Проект урока по русскому языку "Имя числительное как особая часть речи", 4-й класс. Система Д.В. Эльконина – В.В. Давыдова

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Обнаружение новой части речи (имя числительное).
  2. Построение грамматической модели новой части речи.
  3. Сравнение слов десять-десяток (числ.-сущ.)
  4. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

1. Эмоциональный настрой.

- Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

- Наш урок называется: урок-исследование. – А что значит исследовать?

(Исследовать-подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения, изучения чего-либо. Словарь С.И. Ожегова)

Чтобы исследование прошло результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую звезду знаний.

2. Создание ситуации успеха.

На доске:

Л_нейка, уг_ ворить, п_сьмо, л_нейный, хо_ьба, разг_вор, отга_ка, усп_вать, гла_кий, ю_ка, дес_ть, ог_родить, пл_чистый, ги_кий.

- Прочитайте слова.

- Вставьте пропущенные орфограммы слабых позиций. Объясните.

- Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова.

(по количеству слогов, по орфограммам, по первой букве, по частям речи)

- А что такое часть речи?

- Какие части речи знаете?

- Что такое имя существительное? Прилагательное? Глагол?

3. Постановка задачи на обнаружение новой части речи.

- Я предлагаю вам записать слова в столбики по частям речи. Если вы не сможете определить часть речи, записывайте слово в отдельный столбик.

сущ. прил. глаг. ?
линейка линейный уговорить десять
письмо гладкая ходить
ходьба плечистые успевать
разговор гибкие огородить
отгадка
юбка

- Удалось ли вам определить, к какой известной нам части речи относится слово десять? Почему? Какова цель нашего урока?

- Это имя или глагол?

Сравните высказывания:

  1. Ночную улицу освещал десять ярких фонарей.
  2. На улице нет и десяти фонарей.

- Какое значение изменилось у слов десять во втором высказывании? (падежа или времени)

- Можно ли теперь сказать: это имя или глагол? (имя)

- Определите место этой части речи на общей схеме. (где имена )

- Поставим знак вопроса.?

4. Сравнение слов десять - десяток, сходных по лексическому значению, но различающихся грамматическими значениями.

- А что именно называет слово десять - действие, признак предмета, предмет или что-то другое? (слово десять называет количество предметов)

- Но ведь то же количество можно было назвать с помощью слова десяток:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей.

- Слова десять и десяток называют одно и то же число. Количество каких-то предметов

десять ЛЗ ГЗ
=
десяток ЛЗ ГЗ

- Может, оба эти слова относятся к одной и той же части речи?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проверить, по какой грамматической модели построено каждое из них.

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей.

Ночную улицу освещали десятки ярких фонарей.

- Выпишите словоформы слова десяток.

- Какую грамматическую форму обнаружили? (число)

Десяток – десятки - Ч

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещал десяток ярких фонарей. Ночную улицу освещало больше десятка ярких фонарей.

- Выпишете словоформы слова десяток.

- Как изменилось? (по падежу)

Десяток - больше десятка -- П-

- А есть ли грамматическая форма рода?

Как это можно доказать? (подобрать прил., он-мой)

5. Физкультминутка.

6. Построение грамматической модели новой части речи.

- Вернёмся к слову десять:

Сравните высказывания:

Ночную улицу освещали десять ярких фонарей.

Ночную улицу освещало больше десяти ярких фонарей.

- Выпишите словоформы слова десять.

Десять - больше десяти - П^ (на доске)

- Как изменилось слово? Какую грамматическую форму обнаружили? (падеж)

- А есть ли у этого слова форма числа? (варианты ответов)

- По-русски можно сказать:

Летают десять белых голубей.

Летает десять белых голубей.

- Можно было бы так употребить глагол, если бы слово десять имело грамматическое значение числа? (нет)

- Осталось проверить, есть ли у слова десять грамматическая форма рода.

- Чтобы доказать, что у слова десяток есть форма рода, нужно просто присоединить к нему какое-нибудь прилагательное.(например: целый десяток фонарей)

- А можно ли так сказать:

целый десять фонарей или
целая десять фонарей ?

- Значит, формы рода у слова десять нет.

- А что обозначает? (ОГЗ - количество)

Десять - П^ —>ОГЗ обозначает количество ( вывод на доске )

- По разным или одинаковым грамматическим моделям построены слова десяток и десять? (по разным)

- К какой части речи относится слово десяток?

- А слово десять к другой части речи. Десять - это имя числительное.

- Подумайте, почему эту часть речи так называют?

- А что же такое имя числительное?

- Сравним наш вывод с правилом в учебнике. страница 6. (4 кл.)

- Вспомните, какая задача стояла перед нами в начале урока?

- Решили мы эту задачу?

(- Найдите на схеме место для новой части речи.)

P.S. Имена числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи-только словами: три лошади (3)

тройка лошадей

7. Упражнение в отличии существительного от числительного.

Работа по учебнику. (4 кл.) страница 23 упражнение 138 (работа в парах )

- Прочитайте задание. Подумайте в парах над ним.

(лексическое значение одинаково: пяток обозначает количество как носитель признака, то есть как предмет, а слово пять обозначает его именно как количество, как число)

- Придумайте и запишите с этими словами высказывания.

8.Самостоятельная работа по карточкам.

Карточка.

  1. Прочитайте предложения. Найдите и подчеркните имена числительные.
  2. По дороге бежит тройка лошадей.
  3. В неделе семь дней.
  4. Мама купила сотню яиц.
  5. На уроке мы решили три задачи.
  6. В квартире стоит двойная дверь.
  7. В районе появилось двадцать новых домов.

Определите другие части речи.

числительные другие части речи
семь тройка
три сотня
двадцать пятёрки
двойная

- Самопроверка с образца. Оценивание по шкале.

9. Итог урока.

- Итак, наш урок-исследование подходит к концу. Какую же звёздочку знаний мы открыли?

- Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?

- Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?

10. Домашнее задание: страница 23 упражнение 139 (4 кл.)

*творческое задание для желающих:

С числительными из текста составить и записать интересные предложения.