Урок обучения грамоте "Чтение слов и предложений с изученными буквами"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • совершенствовать умение читать слова и предложения с изученными буквами, распознавать однокоренные слова, образовывать новые слова с помощью суффиксов ИК, ОК;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитывать трудолюбие, честность.

Оборудование: учебник автор Р.Н. Бунеев “Моя любимая азбука”, карточки со словами и суффиксами, рисунок совы и совка, толковый словарь русского языка.

Ход урока

I . Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы урока.

- Сегодня будем продолжать учиться читать слова и предложения с изученными буквами.

II . Речевая разминка.

- Прочитаем чистоговорку хором по слогам, целыми словами.

Ветер веет, ветер воет.

- Прочитаем чистоговорку с интонацией радости (мальчики) и грусти (девочки).

Я желаю вам, чтобы весь урок прошел в таком радостном, приподнятом настроении. Настроение будет тогда радостным, когда у вас будет получаться, а для этого надо внимательно слушать и быть активными на уроке, помогать учителю.

Кто хорошо поработает на уроке, тот получит суперкартинку “10+”

Успехов вам!

III . Характеристика звуков, чтение слов.

a) Что общего в словах чистоговорки (ответ – буква В). Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Дайте им характеристику. В каких словах чистоговорки есть звук [B ] и [B' ]?

б) Прочитаем хором слоги с этой буквой

ВА АВ
ВО ОВ
ВУ УВ
ВЫ ЫВ
ВИ ИВ

- Какой слог лишний и почему? (ВИ)

Проверка индивидуальной работы у доски

ВИ…… (Допиши слова)

ВА……

- Молодцы! Вспомнили букву, звуки, потренировались читать слоги с этой буквой, для того, чтобы быстрее читать слова и предложения

IV. Наблюдение над однокоренными словами.

СОВА ТРАВА
СОВУШКА ТРАВКА
СОВОК ТРАВУШКА – (закрыто)

Рисунки совы и совка

  • Прочитайте первый столбик по слогам, с ударением.
  • Я утверждаю, что в первом столбике записаны однокоренные слова. Вы согласны?
  • Найдите лишнее слово, докажите что оно лишнее (совок)
  • Найдите корень (сов).
  • В каком слове есть опасное место? Почему?
  • Каким словом проверим? (совушка)
  • Почему можно так проверить?

Вывод корни однокоренных слов пишутся одинаково под ударением и без ударения.

  • Прочитайте ласковое слово, что помогло образовать его? (-ушк)
  • Какую роль выполняет суффикс в слове?
  • Какие еще однокоренные слова можно подобрать?
  • Прочитайте второй столбик по слогам; с ударением.
  • Что объединяет эти слова? (корень, значение)
  • Какой корень?
  • Где опасное место в слове и как его проверить?
  • Вывод о написании корней однокоренных слов.

Открывается таблица, ранее закрытая.

  • Составьте слово с корнем – трав – и суффиксом – ушк -
  • Какое значение имеет суффикс – ушк -?

Мы познакомились только с одним суффиксом. Как вы думаете, есть ли еще суффиксы в русском языке? Давайте проверим.

V. Физкультминутка.

Вата, вагон, вилы, ветер, трава, вода, вилка, волк.

-Когда услышите

[ В‘] - потопайте
[ В ] - похлопайте

VI. Знакомство с суффиксами ОК и ИК.

  • ДОМ
    СЫН
    СЫР
  • Прочитайте слова
  • Как из большого дома сделать маленький? (+ик)
  • Как ласково назвать сына?
  • Как назвать маленький кусочек сыра?
  • Что помогло образовать новые слова?
  • Какое значение имеют суффиксы ИК и ОК?

Самостоятельная работа:

С. 124 учебника

- Попробуйте сами образовать новые слова с этими суффиксами (печатают в азбуке).

3 ученика у доски по 1 слову проверка.

- Есть ли другие суффиксы? Для чего нужны суффиксы?

VII. Заглавная буква В в именах и географических названиях.

С 124 учебника

  • Прочитайте 1 и 2 столбики слов про себя.
  • Прочитаем цепочкой.
  • Что объединяет эти слова (имена, В)
  • Какое правило надо помнить, чтобы правильно писать имена?
  • Как вы думаете: Вадим и Вадик – это одинаковое имя?
  • К кому обращаемся Вадим? Вадик?
  • Посмотрите на 2 столбик.
  • Покажите, каким по счету будет полное имя?
  • Как назовем маленького мальчика?
  • Влад – это короткое имя.
  • 4 столбик – прочитаем хором.
  • Как думаете, почему слова написаны с большой буквы?
  • Прочитайте название реки.
  • Под каким номером написан город, расположенный на реке Волга? (I )
  • Ватикан – это город в стране Италия.
  • Сделайте вывод о написании слов с большой буквы.

VIII. Физминутка.

- Если назову слово и оно пишется с большой буквы, то встаньте, потянитесь. С маленькой – присядьте.

Вика, водитель, Сургут, Россия, собака, река, Обь.

IХ. Работа над текстом.

С 124 учебника

1) Прочитайте название рассказа.

- Что такое “выставка?”

ВЫСТАВКА – собрание каких-нибудь предметов, расположенных где-нибудь для обозрения.

Словарная работа (вигвам, водопад)

- Рассмотрите иллюстрации. Что там видите?
- Собрание этих предметов можно назвать выставкой?
- Подумайте, о чем будет этот рассказ? (предположения детей)

2) Чтение рассказа сильным учеником.

- Оправдались наши предположения?
- Где проходила выставка?

3) Повторное чтение и вопросы по содержанию.

Читают хором девочки.

1 и 2 предложение

- Кто нарисовал водопад?
- Как написаны имена?

3 предложение

- Что вышила Вика на коврике?

Читают хором мальчики.

4-5 предложение

- Кто приготовил пироги и торт?
- Чья красивая полка висит на стене?

6 предложение

- Что сделал Павлик?
- Почему автор в конце предложения поставил этот знак?
- Павлику кто-то помогал? Как надо прочитать это предложение?

7-8 предложение читают вместе.

- Кто еще участвовал в выставке?
- Как он поступил и почему?
- Кто пришел в класс смотреть выставку?
- Почему автор не поставил здесь восклицательный знак?
- Какой знак стоит в конце последнего предложения? (…)
- Что он означает? (не закончена мысль)
- Что же хотел сказать автор этим рассказом, чему учил?
- Как будут чувствовать себя родители Вовы на этой выставке?

Дома: придумайте продолжение этого рассказа.

Х. Итог урока.

Чему учились на уроке?
(читали слова с суффиксом, однокоренные, с заглавной буквой; познакомились с новым рассказом).