Цели:
- Обнаружение новой части речи (имя числительное).
- Построение грамматической модели новой части речи.
- Сравнение слов десять-десяток (числ.-сущ.)
- Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
1. Эмоциональный настрой.
- Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!
- Наш урок называется: урок-исследование. – А что значит исследовать?
(Исследовать-подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения, изучения чего-либо. Словарь С.И. Ожегова)
Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую звезду знаний.
2. Создание ситуации успеха.
На доске:
Л_нейка, уг_ ворить, п_сьмо, л_нейный, хо_ьба, разг_вор, отга_ка, усп_вать, гла_кий, ю_ка, дес_ть, ог_родить, пл_чистый, ги_кий.
- Прочитайте слова.
- Вставьте пропущенные орфограммы слабых позиций. Объясните.
- Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова.
(по количеству слогов, по орфограммам, по первой букве, по частям речи)
- А что такое часть речи?
- Какие части речи знаете?
- Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол?
3. Постановка задачи на обнаружение новой части речи.
- Я предлагаю вам записать слова в столбики по частям речи. Если вы не сможете определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик.
сущ. | прил. | глаг. | ? |
линейка | линейный | уговорить | десять |
письмо | гладкая | ходить | |
ходьба | плечистые | успевать | |
разговор | гибкие | огородить | |
отгадка | |||
юбка |
- Удалось ли вам определить, к какой известной нам части речи относится слово десять? Почему? Какова цель нашего урока?
- Это имя или глагол?
Сравните высказывания:
- Ночную улицу освещал десять ярких фонарей.
- На улице нет и десяти фонарей.
- Какое значение изменилось у слов десять во втором высказывании? (падежа или времени)
- Можно ли теперь сказать: это имя или глагол? (имя)
- Определите место этой части речи на общей схеме. (где имена )
- Поставим знак вопроса.?
4. Сравнение слов десять - десяток, сходных по лексическому значению, но различающихся грамматическими значениями.
- А что именно называет слово десять - действие, признак предмета, предмет или что-то другое? (слово десять называет количество предметов)
- Но ведь то же количество можно было назвать с помощью слова десяток:
Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей.
- Слова десять и десяток называют одно и то же число. Количество каких-то предметов
десять | ЛЗ | ГЗ |
= | ||
десяток | ЛЗ | ГЗ |
- Может, оба эти слова относятся к одной и той же части речи?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проверить, по какой грамматической модели построено каждое из них.
Сравните высказывания:
Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей.
Ночную улицу освещали десятки ярких фонарей.
- Выпишите словоформы слова десяток.
- Какую грамматическую форму обнаружили? (число)
Десяток – десятки - Ч
Сравните высказывания:
Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей. Ночную улицу освещало больше десятка ярких фонарей.
- Выпишете словоформы слова десяток.
- Как изменилось? (по падежу)
Десяток - больше десятка -- П-
- А есть ли грамматическая форма рода?
Как это можно доказать? (подобрать прил., он-мой)
5. Физкультминутка.
6. Построение грамматической модели новой части речи.
- Вернёмся к слову десять:
Сравните высказывания:
Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.
Ночную улицу освещало больше десяти ярких фонарей.
- Выпишите словоформы слова десять.
Десять - больше десяти - П^ (на доске)
- Как изменилось слово? Какую грамматическую форму обнаружили? (падеж)
- А есть ли у этого слова форма числа? (варианты ответов)
- По-русски можно сказать:
Летают десять белых голубей.
Летает десять белых голубей.
- Можно было бы так употребить глагол, если бы слово десять имело грамматическое значение числа? (нет)
- Осталось проверить, есть ли у слова десять грамматическая форма рода.
- Чтобы доказать, что у слова десяток есть форма рода, нужно просто присоединить к нему какое-нибудь прилагательное.(например: целый десяток фонарей)
- А можно ли так сказать:
целый десять фонарей или
целая десять фонарей ?
- Значит, формы рода у слова десять нет.
- А что обозначает? (ОГЗ - количество)
Десять - П^ —>ОГЗ обозначает количество ( вывод на доске )
- По разным или одинаковым грамматическим моделям построены слова десяток и десять? (по разным)
- К какой части речи относится слово десяток?
- А слово десять к другой части речи. Десять - это имя числительное.
- Подумайте, почему эту часть речи так называют?
- А что же такое имя числительное?
- Сравним наш вывод с правилом в учебнике. страница 6. (4 кл.)
- Вспомните, какая задача стояла перед нами в начале урока?
- Решили мы эту задачу?
(- Найдите на схеме место для новой части речи.)
P.S. Имена числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи-только словами: три лошади (3)
тройка лошадей
7. Упражнение в отличии существительного от числительного.
Работа по учебнику. (4 кл.) страница 23 упражнение 138 (работа в парах )
- Прочитайте задание. Подумайте в парах над ним.
(лексическое значение одинаково: пяток обозначает количество как носитель признака, то есть как предмет, а слово пять обозначает его именно как количество, как число)
- Придумайте и запишите с этими словами высказывания.
8.Самостоятельная работа по карточкам.
Карточка.
- Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните имена числительные.
- По дороге бежит тройка лошадей.
- В неделе семь дней.
- Мама купила сотню яиц.
- На уроке мы решили три задачи.
- В квартире стоит двойная дверь.
- В районе появилось двадцать новых домов.
Определите другие части речи.
числительные | другие части речи | |
семь | тройка | |
три | сотня | |
двадцать | пятёрки | |
двойная |
- Самопроверка с образца. Оценивание по шкале.
9. Итог урока.
- Итак, наш урок-исследование подходит к концу. Какую же звёздочку знаний мы открыли?
- Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?
- Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?
10. Домашнее задание: страница 23 упражнение 139 (4 кл.)
*творческое задание для желающих:
С числительными из текста составить и записать интересные предложения.