержание самостоятельных работ уровня “4-5”:
- охват большинства вопросов изученной темы (раздела, параграфа);
- задания части А – вопросы, в которых преобладают воспроизведение изученного материала и применение знаний в задачах с одним действием;
- задания части В – задачи в 2 – 3 действия;
- задания части С – задачи более чем в 3 действия, для решения которых учащийся должен в совершенстве владеть математическими приемами преобразования выражений, чтения графиков и т. д.
Рассмотрим одно из контрольных мероприятий в виде теста, структура которого соответствует структуре ЕГЭ.
Самостоятельная работа по теме “Равномерное прямолинейное движение”
Уровень “3 – 4”
Часть А
А1. Материальной точкой называется…
- тело, имеющее небольшие размеры;
- тело, которое движется прямолинейно и равномерно;
- тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь;
- тело, шарообразной формы.
А2. Какая из ниже перечисленных физических величин является векторной?
- путь;
- время;
- скорость;
- координата.
А3. Мяч, отвесно падающий с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Перемещение мяча равно…
- 1 м;
- 2 м;
- 3 м;
- 4 м.
А4. Путь, пройденный мячом, равен…
- 1 м;
- 2 м;
- 3 м;
- 4 м.
А5. С какой средней скоростью бежит спортсмен, если за 10 с он пробегает расстояние 60 м?
- 6 м/с;
- 10 м/с;
- 60 м/с;
- 600 м/с.
Часть В
В1. Материальная точка движется по закону: х = -25 + 10t. Определите перемещение тела за 1 минуту.
В2. Велосипедист движется со скоростью 8 м/с. Скорость бегущего навстречу мальчика относительно земли 4 м/с. Какое расстояние пройдет велосипедист за 15 с относительно системы отсчета, связанной с мальчиком?
Часть С
С1. Движение двух материальных точек описывается уравнениями: х1=2-6t и х2=-5+8t. Определите место и время встречи этих тел.
Бланк правильных ответов
Фамилия И.__________________ Вопрос Ответ А1 А2 А3 А4 А5 В1 В2 1 600 м 180 м 2 3 4 Часть С Решение: В момент встречи координаты тел равны. Приравняем правые части зависимостей координат от времени: 19 – 6t = - 5 + 8t; Решим получившееся уравнение: 14t = 24 t = 2 (с) – время встречи Подставим этот момент времени в любой из законов движения и получим место встречи: x = 19 – 6·2; x = 7 (м) Ответ: 2 с, 7 м. |
Анализ сложности работы
№ вопроса | Уровень | Необходимые знания и умения |
А1 | узнавание материала | определение материальной точки |
А2 | узнавание материала | векторные и скалярные величины |
А3 | применение знаний | сложение векторов, направленных вдоль одной прямой |
А4 | воспроизведение знаний | сложение длин отрезков |
А5 | применение знаний | определение скорости |
В1 | применение знаний | физический смысл коэффициента при аргументе линейной функции, расчет перемещения |
В2 | применение знаний | расчет перемещения, сложение перемещений |
С | применение знаний | физический смысл коэффициента при аргументе, решение линейного уравнения |
Уровень “4 – 5”
Часть А
А1. Какое из ниже перечисленных тел нельзя считать материальной точкой?
- Самолет при перелете Москва-Владивосток;
- Земля при расчете длины экватора;
- Земля при вычислении средней скорости движения по орбите;
- Пуля автомата Калашникова при вычислении дальности ее полета.
А2. Чему равно перемещение автомобиля, который, выехав из гаража, проехал 300 м, затем, повернув на 90 градусов, проехал еще 400 м?
- 300 м;
- 400 м;
- 500 м;
- 700 м.
А3. Автомобиль проехал 80 км за 1 час 40 минут. Определите его среднюю скорость.
- 48 км/час;
- 36 км/час;
- 80 км/час;
- 140 км/час.
А4. На графике представлена зависимость координаты материальной точки от времени. Начальная координата точки равна…
- 16 м;
- 12 м;
- 8 м;
- 4 м.
А5. Скорость материальной точки равна…
- 4 м/с;
- 2 м/с;
- 10 м/с;
- 14 м/с.
Часть В
В1. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатами х1 = - 1 м и у1 = 5 м. Затем тело переместилось в точку с координатами х2 = 3 м и у2 = 2 м. Найти модуль вектора перемещения тела.
В2. Велосипедист, двигаясь со скорость 8 км/ч, проехал половину пути за некоторый промежуток времени. С какой скоростью он должен двигаться, чтобы за то же время доехать до пункта назначения и вернуться обратно?
Часть С
С1. Самолет, стартовав из аэропорта, держит курс на север, летя со скоростью 720 км/ч. Чему будет равен модуль перемещения самолета за 2 часа после начала полета, если во время полета дует западный ветер со скоростью 10 м/с?
Бланк правильных ответов
Фамилия И.__________________ Вопрос Ответ А1 А2 А3 А4 А5 В1 В2 1 5 м 24 км/ч 2 3 4 Часть С Решение: Перемещение самолета в северном направлении за 2 часа: s1 = v1·t, где v1 – скорость самолета относительно поверхности Земли. s1 = 720 км/ч · 2 ч = 1440 км. Перемещение самолета в западном направлении за 2 часа s2 = v2·t, где v2 – скорость западного ветра. s2 = 10 м/с · 7200 с = 72000 м = 72 км. Так как векторы перемещений перпендикулярны, то результирующее перемещение найдем по теореме Пифагора: . Ответ: 1441,8 км |
Анализ сложности работы
№ вопроса | Уровень | Необходимые знания и умения |
А1 | воспроизведение знаний | определение материальной точки |
А2 | применение знаний | сумма векторов и свойства прямоугольного треугольника |
А3 | применение знаний | перевод единиц, расчет скорости движения |
А4 | применение знаний | чтение графика линейной функции и определение физического смысла его характерных точек |
А5 | применение знаний | чтение графика и применение определения скорости |
В1 | применение знаний | координаты и модуль вектора перемещения |
В2 | применение знаний | понятие средней скорости, преобразование верного равенства |
С | применение знаний | перевод единиц, определение скорости, модуль вектора результирующего перемещения |
На основании однократного тестирования нельзя сказать, сколько времени потребуется для решения учащимися обеих групп рассмотренных заданий. Автор, составляя тесты, планировал предоставить учащимся на их решение 20 минут. Учащиеся уложились в этот временной интервал. Однако данный результат нельзя считать достоверным, так как задания такого рода применялись в девятом классе впервые. Кроме того, в школе, где работает автор, нет параллельных девятых классов, что не позволяет собрать статистический материал одномоментно.
В короткую самостоятельную работу невозможно включить задания, решение которых подразумевает применение знаний в новой или измененной ситуации. Такие задания нужно включать в контрольные работы, так как на их выполнение отводится большее количество времени.