Урок математики во 2-м классе по теме "Умножение и деление на 5. Пятая часть числа"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Умножение и деление на 5. Пятая часть числа»

Цели урока:

  • совершенствовать знания таблицы умножения и деления на 5;
  • развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
  • воспитывать культуру общения, умения работать в группах.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем
И урок математике начнем.

 2. Вступительное слово учителя

– А теперь подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем всем добра и счастья.
– У нас с вами есть повод порадоваться и улыбнуться, к нам в гости пришел Дед Мороз со своими помощницами-снежинками.

3. Устный счет

На снежинках  записаны числа: 3, 5, 4, 12, 14, 16.

– Прочитайте числа.
– Прочитайте в порядке возрастания, убывания.
– Разделите числа на два множества.
– По какому принципу разделим числа? (Делятся на 2 и не делятся на 2; делятся на 3 и не делятся на 3.)
– Назовите самое большое однозначное число.
– Это число связано с темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.

4. Формулировка темы и целей урока

– Продолжаем работать над умножением и делением на 5, будем находить пятую часть числа. Чтобы с этим справиться потребуется смекалка, сообразительность и внимание.

5. Работа над материалом урока

– Назовите фигуры.

– Какие это фигуры?
– Какие фигуры вы еще знаете?
– А сейчас вспомните, какую объемную фигуру вы часто встречаете зимой? Особенно во время детских зимних забав. (Шар)
– На что он похож? (Снежок)
– Дети играли в снежки. И вот что произошло (ответы закрыты снежками).

5 . 3               5 . 6
2 . 5               8 . 5
5 . 4               5 . 9
7 . 5               5 . 5

(Задание выполняют ребята второй группы).

6. Работа по учебнику (первая и третья  группа).

– Представьте, что вы на катке. Взявшись за руки, вы дружно катаетесь по льду. Нужно не поскользнуться, используя знания таблицы умножения на 5, выполнить деление. Поддержите друг друга.
– Какой вывод можно сделать? (Умножение связано с делением).

Проверка работы 2 группы. Учащиеся оценивают работу ребят.

– По дорожкам между сугробами выходим во двор.

7. Работа в тетради №1 с.52, з.166 (ребята 1 группы выбирают дорожку по желанию).

Самопроверка по ключу.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, не крошки.
И вот летают все слабее
Ворона, галка, воробей…

– Каких птиц еще мы можем встретить зимой?
– Как называют таких птиц?
– Что вы знаете о зимующих птицах?
– Как вы можете помочь птицам?
– Представьте себе, что на вашу кормушку прилетели птицы. Давайте сосчитаем, сколько их.
– Нужно составить несколько разных решений.

На кормушку прилетели
Воробьев драчливых пара.
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей.

(2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10; 2 . 5 = 10).

– Сколько птиц прилетело на кормушку?
– Какой способ самый рациональный? Почему?

 8. Физкультурная минутка для глаз.

– В небе мы можем видеть птиц?
– А что мы еще можем увидеть в небе? (Ответы учащихся).

9. Работа в тетради №1 с.52, з.169.

– Что значит найти пятую часть числа?
– Что для этого нужно сделать?

На партах у ребят карточки. Под каждым числом записать пятую часть числа. Самостоятельно. Самопроверка.

На доске числа: 12, 18, 15.

– Назовите число, в котором мы можем найти половину, треть и четверть числа; треть числа и пятую часть числа.

10. Физкультурная минутка

Я мороза не боюсь.
С ним я крепко подружусь
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и скакать.

– Под сугробами видим задание. Выражения записаны парами:

5 . 4         6 . 2        3 . 6      4 . 3
4 . 5         2 . 6        6 . 3      3 . 5

– Можно ли утверждать, что значение выражений в каждой паре одинаковы?
– Что можно сказать о первой паре?
– А если я не смогла бы найти значения выражений. Могла бы ответить на поставленный вопрос? (Да, в  выражениях одни и те же числа).
– О каком свойстве умножения идет речь? (Умножать числа можно в любом порядке).
– О каких парах можно сказать, что значения выражений одинаковы?
– Что можно сказать о четвертой паре? (Значения разные, числа разные).
– На карточке назвать четвертую фигуру (Квадрат).
– Нужно найти периметр квадрата.
– Что такое периметр? (Ответы).
– Вспомните алгоритм нахождения периметра и найдите периметр квадратов, которые лежат на партах.

11. Работа в парах

Ребята первой группы могут использовать карточку–помощницу. Проверка. Вывод.

В прямоугольнике помещена таблица

2         3         4        

5        

                 
4         9         16                                               

– Постарайтесь понять закономерность, на основании которой составлена таблица. Продолжите ее.
– Что нужно знать, чтобы продолжить? (Таблицу умножения).

12. Итог урока

– Дед Мороз приготовил нам сюрприз. Он принес к нам елочку, ведь скоро Новый год. Мы должны сделать ее еще более нарядной. На партах у вас кружки разного цвета. Сейчас проанализируйте свою деятельность на уроке и те, кто считает, что выполнял задания:

  • быстро, правильно и самостоятельно повесьте на елку красный кружок;
  • кто правильно, но медленно – синий;
  • кто правильно, но с помощью других – желтый.
  • кто быстро, но правильно – белый кружок.

– Какая замечательная елка у нас получилась. Огромное спасибо вам за работу.