Урок по математике по теме "Прямоугольник"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить со свойствами прямоугольника; продолжить работу по решению задач в два действия, а также по формированию вычислительных навыков;
  • развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: треугольник, вырезанный прямоугольник.

(У каждого ребенка и учителя палочки, в которых есть пары палочек по длине)

Ход урока

I. Оргмомент

Ребята! Новость есть у нас!
Расскажу о ней сейчас.
Спят в снегу дубы, березы
Вьюга стежки замела,
А от дедушки Мороза
Я письмо Вам принесла!
Я письмо сейчас открою,
Содержание раскрою…
В гости Дед Мороз зовет
И задание задает,
Отвечая не спешите,
Ум, смекалку покажите
И фантазию включите
Дед Мороза удивите
На уроке отвечайте
И пятерки получайте.

II. Сообщение темы урока.

- Продолжаем путешествие по стране Геометрия. Тема нашего урока “Прямоугольник”. Мы познакомимся со свойствами прямоугольника.

III. Актуализация знаний.

1. Дед Мороз загадал загадку. Отгадка кроется в ответах.

35 + 60 = 95 с 12 – 5 + 4 = 11 и
28 + 70 = 98 н 8 + (11-7) = 12 н
43 + 6= 49 е (92 + 8) – 1 = 99 к
56 + 3= 59 ж 5 +6 – 8 = 3 а

 

95 11 49 98 3 99 59 12
С и е н а к ж н

- Правильно! Снежинка. А кто знает загадки про снежинки?

Что за звездочка такая
На пальто и на платке?
Вся сквозная вырезная,
А возьмешь – вода в руке?

2. А теперь послушайте задачу:

Коля раскрасил – 10 снежинок, а Оля на 5 снежинок больше. Сколько снежинок раскрасила Оля? Измените вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

3. Ну, какая же зима без мороза и метели. Вот и у нас подул ветер, полетели снежинки, закружились в воздухе и закрыли ответы. Давайте их раскроем.

45 см * 7 дм

54 см * 45 см

80 см * 8 дм 7 см

10 см * 2 дм 5 см

36 * 4 * 8 = 32

72 * 6 * 40 = 38

63 * 7 * 23 = 93

30 * 7 * 10 = 27

IV. Изучение нового материала.

- А смотрите, что же это за художник нарисовал такие фигуры? (Рис.1)

- Что же это за фигуры?

- Назовите, как называются замкнутые линии.

- Что такое прямоугольник?

1. Работа с раздаточным материалом.

- Положите перед собой вырезанные прямоугольники. И я достану прямоугольник.

- Проверим прямоугольник ли это? Четыре угла (счет). Все ли углы прямые? (Учитель проверяет большой прямоугольник, который прикреплен к доске треугольником, а ученики проверяют углы своих прямоугольников тоже треугольниками)

Вывод: все углы прямые.

- Посмотрите внимательно, вглядитесь в прямоугольник, может вы еще что-то интересного заметили у прямоугольника. (Дополнительно: обратите внимание на стороны. Стороны, которые находятся друг напротив друга - одинаковые). Молодцы! Стороны, находящиеся друг против друга называются противоположными (положены друг против друга).

- Найдем их и покажем цветом: синим и красным.

- Проверим наше наблюдение. Каким образом можно это сделать? (Рассуждения детей выслушиваются и проверяются)

1 способ: измерить линейкой длину противоположных сторон и сравнить. (Практические действия)

2 способ: Если не догадываются дети, то читается из учебника с.61 (Практическая работа).

Вывод: противоположные стороны равны.

V. Закрепление нового материала.

- Представим, что мы плотники и нам нужно сделать рамку для фотографии прямоугольной формы.

- Как это сделать удобнее, быстрее? (Можно отмерить линейкой 2 разные палочки, затем положить их по длине и отпилить еще две палочки).

- Значит, чтобы построить рамочку, нужно взять по 2 одинаковые палочки.

1) Практическая часть.

- Постройте рамочку у себя в тетради.

- Какие два правила нужно знать, чтобы построить прямоугольник?

(Все углы должны быть прямыми и противоположные стороны равны)

VI.Релаксация.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
(Руки вперед, пружинистые движения ног)
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
(Поочередное притопывание то левой, то правой ногой)

VII. Повторение пройденного

1. Работа по учебнику с.61 № 2

2. Решение примера с комментированием № 1:

15 + 4 = 19 80 + 14 = 94

2 примера – самостоятельно с последующей проверкой.

3. № 5 по вариантам 1 вариант – 1 строка

2 вариант – 2 строка

Самопроверка на доске:

10 12
100 13

4. Решение задачи № 3 (устно)

- Почему Дед Мороз составил задачу про детей в доме. Дом - может быть он нам что-то напоминает? (В доме очень много прямоугольник: стены, двери, окна, потолок, пол).

- Попробуем решить задачу № 4 (1)

- Прочитайте задачу.

- Что известно?

- Что надо узнать?

- Ответим ли сразу на вопрос задачи?

- Каким действием будем решать?

- Почему?

- Запишите решение задачи в тетрадь.

5. А давайте построим свой дом. (Рис. 2)

На пригорке за ручьем
Мы сейчас поставим дом.
Тут фундамент подведем.

***

Класть кирпич к кирпичу
Это нам по плечу.

***

Заберемся мы повыше
И на дом поставим крышу

***

А на крыше петушок
На нем шапка гребешок.

***

По фасаду 2 окошка

***

Печку мы кладем повыше.
Вот уже труба на крыше.

***

Из трубы дымок кольцом
Дело только за крыльцом.
Из каких геометрических фигур состоит наш дом.

VIII. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Что такое прямоугольник?

IХ. Домашнее задание.

С.61 № 4 (2), № 6

Приложение