Тема: “Птицы России. Научная и художественная литература о перелётных птицах”.
Цели.
Образовательные. На основе научной литературы узнать о перелётных птицах России, их значение в природе и для человека; на основе художественной литературы погружаться в эстетическое значение птиц, отрабатывать навыки выразительного чтения, анализа произведений, умение видеть художественные приёмы.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, заботу о птицах, желание соблюдать правила в природе, не нарушать законы экологии.
Развивающие. Развивать кругозор, интерес к научной и художественной литературе, наблюдательность в окружающем мире, внимание к слову, речи.
Оборудование. Индивидуально у каждого ученика брошюра №3 – тексты с произведениями о перелётных птицах. На стене карта мира, репродукции со сказочными птицами, перелётными птицами, научные статьи о птицах, выставка книг о птицах, приготовленная детьми, аудиозапись с голосами птиц на диске-приложении к энциклопедии “Аванта+”, видеофильм – отрывок по окружающему миру об отлёте птиц, памятка №2 “Художественные средства выразительности”, этимологический словарь, на доске вопросы для блиц-турнира, запись темы и цели урока.
Ход урока.
1. Определение темы и целей урока.
– Подберите слово-синоним к каждому ряду слов:
Птаха, пичуга, … (Дети выходят на слово ПТИЦА, сами дают толкование значению слова, а по этимологическому словарю определяют происхождение слова – известно в восточно-славянском и южнославянском языках, образовано с помощью суффикса –ИЦА– от ПЪТА, родственному латышскому ПТЕНЕЦ и МАЛЬЦИК, древнеиндийскому слову РЕБЁНОК, СЫН)
Родина, Русь, … (Дети определяют слово Россия, оно собственное, женского рода, как и другие слова данного ряда).
- Догадайтесь, в каком направлении надо двигаться, чтобы прочитать тему нашего урока. (Если двигаться по часовой стрелке через одну букву, то получится “Птицы России”).№1.
- Свяжите тему урока с данным временем года (осень) и представленной вами выставкой книг, поставьте цель.(Цель урока изучать произведения научной и художественной литературы о перелётных птицах, узнать о значении птиц в природе и художественной литературе).
2. Блиц-турнир. Отвечайте быстро, не повторяясь.
- Чем питаются птицы? (Семенами растений, насекомыми).
- Какую пользу приносят в лесном и сельском хозяйстве птицы? (Уничтожают вредителей-насекомых, спасают урожаи в садах, полях, огородах, поедают семена растений, в том числе и сорняков).
- Какая древняя мечта человека связана с птицами? (Мечта о полётах, летательных аппаратах).
- Каких сказочных птиц вы знаете? ( Алканост, Сирин, Гамаюн, Феникс, Жар-Птица, Синяя Птица и др.)
- Какое искусство связано у людей с птицами? (Музыка, пение).
- Отнесите вопросы к группам наука и искусство. (1,2,3 – к науке ОМ, экология, 3,4,5 – к искусству литературы, музыки
3.
- Более подробно поговорим сегодня о двух певчих перелётных птицах. Первая птица зяблик. (Учитель открывает изображение зяблика на доске). Рассмотрите фотографии, внимательно слушайте научную статью в моём чтении, запоминайте факты, затем расскажите, что вам запомнилось, не повторяйте друг друга. (Дети дают краткие ответы-факты о зяблике)
-А сейчас вы услышите стихотворение в исполнении ученицы. Его текст и задания вы найдёте на с.1 в своих брошюрах. (После прочтения стихотворения, дети отвечают на вопросы о средствах выразительности – олицетворение – Мать Ветров качает, эпитет – зелёное море, овеществление – зяблик-лодка). Вслушайтесь в пение зяблика, попробуйте спеть его песню – аудиозапись №89. Какая народная примета связана с пением зяблика? (“Рюмит” зяблик перед дождём)
4. Физкультминутка.
- Встаньте около своих парт и выполните упражнения: цапля (на одной ноге, друга согнута – равновесие), ласточка (равновесие – на одной ноге, тело под прямым углом), вертишейка (руки на поясе, вращение головой и шеей подобно змеиному танцу).
5.
- Вторая певчая птица зарянка. Я так же прочитаю научную статью, а вы запоминайте факты, а затем расскажите, что особенно вам запомнилось. (Дети кратко сообщают основные факты о птице, можно в сравнении с зябликом). Послушайте стихотворение в исполнении ученицы, прочитайте его на с.2 в своих брошюрах (один ученик читает, выделяя голосом свистящие согласные звуки), дайте ответы на вопросы. (Учащиеся отмечают средства выразительности стихотворения: анафора – в начале 2 строк слово птица, аллитерация – часто повторяющиеся звуки [З], [С], [Ч*], [Ц] в подражание свисту птицы, эпитет – хрустальные кусочки, скрытое сравнение-эпитет росы и пения). Вслушайтесь в пение зарянки – аудиозапись №74, попробуйте вместе с ней спеть её песню.
6.
– Прочитаем рассказ В.Бианки на с.3 в ваших брошюрах (Чтение детьми цепочкой по предложениям). Ответьте на вопросы по содержанию рассказа:
-В каком месяце начинают улетать птицы? (в сентябре).
- Прочитайте ещё раз абзац, в котором отражён порядок отлёта птиц (зачитывают дети).
- Покажите по карте, куда улетают птицы из России. (1 или 2 ученика рассказывают и показывают по карте мира).
- Как вы думаете, в каком порядке будут возвращаться птицы весной? Составьте свой абзац , используя текст Бианки (Зачитывается 2 варианта детьми, тексты должны быть похожи, т.е. в обратном порядке данному тексту).
7. Домашнее задание находится в ваших брошюрах на с. 4-6.
(Заполнить список перелётных птиц – научные факты, работа со стихотворением и средствами выразительности – художественная литература)
8.
- Подведём итоги уроку. Какие цели урока вы выполнили, что вам понравилось выполнять, чьи ответы ребят вам показались интересными, правильными, кто из ребят активно работал на уроке? (Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что кому-то понравились научные факты о птицах, кому-то стихи и средства выразительности, т.е. показывают свои литературные предпочтения, учителю важно объединить мнения учащихся, чтобы показать необходимость читать и научную, и художественную литературу, чтобы обогащаться знаниями о природе, её связях, учиться свои впечатления выразить красиво и поэтично, музыкально).
9.
– А теперь мы все вместе посмотрим на улетающих птиц в видеофильме и ещё раз переживём светлое чувство расставания и ожидания встречи. (Просмотр отрывка. Учащиеся выходят из класса, находясь под поэтическим впечатлением урока, музыки, заставки – стоп-кадра фильма).