Цель:
- Обобщить знания детей о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основой, формировать умение писать ударные и безударные падежные окончания, определять падеж прилагательных, производить синтаксический разбор предложения и морфемный разбор слова.
- Развивать орфографическую зоркость, анализирующее мышление.
- Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, гигиену письма, интерес к урокам русского языка.
Ход урока:
1. Введение в тему:
На доске:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
(С.Васильев)
-- Дети, прочтите это четверостишье.
- Кто хочет прочитать?
- Какие чувства у вас возникли при чтении этого
четверостишья?
(Дети высказывают свои мысли, главная - автор прославляет Россию).
- Какие слова в тексте это подтверждают?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы
слышите слово “Россия”?
(Родные края, ясное солнышко, белые берёзки, широкие поля, сибирская тайга, родной человек…)
- Что это вы назвали?
(Это словосочетания).
Найдите в четверостишье словосочетания (прилагательное + существительное) и добавьте следующие: яркое солнце и голубое небо, запишите их к себе в тетрадь.
Ясный свет.
Святые подвиги.
Звонкий голос.
Яркое солнце.
Голубое небо.
- Что вы можете сказать об этих СС?
2. Работа по теме урока:
А. - Ребята, что вы знаете о склонении имён существительных?
- А прилагательных?
(Ребята высказывают свои мнения, показывая свои знания по данной теме…)
Б. Самостоятельная работа в группах.
Ребята, просклоняйте, пожалуйста, данные словосочетания:
1 ряд - звонкий голос.
2 ряд — святой подвиг.
З ряд — яркое солнце.
4 ряд — голубое небо.
В. Проверка.
(Дети называют падеж, СС, и окончание прилагательного. В это время на доске появляются нужные окончания).
Г. Вывод.
- Итак, какой мы можем сделать вывод?
(Окончания прилагательных мужского и среднего рода пишутся одинаково. Безударные окончания пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном и винительном падежах, у которых под ударением -ОЙ, без ударения -ЫЙ, -ИЙ.
- Сравним наш вывод с правилом на странице 52.
- Скажите, а для чего нам вообще нужно знать эту тему?
3. Физминутка.
Я называю СС. Если это СС мужского рода, то вы хлопаете в ладоши. Если это СС среднего рода, то вы топаете ногами, а если СС женского рода, то вы молчите, ничего не делаете:
Молодой дубок
высокий забор
широкий двор
больной зуб
лесное растение
раннее утро
белая берёза
умный ребёнок
ночная улица
голубое озеро
весёлый человек
дружный класс
4. Закрепление. Детям предлагается 4 пункта работы, которые выполняются самостоятельно. После выполнения каждого пункта идёт коллективная проверка, где у детей есть возможность высказать своё мнения и показать свои знания.
А. -- Спишите, раскрывая скобки, выделите окончание и определите падеж у прилагательных:
Стояло (чудесный весенний) утро. (утренний) ветерок разогнал (густой) туман. В (широкий) окно лились (солнечный) лучи. Мы любовались (синий) небом.
Б. -- Подчеркните все орфограммы.
В. Дальше я предлагаю поработать с первым предложением.
-- Разберите его по членам предложения и дайте характеристику.
Г. -- Разобрать по составу. Утренний, ветерок.
5. Физминутка для глаз.
6. Работа по карточкам. Самостоятельная индивидуальная работа.
-- Соедините между собой равнозначные понятия. Определите падеж прилагательного. Вставьте окончание.
синий | - главн... город нашей Родины |
солнце | - самое больш... животное в мире |
Москва | - один из цветов российск... флага |
голубой кит | - самое глубок... озеро |
нефть | - самое высок... животное на земле |
луна | - раскалённое небесн... тело шарообразной формы |
Байкал | - чёрн... золото |
жираф | - естественн... спутник земли |
7. Домашнее задание.
-- Придумать и записать З предложения о России, разобрать их по членам и частям речи.
8. Итог.
- Чему учились мы сегодня на уроке?
- Что вам было знакомо на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Кому было легко, а трудно? Что помогло тебе
преодолеть эту трудность?
9. Озвучивание полученных оценок на уроке.