Задачи урока:
- совершенствовать умение читать слова и предложения с изученными буквами, распознавать однокоренные слова, образовывать новые слова с помощью суффиксов ИК, ОК;
- развивать мышление, речь;
- воспитывать трудолюбие, честность.
Оборудование: учебник автор Р.Н. Бунеев “Моя любимая азбука”, карточки со словами и суффиксами, рисунок совы и совка, толковый словарь русского языка.
Ход урока
I . Организационный момент
Приветствие. Сообщение темы урока.
- Сегодня будем продолжать учиться читать слова и предложения с изученными буквами.
II . Речевая разминка.
- Прочитаем чистоговорку хором по слогам, целыми словами.
Ветер веет, ветер воет.
- Прочитаем чистоговорку с интонацией радости (мальчики) и грусти (девочки).
Я желаю вам, чтобы весь урок прошел в таком радостном, приподнятом настроении. Настроение будет тогда радостным, когда у вас будет получаться, а для этого надо внимательно слушать и быть активными на уроке, помогать учителю.
Кто хорошо поработает на уроке, тот получит суперкартинку “10+”
Успехов вам!
III . Характеристика звуков, чтение слов.
a) Что общего в словах чистоговорки (ответ – буква В). Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Дайте им характеристику. В каких словах чистоговорки есть звук [B ] и [B' ]?
б) Прочитаем хором слоги с этой буквой
ВА | АВ |
ВО | ОВ |
ВУ | УВ |
ВЫ | ЫВ |
ВИ | ИВ |
- Какой слог лишний и почему? (ВИ)
Проверка индивидуальной работы у доски
ВИ…… (Допиши слова)
ВА……
- Молодцы! Вспомнили букву, звуки, потренировались читать слоги с этой буквой, для того, чтобы быстрее читать слова и предложения
IV. Наблюдение над однокоренными словами.
СОВА | ТРАВА |
СОВУШКА | ТРАВКА |
СОВОК | ТРАВУШКА – (закрыто) |
Рисунки совы и совка
- Прочитайте первый столбик по слогам, с ударением.
- Я утверждаю, что в первом столбике записаны однокоренные слова. Вы согласны?
- Найдите лишнее слово, докажите что оно лишнее (совок)
- Найдите корень (сов).
- В каком слове есть опасное место? Почему?
- Каким словом проверим? (совушка)
- Почему можно так проверить?
Вывод – корни однокоренных
слов пишутся одинаково под ударением и без
ударения.
Прочитайте ласковое слово, что помогло
образовать его? (-ушк)
Открывается таблица, ранее закрытая.
- Составьте слово с корнем – трав – и суффиксом – ушк -
- Какое значение имеет суффикс – ушк -?
Мы познакомились только с одним суффиксом. Как вы думаете, есть ли еще суффиксы в русском языке? Давайте проверим.
V. Физкультминутка.
Вата, вагон, вилы, ветер, трава, вода, вилка, волк.
-Когда услышите
[ В‘] - потопайте
[ В ] - похлопайте
VI. Знакомство с суффиксами ОК и ИК.
- ДОМ
СЫН
СЫР - Прочитайте слова
- Как из большого дома сделать маленький? (+ик)
- Как ласково назвать сына?
- Как назвать маленький кусочек сыра?
- Что помогло образовать новые слова?
- Какое значение имеют суффиксы ИК и ОК?
Самостоятельная работа:
С. 124 учебника
- Попробуйте сами образовать новые слова с этими суффиксами (печатают в азбуке).
3 ученика у доски по 1 слову проверка.
- Есть ли другие суффиксы? Для чего нужны суффиксы?
VII. Заглавная буква В в именах и географических названиях.
С 124 учебника
- Прочитайте 1 и 2 столбики слов про себя.
- Прочитаем цепочкой.
- Что объединяет эти слова (имена, В)
- Какое правило надо помнить, чтобы правильно писать имена?
- Как вы думаете: Вадим и Вадик – это одинаковое имя?
- К кому обращаемся Вадим? Вадик?
- Посмотрите на 2 столбик.
- Покажите, каким по счету будет полное имя?
- Как назовем маленького мальчика?
- Влад – это короткое имя.
- 4 столбик – прочитаем хором.
- Как думаете, почему слова написаны с большой буквы?
- Прочитайте название реки.
- Под каким номером написан город, расположенный на реке Волга? (I )
- Ватикан – это город в стране Италия.
- Сделайте вывод о написании слов с большой буквы.
VIII. Физминутка.
- Если назову слово и оно пишется с большой буквы, то встаньте, потянитесь. С маленькой – присядьте.
Вика, водитель, Сургут, Россия, собака, река, Обь.
IХ. Работа над текстом.
С 124 учебника
1) Прочитайте название рассказа.
- Что такое “выставка?”
ВЫСТАВКА – собрание каких-нибудь предметов, расположенных где-нибудь для обозрения.
Словарная работа (вигвам, водопад)
- Рассмотрите иллюстрации. Что там видите?
- Собрание этих предметов можно назвать
выставкой?
- Подумайте, о чем будет этот рассказ?
(предположения детей)
2) Чтение рассказа сильным учеником.
- Оправдались наши предположения?
- Где проходила выставка?
3) Повторное чтение и вопросы по содержанию.
Читают хором девочки.
1 и 2 предложение
- Кто нарисовал водопад?
- Как написаны имена?
3 предложение
- Что вышила Вика на коврике?
Читают хором мальчики.
4-5 предложение
- Кто приготовил пироги и торт?
- Чья красивая полка висит на стене?
6 предложение
- Что сделал Павлик?
- Почему автор в конце предложения поставил этот
знак?
- Павлику кто-то помогал? Как надо прочитать это
предложение?
7-8 предложение читают вместе.
- Кто еще участвовал в выставке?
- Как он поступил и почему?
- Кто пришел в класс смотреть выставку?
- Почему автор не поставил здесь восклицательный
знак?
- Какой знак стоит в конце последнего
предложения? (…)
- Что он означает? (не закончена мысль)
- Что же хотел сказать автор этим рассказом, чему
учил?
- Как будут чувствовать себя родители Вовы на
этой выставке?
Дома: придумайте продолжение этого рассказа.
Х. Итог урока.
Чему учились на уроке?
(читали слова с суффиксом, однокоренные, с
заглавной буквой; познакомились с новым
рассказом).