В настоящее время в образовательном пространстве России реализуются различные учебные программы. Все они имеют свои положительные и отрицательные стороны, своих сторонников и противников. Мое внимание в существующем спектре программ привлек проект “Перспективная начальная школа”. С моей точки зрения, именно этот проект позволяет молодому учителю наиболее успешно решать профессиональные задачи.
Основной идеей УМК “Перспективная начальная школа” является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Естественно, создать все эти условия можно и в рамках традиционного обучения, и тем более – реализуя развивающие программы, но, как мне кажется, чтобы профессиональная деятельность педагога в этом случае была адекватной современным требованиям к образованию и давала устойчивый позитивный результат, педагог должен иметь большой опыт педагогической деятельности, свою сложившуюся индивидуальную педагогическую систему. Создатели “Перспективной начальной школы” постарались, на мой взгляд, специально для молодых специалистов, т.к. этот проект предусматривает хорошо разработанную методологическую систему, технологичность образовательного процесса, востребованность теоретических знаний педагога и необходимости их применения в практике урока. Т.е. “ПНШ” позволяет учителю учиться вместе со своими учениками.
В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой второго класса.
Пять словарей: 1) орфографический (словарь “Пиши правильно”); 2) толковый; 3) этимологический (Словарь происхождения слов”); 4) орфоэпический (“Произноси правильно”); 5) обратный словарь – входят не в основной корпус учебника, состоящего из двух частей, а составляют вторую часть особого тома. Т.о., и на занятиях в первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.
Использование этимологического, орфоэпического, орфографического, толкового словаря в учебнике русского языка достаточно традиционно. Хочется только добавить, что толковый словарь используется не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения, на уроках естествознания, развития речи.
Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.
Чем же замечателен обратный словарь для преподавателя русского языка?
Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарём является “Обратный словарь”. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.
Кроме того “Обратный словарь” позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.
Как же мы используем “Обратный словарь” на уроках русского языка? Например, он позволяет работать с проблемами определения рода существительных и выяснения родового набора окончаний. Например, Маша считает, что только слова ж.р. могут оканчиваться на – а. Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова, оканчивающиеся на – шка. Нет ли среди них слов м. р.? Маша обнаружила 9 таких слов, а ты? (“ Русский язык”, часть 1, стр. 59). Или: Маша сказала, что только у слов м.р. бывают нулевые окончания. Открой обратный словарь на букву – ь. Найди слова с основой на – ль. Ты соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание ? Есть ли среди них слова ж. р.? Докажи, что у слов нулевые окончания (“ Русский язык”, часть 1, стр. 61 – 62). (Маша и Миша – это брат и сестра, которые являются сквозными героями всего курса УМК).
Далее: освоение орфограммы парные звонкие – глухие согласные на конце и в середине слова. Пример задания. Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова, оканчивающиеся на – дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку.
Точно также можно работать и со словами, оканчивающиеся на В и Ф, Г и К и т. д. (“ Русский язык”, часть 1, стр. 133 – 136; 163).
При определении написания слов мужского и женского рода с шипящими на конце можно последовательно смотреть слова, основа которых оканчивается на ч и чь, ш и шь, щ и щь, чтобы выявить закономерность написания слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на шипящий звук (“Русский язык”, часть 1, стр. 152).
Таким образом , обратный словарь оказывает большую помощь учителю, так как в него включены те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи.
Представляю вашему вниманию фрагмент урока по теме “Чередование звуков в корнях слов, которые мы видим на письме”.
Фрагмент урока русского языка во 2 классе
Тема: Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме.
Цель: начать практически работать с историческими чередованиями звуков в корнях слов, которое видно на письме, создав контекстные условия для их узнавания.
Ход фрагмента урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методический комментарий | ||||||||
1. Сообщение темы, цели - Тема нашего урока “Чередование звуков в корнях слов, которое мы видим на письме”. На протяжении нескольких уроков мы говорили о чередовании звуков в корнях слов, которые мы не видим. А сегодня мы будем работать с такими словами, в которых чередования звуков в корнях слов мы можем увидеть на письме. - Ребята, а как вы понимаете слова “чередование звуков”? |
Дети слушают. - Это значит, что в одном и том же месте слова можно услышать то один, то другой звук. - Звуки чередуются, то есть меняются в одной клеточке, в одном гнездышке. |
|||||||||
2. Новая тема - Молодцы! Давайте рассмотрим иллюстрацию и поможем нашим героям подобрать родственные слова–названия признаков к словам-названиям предметов: рука, река, молоко. |
Учащиеся рассматривают
иллюстрацию, отмечают, что герои учебника сняли
повязки с глаз и наблюдают за словами. Затем
подбирают родственные слова – признаки: рука, ручка; река, речка; молоко, молочко. |
На монитор выведена иллюстрация из учебника (стр. 139) и слова – названия предметов: рука, река, молоко. |
||||||||
- Посмотрите, какие слова подобрал Миша. Соглашаетесь вы с ним? | -Да. Миша правильно подобрал родственные слова. | Дети устно подбирают родственные слова – названия признаков к словам- названиям предметов: рука, река, молоко. | ||||||||
- Вы видите, какие звуки чередуются в каждой паре слов? Назовите их! | - В этих словах чередуются звуки [к] / [ч'] | Выводится запись: рука – ручной река – речной молоко – молочный |
||||||||
- Почему же это чередование звуков так называется – чередованием, которое мы видим на письме? | - Потому что оно обозначается разными буквами. | После этого сравниваются чередующиеся звуки и обсуждается название темы урока. | ||||||||
- А могут ли быть такие чередования звуков, которые мы не видим на письме? | - Могут быть. Например в словах в[а]да – в[о]ды | На монитор выводится запись:
|
||||||||
В словах “уда[ф] – уда[в]ы”; “гри[п] – гри[б]ы” есть ли чередование звуков? Каких? Видно ли оно на письме? | - В этих словах тоже есть чередование звуков [ф] / [в] и [п] / [б]. Но на письме оно не видно. В словах удав – удавы пишем букву В; а словах гриб – грибы пишем букву Б. | |||||||||
- А в случае река- речной, рука- ручной есть чередование звуков? Каких? | - В словах река- речной, рука- ручной мы наблюдаем чередование звуков[к] / [ч]. | |||||||||
- Обозначено оно на письме? | - Конечно, в словах используются разные буквы, и мы это видим. | |||||||||
- Молодцы! Я предлагаю вам прочитать стихотворение и попробовать самим найти слова, где есть чередование звуков [к] [ч ] в корне. | Дети знакомятся с упражнением 97. Находят пару слов: у реки- речная. Подбирают к слову “ручная” однокоренное слово “рука” и показывают чередование звуков [ч] / [к] в корне слов “ручная – рука” | Цель упражнения 97 – начать практически работать с историческим чередованием. | ||||||||
- В корне слова могут чередоваться и другие звуки! Например, [х] / [ш]. Давайте понаблюдаем как чередуются данные звуки. | Учащиеся выполняют упражнение 98 на
странице 141, работают с обратным словарем.
Работают сначала устно, затем письменно в
тетрадях: запах – запашок смех – смешок орех – орешек стих – стишок горох – горошек слух – слушок петух – петушок пастух - пастушок |
Цель упражнения – продолжать работать с историческим чередованием; пропедевтика словообразования. Работа с обратным словарем требует не просто выписать несколько слов с основой на Х, но и выбрать из них такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением. |
||||||||
Вывод Мы сегодня с вами открыли маленький секрет русского языка. Подскажите, какой? |
- Есть такое чередование звуков в корнях слов, которое можно увидеть на письме, потому что оно обозначается разными буквами. |
Литература:
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект “Перспективная начальная школа”/Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук,Н. А. Чуракова и др.; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник,2006.
- Каленчук М.Л. и др. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига/Учебник, 2005.