Урок географии на тему "Ветер" с применением информационных технологий

Разделы: География


Цель урока:

  1. Сформировать представление об образовании ветра.
  2. Ознакомить с видами ветров.
  3. Научить чертить розу ветров и анализировать её.
  4. Научить составлять логическую цепочку причинно-следственной связи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания.
Даются задания на знания зависимости изменения атмосферного давления с высотой.

3. Изучение нового материала.

1 этап. (1 слайд)

Задаётся вопрос учащимся: “Что называется ветром?”

Учащиеся приводят свои ответы:

  • Это, когда воздух перемещается.
  • Когда сильно дует воздух.

Учитель: “Почему перемещается воздух? В каком направлении он перемещается?”

Учащиеся:

  • Наверное, из-за того, что поверхность земли нагревается по-разному.
  • Когда идёшь, ветер дует либо в лицо, либо сбоку или в спину. Значит, ветер дует параллельно поверхности Земли.

На экране высвечивается первый слайд с названием темы урока: “Ветер”.

Учитель: “Какую цель мы должны поставить перед собой сегодня?”

На слайде выстраиваются главные цели урока.

Учащиеся фиксируют цель урока и основные понятия, с которыми им предстоит познакомиться на уроке.

2 этап (2 слайд).

Учитель:

Многие из вас, стоя на берегу моря или озера, ощущали лёгкий ветерок, который называется бризом. Как вы думаете, почему он появляется?

Ученики:

- Так ведь суша и вода нагреваются по-разному.

Учитель:

Совершенно верно.

На экране высвечивается 2 слайд.

Вопрос на слайде: “Что нагревается быстрее днём – суша или вода?”

Стрелки начинают появляться в той последовательности, при которой перемещается воздух дневного бриза. На слайде указаны данные температуры воздуха и атмосферного давления над сушей и водой. На эти данные обращается внимание учащихся. А также делается вывод: суша нагревается быстрее, чем вода, атмосферное давление над сушей становится меньше. Значит, воздух будет перемещаться с воды на сушу.

Учащиеся фиксируют вывод в тетради.

3 этап (3 слайд).

На экране высвечивается 3 слайд.

В подтверждение к сказанному учащимися, на экране появляется вывод. Затем, для закрепления, на экране появляются овалы с разными цифрами, характеризующие разное атмосферное давление. Учащиеся должны сказать, в какую сторону должна быть направлена стрелка. После этого на экране появляется стрелка. Учащиеся сразу могут проверить правильность их предположения.

Но стрелки в двух вариантах разной толщины. Почему?

Учащиеся обращают внимание на разность в атмосферном давлении первого и второго вариантов. В первом варианте разность атмосферного давления двух областей намного выше, чем во втором. Соответственно ветер в первом варианте будет дуть сильнее.

Вывод высвечивается на экране и фиксируется в тетради учащимися.

На экране - 4 слайд. На нём представлена “Скорость ветра в баллах по 12ти-балльной шкале Бофорта”. Учащиеся отмечают зависимость силы ветра и его влияние на поверхность моря.

4 этап (5 слайд).

Учитель: “Бриз меняет своё направление два раза в сутки. Почему?”

Ученик: “Потому что в течение суток суша и вода нагревается по-разному”.

Учитель: “А в течение года как меняется нагрев?”

Ученик: “Зимой суша остывает, а летом нагревается. А вода зимой теплее суши”.

Учитель: “Значит, существуют такие ветры, которые действуют над обширными участками суши, материка, и воды, океана. Такие ветры называются муссонами”.

На слайде фрагмент восточного побережья Евразии и западная часть Тихого океана. Дано определение муссону. Стрелки показывают направление муссона в летний период. Учащимся задаётся вопрос, почему муссон летом дует с океана на материк. После ответа учащихся высвечивается на экране подтверждение их словам.

6 слайд. Демонстрируется та же область. Акцентируется внимание учащихся на то, что летом над материком формируется область низкого давления, а над океаном – область высокого давления. Летний муссон несёт влажную дождливую погоду на побережье материка.

5 этап (7 слайд).

На экране высвечивается та же область, что и на 5 слайде.

Учитель: “А в каком направлении будет перемещаться муссон зимой и почему?”

Ученик:

  • Зимой океан теплее, чем материк. Атмосферное давление над океаном будет меньше. Значит муссон будет перемещаться с материка на океан.

На экране высвечиваются стрелки, подтверждающие высказывание ученика.

8 слайд. Демонстрируется та же область. Учащиеся замечают, что над материком сформирована область высокого давления, а над океаном – низкого. Зимой погода малооблачная сухая.

Учащиеся фиксируют вывод в тетради.

Помимо бризов и муссонов существуют ещё такие ветры, как:

Фён – тёплый и сухой сильный ветер, дующий с гор в долины. Летом фён ускоряет созревание, и, наоборот, может высушить растения, ускорить летний листопад. Часты фёны в Альпах, на Западном Кавказе, в районе Телецкого озера.

Бора – холодный сильный порывистый ветер. Спускаясь с гор, вытесняет тёплый воздух. В районе г.Новороссийска – зимой с ноября по март. На юге Франции – мистраль. На Байкале – сарма.

6 этап (9 слайд).

Учитель: “Метеорологам необходимо знать, какой ветер дует. Если ветер дует с севера, значит этот ветер холодный, сухой. Если ветер дует с запада - значит он несёт влагу. В зависимости от того, откуда дует ветер, он приобретает те или иные свойства".

На экране демонстрируется направления сторон горизонта. Стрелками показано направление ветра. Учащиеся проговаривают все направления ветров. Для закрепления знания о направлении ветров каждый учащийся получает карточку со стрелками разного направления (Приложение №1). На карточках они должны написать свою фамилию и у каждой стрелки поставить, какой ветер дует. Затем карточки сдаются, проверяются. Если у какого-либо ученика нашлись ошибки, ещё раз проговариваются, глядя на экран, все направления ветров.

10 слайд.

На экране демонстрируется флюгер. Прибор, с помощью которого можно определить направление ветра. Также демонстрируется анемометр (школьный), с помощью которого можно определить скорость ветра.

7 этап (11 слайд).

Построение розы ветров.

Учащиеся работают в рабочей тетради. Данные о направлении ветров за определённый период берётся из календаря погоды, который ученики ведут с сентября месяца.

В рабочей тетради в таблицу записываются данные о количестве дней с разным направлением ветров. На прямых линиях, составляющих основные и промежуточные стороны горизонта, нанесены равные отрезки, где 1 отрезок соответствует 1 дню. Количество дней с северным ветром откладывается по линии, направленной на север. Фиксируем количество отрезков. Таким же образом отмечается по всем направлениям. Все отметки последовательно соединяются.

При отсутствии ветра какого-либо направления линия в этом месте прерывается. Количество дней безветренной погоды записывается в центральном кружке розы ветров.

На слайде демонстрируется роза ветров. Учащиеся анализируют картинку. Отмечают, что наибольшее количество дней дул северо-западный ветер. Следовательно, за указанный период преобладал северо-западный ветер. Учащиеся фиксируют вывод в тетради.

8 этап (12 слайд).

Совместно с учителем учащиеся устанавливают причинно-следственные связи образования ветра.

  1. Благодаря различной подстилающей поверхности, происходит разный нагрев в разных областях.
  2. Соответственно образуются области с разным атмосферным давлением.
  3. Ветер образуется из-за разности атмосферного давления.

Данная цепочка появляется на экране последовательно. Учащиеся фиксируют логическую цепочку в тетради.

9 этап (13 слайд).

Учащимся предлагается отметить значение ветра. Затем, в подтверждение сказанному учениками, на экране перечисляются пункты значения ветра.

10 этап (14 слайд).

Закрепление материала.

На экране появляется 1 вопрос – Главная причина образования ветра?

Ученики отвечают – создание разного атмосферного давления над земной поверхностью. Ответ высвечивается на экране.

2 вопрос – В каком направлении дует дневной бриз?
Ответ – с моря на сушу.

3 вопрос – Где возникают муссоны и сколько раз они меняют направление?
Ответ – возникают на побережье океана, меняют направление два раза в год.

4 вопрос – В каком направлении дует юго-западный ветер?
Ответ – на северо-восток.

По итогам работы на уроке наиболее активные ученики оцениваются положительными оценками.

4. Домашнее задание.