Цель урока.
Показать, функциональную значимость одежды в жизни людей, что потребность в одежде присуща только людям. Научить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие национальной одежды.
Задачи:
Оборудование.
- Предметные картинки,
- карточки с новыми словами,
- гербарий,
- музыкальное сопровождение,
- рабочая тетрадь “Наш дом”,
- карандаши,
- костюмы народов Казахстана.
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Объяснение нового материала с элементами беседы.
Мозговой штурм.
- Ребята, скажите, какие есть потребности и у человека, и у животного.
(Еда, питьё, жильё).
- Назовите потребность, которая характерна только человеку, а у животных такой потребности нет. (Одежда)
- Почему?
(Чтобы защитить своё тело от жары и холода, от непогоды)
- Ребята, чтобы узнать, о чём будет наш урок, вы должны отгадать загадки.
Знает умник и невежда
Людям всем нужна …. (одежда)
Дождик льётся не на шутку
Надевают дети ……(куртку)
Если мёрзнут даже зубы,
Значит, надевайте ….(шубы)
Мы зимою, по привычке
Надеваем …..(рукавички)
- Итак, тема нашего урока: “Одежда”.
Сегодня на уроке мы будем говорить об одежде, какой она бывает, из чего её изготавливают. А девизом урока предлагаю взять пословицу: “Встречают по одёжке, а провожают по уму”. Как вы её понимаете?
Беседа.
- А что же такое одежда? Если мы откроем толковый словарь Ожегова, то узнаем, что “одежда – это несколько предметов, которые покрывают тело”.
На уроках труда, мы знакомились с материалами, из которых делали одежду.
Сейчас ваша задача разместить по порядку эти материалы.
На съёмном стенде размещены слова. Учащиеся выбирают материалы и составляют по степени использования:
шкуры, мех, кожа
шерсть животных
тутовый шелкопряд
лён, хлопок
искусственные (вискоза – из сосны, ели; синтетика – из нефти).
Выбирая материалы, ученики доказывают свой выбор.
- Почему возникает необходимость создавать новые материалы?
(С увеличением роста численности населения планеты, возникла необходимость в дополнительных источниках для изготовления одежды. Чтобы сэкономить природные ресурсы, человек вынужден был создать новые материалы.)
Учащиеся читают стихи. В это время демонстрируются рисунки с историей возникновения одежды.
Итак, начинаем
Рассказ об одежде.
Расскажем о той,
Какой была прежде
И как изменилась
Сегодня она.
Шкуры носили далекие предки,
Недаром они были ловки и метки.
А каждый костюм добывался в бою
Предки ценили одежду свою.
Греция, Рим. Одеяние строгое
Звались одежды хитоном и тогою
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.
Знать при дворе называлась придворною
Носила костюмы с отделкой узорною.
Если б не эти костюмы, как знать,
Сумели бы знать отличить и узнать?
Одежда сама человека не красит,
Но славу её приумножат сторицей
Инспектор ГАИ, что дежурит на трассе,
И доктор, что в детской дежурит больнице.
Костюм космонавта, красивый без спору,
Придётся вам завтра, наверное, впору.
Но это мы вам обещаем в надежде,
Что честно вы трудитесь в школьной одежде.
III. Дифференцирование одежды.
-Мы узнали, из чего делают одежду, а теперь подумайте и скажите, какая бывает одежда по назначению?
- Чем отличается одежда, в которой вы ходите на урок физкультуры от той, которую вам одевает мама, когда вы идёте в гости?
- Значит, спортивная одежда нам нужна для занятий спортом, а чем она отличается от деловой одежды?
- Какой должна быть домашняя одежда?
На карточках, прикреплённых на доске, написаны слова
Спортивная – 4
Деловая – 4
Домашняя – 4
Выходная - ?
Как вы думаете, какая цифра должна быть вместо знака? Почему?
(возможные ответы: 4, потому, что во всех словах по 4 слога; 4, потому, что во всех словах по 4 гласных звука).
- А ещё, ребята, одежда бывает сезонная. Почему на доске таблицы трёх времён года?
- Зимой мы носим зимнюю одежду, летом – летнюю, а осенью демисезонную. Как вы думаете, почему она так называется, и какую одежду мы носим весной? Почему?
Слово “демисезонная” - французского происхождения. Межсезонье – переходное время года.
На доске карточки.
Зима – 4
Лето – 4
Осень – ?
- Какую цифру нужно написать напротив слова “осень”?
(возможные ответы: 4 потому, что во всех словах по 4 звука; 5 потому, что в этом слове 5 букв).
IV. Работа в группах.
- Сейчас мы поиграем в командную игру “Оденем детей по сезонам”.
На доске прикреплены картинки детей и различные виды сезонной одежды с номерками.
Ваша задача: назвать вещи, которые дети могут одеть: I команда – летом, II команда – зимой, III команда – весной или осенью.
V. Закрепление.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях “Наш дом” страница 12.
Задание 1. Исключить лишний предмет.
- Почему он лишний?
Задание 2. Зачеркнуть каждую вторую букву и прочитать полученное слово.
Задание 3. Страница 14. Сосчитать сколько зонтов на рисунке?
-Сколько детей? Какое число больше?
-Что нужно сделать, чтобы над каждым ребёнком был шарф?
VI. Физ. минутка.
Моль, моль, моль – это вредная букашка,
Моль, моль, моль – усатый таракашка,
Моль, моль, моль – это маленький жучок,
Который поедает
Всё вдоль и поперёк
Моль, моль, моль – съела папины штанишки,
Моль, моль, моль – съела мамино пальто,
Моль, моль, моль – все поела в доме книжки,
Надела пальто и пошла в кино.
- Как оберегать одежду от моли?
VII. Игра “Будь внимателен”.
- Картинки, которые вы увидите на магнитной доске, вы должны разделить на две группы.
-Какие это группы? (одежда и предметы ухода за одеждой).
- Как нужно ухаживать за одеждой?
- Для чего нужно ухаживать за одеждой?
- Как вы думаете, всегда ли одежда была такой, как сейчас?
VIII. - А сейчас, внимание. Мы приглашаем вас на показ моды.
Ученица представляет модели.
- Дорогие друзья! Сегодня вашему вниманию будет представлена серия костюмов под названием “Под мирным шаныраком Казахстана”
Эти модели - национальные одежды разных народов.
Все они отличаются друг от друга формой покроя, разнообразием цвета, украшениями.
Такая одежда существовала с давних времён, но иногда её носят и сейчас.
Под музыку проходит показ моделей национальных костюмов учениками класса (казахский, русский, татарский, грузинский, белорусский).
IX. Рефлексия.
- Для чего людям одежда?
- Почему люди начали создавать искусственные и синтетические материалы для одежды?
- Почему современные люди не хотят постоянно ходить в национальной одежде?
Домашнее задание: работа в тетради “Наш дом” на странице 13.