Урок "Геометрическая интерпретация уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Обобщение пройденного материала;
  2. Систематизация знаний по решению уравнений, неравенств и систем с помощью их геометрической интерпретации.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (карточки с заготовленными координатными плоскостями);
  2. Мультимедийный проектор.

Тип урока: урок применения знаний и умений учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Формулировка цели классу: обобщить пройденный материал, вспомнить способы решения уравнений, неравенств и их систем с использованием их геометрической интерпретации.

II. Устный счет.

  1. Выполнить тест с последующей взаимопроверкой:
  1. На рисунке представлен график функции . Укажите этот рисунок.
  2. img1.gif (13399 bytes) img2.gif (13187 bytes)img3.gif (14873 bytes)img4.gif (15190 bytes)

  3. На рисунке представлены кривые , , и . Под каким номером нарисован график функции ?
  4. 1) 1,

    2) 2,

    3) 3,

    4) 4.

  5. График, какой из перечисленных функций, изображен на рисунке.
  6. 1) ,

    2) ,

    3) ,

    4) .

  7. На рисунке представлены графики функций и . Укажите множество решений неравенства .
  8. 1) ,

    2) ,

    3) ,

    4) .

  9. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

1) ,

2) ,

3) ,

4) .

Ответы: 1, 1, 2, 4, 1.

  1. На каком из рисунков а и изображены графики функций:

img5.gif (5243 bytes) img6.gif (4493 bytes) img7.gif (5382 bytes)

img8.gif (6503 bytes)  img9.gif (4464 bytes)  img10.gif (5054 bytes)

img11.gif (6050 bytes) img12.gif (4819 bytes) img13.gif (6056 bytes)

III. Основная часть – решение задач.

  1. Изобразить геометрическое место точек, удовлетворяющих системе неравенств:
  2. а)

    б)

    в)

    г)

  3. Решить уравнение .
  4. Ответ: .

  5. Для каждого натурального значения параметра а найти все натуральные значения х, удовлетворяющие системе неравенств
  6. Решение:

    Система равносильна следующей:

    Ответ: при а = 6, х = 1; при а = 7, х = 1, х = 2.

  7. Найти все значения параметра а при которых неравенство имеет хотя бы одно решение?

1) ОДЗ:

2)

Ответ: при .

IV. Работа в группах (3 группы по 4-5 человек) с последующим объяснением на доске.

Во время работы групп учитель наблюдает за ходом выполнения заданий, оказывает необходимую помощь. После выполнения задания каждая группа защищает свое решение.

1 группа : Изобразить геометрическое место точек, удовлетворяющих системе неравенств:

а)

б)

2 группа: Найти все значения параметра а, при каждом из которых существует хотя бы одно решение неравенства , удовлетворяющее условию .

3 группа: При каких а уравнение имеет только два различных корня?

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание:

  • Найти все значения параметра а при которых неравенство не имеет решений .
  • Найти все значения а при каждом из которых среди решения неравенства есть ровно два различных целочисленных решения.

VII. Список литературы.

  1. П. И. Горнштейн, В. Б. Полонский, М. С. Якир Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.
  2. Задачи с параметрами. Координатно-параметрический метод: учебное пособие/В. П. Модемов.- М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 285 с.(Серия “Абитуриент”).
  3. Математика для поступающих в десятый лицейский класс: варианты конкурсных заданий: Учебное пособие/под общ. ред. В. Я. Райцина; сост. Л. А. Приходько. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 192с. (Серия “Поступаем в лицей).
  4. Единый государственный экзамен 2006.Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП – М.: Интеллект-Центр, 2006 – 272с.

Приложение 1.