Тема урока: «Умножение и деление на 5. Пятая часть числа»
Цели урока:
- совершенствовать знания таблицы умножения и деления на 5;
- развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
- воспитывать культуру общения, умения работать в группах.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем
И урок математике начнем.
2. Вступительное слово учителя
– А теперь подарим свои улыбки друг другу,
гостям, тем самым пожелаем всем добра и счастья.
– У нас с вами есть повод порадоваться и
улыбнуться, к нам в гости пришел Дед Мороз со
своими помощницами-снежинками.
3. Устный счет
На снежинках записаны числа: 3, 5, 4, 12, 14, 16.
– Прочитайте числа.
– Прочитайте в порядке возрастания, убывания.
– Разделите числа на два множества.
– По какому принципу разделим числа? (Делятся
на 2 и не делятся на 2; делятся на 3 и не делятся на
3.)
– Назовите самое большое однозначное число.
– Это число связано с темой нашего урока.
Сформулируйте тему урока.
4. Формулировка темы и целей урока
– Продолжаем работать над умножением и делением на 5, будем находить пятую часть числа. Чтобы с этим справиться потребуется смекалка, сообразительность и внимание.
5. Работа над материалом урока
– Назовите фигуры.
– Какие это фигуры?
– Какие фигуры вы еще знаете?
– А сейчас вспомните, какую объемную фигуру вы
часто встречаете зимой? Особенно во время
детских зимних забав. (Шар)
– На что он похож? (Снежок)
– Дети играли в снежки. И вот что произошло (ответы
закрыты снежками).
5 . 3 5 . 6
2 . 5 8 . 5
5 . 4 5 . 9
7 . 5 5 . 5
(Задание выполняют ребята второй группы).
6. Работа по учебнику (первая и третья группа).
– Представьте, что вы на катке. Взявшись за
руки, вы дружно катаетесь по льду. Нужно не
поскользнуться, используя знания таблицы
умножения на 5, выполнить деление. Поддержите
друг друга.
– Какой вывод можно сделать? (Умножение
связано с делением).
Проверка работы 2 группы. Учащиеся оценивают работу ребят.
– По дорожкам между сугробами выходим во двор.
7. Работа в тетради №1 с.52, з.166 (ребята 1 группы выбирают дорожку по желанию).
Самопроверка по ключу.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, не крошки.
И вот летают все слабее
Ворона, галка, воробей…
– Каких птиц еще мы можем встретить зимой?
– Как называют таких птиц?
– Что вы знаете о зимующих птицах?
– Как вы можете помочь птицам?
– Представьте себе, что на вашу кормушку
прилетели птицы. Давайте сосчитаем, сколько их.
– Нужно составить несколько разных решений.
На кормушку прилетели
Воробьев драчливых пара.
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей.
(2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10; 2 . 5 = 10).
– Сколько птиц прилетело на кормушку?
– Какой способ самый рациональный? Почему?
8. Физкультурная минутка для глаз.
– В небе мы можем видеть птиц?
– А что мы еще можем увидеть в небе? (Ответы
учащихся).
9. Работа в тетради №1 с.52, з.169.
– Что значит найти пятую часть числа?
– Что для этого нужно сделать?
На партах у ребят карточки. Под каждым числом записать пятую часть числа. Самостоятельно. Самопроверка.
На доске числа: 12, 18, 15.
– Назовите число, в котором мы можем найти половину, треть и четверть числа; треть числа и пятую часть числа.
10. Физкультурная минутка
Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.
– Под сугробами видим задание. Выражения записаны парами:
5 . 4 6 . 2 3 . 6 4 . 3
4 . 5 2 . 6 6 . 3 3 . 5
– Можно ли утверждать, что значение выражений в
каждой паре одинаковы?
– Что можно сказать о первой паре?
– А если я не смогла бы найти значения выражений.
Могла бы ответить на поставленный вопрос? (Да, в
выражениях одни и те же числа).
– О каком свойстве умножения идет речь? (Умножать
числа можно в любом порядке).
– О каких парах можно сказать, что значения
выражений одинаковы?
– Что можно сказать о четвертой паре? (Значения
разные, числа разные).
– На карточке назвать четвертую фигуру (Квадрат).
– Нужно найти периметр квадрата.
– Что такое периметр? (Ответы).
– Вспомните алгоритм нахождения периметра и
найдите периметр квадратов, которые лежат на
партах.
11. Работа в парах
Ребята первой группы могут использовать карточку–помощницу. Проверка. Вывод.
В прямоугольнике помещена таблица
2 | 3 | 4 | 5 |
||
4 | 9 | 16 |
– Постарайтесь понять закономерность, на
основании которой составлена таблица.
Продолжите ее.
– Что нужно знать, чтобы продолжить? (Таблицу
умножения).
12. Итог урока
– Дед Мороз приготовил нам сюрприз. Он принес к нам елочку, ведь скоро Новый год. Мы должны сделать ее еще более нарядной. На партах у вас кружки разного цвета. Сейчас проанализируйте свою деятельность на уроке и те, кто считает, что выполнял задания:
- быстро, правильно и самостоятельно повесьте на елку красный кружок;
- кто правильно, но медленно – синий;
- кто правильно, но с помощью других – желтый.
- кто быстро, но правильно – белый кружок.
– Какая замечательная елка у нас получилась. Огромное спасибо вам за работу.