Цели урока:
- познакомить учащихся с названиями деталей старинной русской одежды;
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа;
- совершенствовать навыки работы со словарем и умение отбирать наиболее существенное из справочной литературы;
- развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
- формировать адекватную самооценку, умение слушать товарищей;
- учить применять полученные знания в новых условиях.
Оборудование:
- Рабочий лист с заданием на каждого учащегося (см. Приложение 1);
- доклады по теме урока (см. Приложение 2);
- рисунки по теме урока;
- карточки со словами: рубаха, сарафан, порты, пояс, зипун, кафтан, душегрея, шуба, лапти, колпак, кокошник, кика (кичка), онучи, сорочка;
- элементы народного костюма: рубаха, порты, онучи, лапти, пояс, сарафан;
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и структуры урока.
III. Вступительное слово учителя.
На уроках “Введение в историю” мы изучаем жизнь наших предков, условия их жизни, обычаи, традиции. Мы уже знаем, как рубили избы в деревне, как их украшали. Мы изучили внутреннее убранство деревенского дома. В школьном музее “Русского быта” мы увидели настоящие старинные предметы, брали их в руки. Помните, с каким удовольствием вдыхали мы запах топленого молока в крынке! В музее мы видели русскую народную одежду из бабушкиного сундука. Сегодня поговорим о том, как одевались на Руси наши пра-пра-прабабушки и пра-пра-прадедушки.
На уроке будут работать группы:
“Исследователи” - они подготовили доклады и сегодня расскажут о результатах своей исследовательской работы по теме урока.
“Эксперты” - познакомились с докладами накануне и подготовили вопросы и замечания к докладчикам.
Все ребята будут выполнять задания на Рабочих листах. Будьте внимательны на уроке, тогда вы сможете ответить на вопросы по теме в конце урока.
Итак, тема урока: “Как одевались на Руси”.
IV. Работа над первым этапом урока: “Что носили в теплое время года на Руси”.
Найдите на Рабочем листе название темы урока, подчеркните карандашом.
“Одёжа”, “одёжка” - так ласково называли русские люди в старину свою одежду. Хранили ее бережно, в сундуках.
“По одежке встречают”, - говорится в поговорке. Действительно, по одежке можно было догадаться о положении человека в обществе, богат он или беден, женат или холост, из какой он местности.
Главной “одёжей” была русская рубаха. Слушаем сообщение ученицы на тему “Мужская и женская рубаха”.
(После доклада слово предоставляется группе “Эксперты”, которые высказывают своё мнение о докладе, задают вопросы докладчику.)
Отметьте в словаре термин “рубаха”.
О сарафане мы узнаем из сообщения с элементами исследовательской деятельности “Сарафан”, подготовленное ученицей.
(После доклада - слово группе “Эксперты”.)
Отметьте в словаре термин “сарафан”.
А вот порты или портки! Их шили всегда одинаково: не очень широкие, черного или синего цвета. Праздничные порты были из ткани в полоску.
К рубахе обязательно нужен пояс, это очень важная деталь русского костюма. В древности ему приписывались магические свойства. Считалось, что пояс оберегает человека от нечистой силы, поэтому на него вешали обереги: фигурку коня, ключи, даже замки. Носили пояс не только для красоты. Он выполнял и полезные функции: поддерживал одежду, придавал фигуре стройность. За него можно было заложить плеть, нож, ложку. На концах пояса обычно завязывали кисточки.
Отметьте в словаре - “порты”, “пояс”.
Как привлекательны древнерусские костюмы! Вот в таких нарядах после трудового дня или в праздники собирались наши прабабушки и прадедушки на посиделки: разговаривали, пели песни да хороводы водили.
V. Физминутка, Хоровод “Сарафан”. (Девочки водят хоровод, а мальчики выполняют имитирующие движения с места).
VI. Работа над вторым этапом урока: “Одежда на Руси в холодное время года”.
В нашей местности, раньше она называлась Московия, погода всегда бывала капризна: то ветром задует, то снегом занесет. Как же одевались на Руси в холодную погоду?
Задание по рядам: прочитайте текст на Рабочем листе, подготовьтесь к ответам на вопросы по тексту.
(Ученики готовятся, затем отвечают на вопросы учителя по текстам. Тексты представлены на Рабочих листах.)
Отметьте в словаре - “зипун”, “кафтан”, “душегрея”, “шуба”.
VII. Игровой элемент “Найди элемент одежды русского костюма”.
Я произношу название различных элементов одежды. Если это элемент одежды русского костюма - хлопните в ладоши один раз:
- сарафан, хитон, тога, зипун, плащ, порты. шуба, туника, душегрея, кафтан, сорочка.
VIII. Работа над третьим этапом урока: “Что надевали на ноги?”. “Головные уборы на Руси”.
А теперь представьте себе: долгий зимний вечер. Тихо потрескивает на стене лучина. Под ней на лавке сидит дедушка Егор. Возле него - внучок Ванечка. Дедушка плетет лапти. Ванечка смотрит - учится. Нигде в мире не умеют лапти плести - только на Руси. Это умение передавалось из поколения в поколение. Слушаем выступление с элементами исследовательской деятельности “Что надевали на ноги?”
(Слово группе “Эксперты”.)
Отметьте в словаре - “лапти”, “онучи”.
О головных уборах на Руси мы узнаем из сообщения ученицы “Головные уборы на Руси”.
(Слово группе “Эксперты”.)
Отметьте в словаре - “кокошник”, “кика”, “колпак”.
IX. Подведение итогов урока.
а) Фронтальный опрос по теме:
- Над какой темой работали?
- Какое значение имела одежда на Древней Руси?
- Все детали русского костюма “говорящие”. Что они могут рассказать?
- А вам нравится русский народный костюм?
б) Задания на Рабочем листе:
- Подпишите название деталей русской одежды. (Отдельные ученики работают у доски.)
- Выполните тестовые задания.
X. Заключительное слово учителя.
Сейчас мы носим одежду, непохожую на ту, что носили раньше. Но некоторые элементы русского костюма мы используем в современной одежде: летом носим сарафаны, зимой надеваем платки, рукавицы, используем вышивку для украшения одежды, подпоясываем одежду пояском. А это значит, что мы с вами не потеряли связь с нашим прошлым, мы связаны с нашими предками невидимыми нитями.
И в наше время мы можем увидеть людей, одетых в народные костюмы. Где это можно сделать? (Предполагаемые ответы: на спектаклях, на народных праздниках, в музеях, на иллюстрациях к сказкам и т.д.)
А еще 1 сентября нас всегда встречает на линейке хлебом-солью русская красавица (входит девушка в русском костюме). Да-да, именно она. А костюм для нее сшили ученики нашей школы. Не с пустыми руками к нам гостья пришла: за хорошую дружную работу на уроке вас ждет угощение (шоколадные медали).