Урок русского языка по теме "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы; настольно-печатные и логические игры типа «Лабиринт»; словесные – игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия, кроссворды и др.

Дидактическая игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.

Дидактическая игра как метод обучения имеет свои отличительные особенности. С одной стороны, в её сущности заложено игровое действие, с помощью которого формируются определённые качества личности: внимание, наблюдательность, память, развивается мышление, проявляются творческие наклонности школьника, самостоятельность, инициатива и др. С другой стороны, игра на уроке решает определённую дидактическую задачу: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование определённых умений и навыков, использование знаний на практике и др.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В игре удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных младших школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес к учебному предмету.

Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, наблюдение за действиями любимого героя, придумывание сказок и др.) помогает детям легко включаться в познавательную деятельность. К таким урокам относится урок по русскому языку по теме «Состав слова».

Тема урока: «Состав слова».

ХОД УРОКА

I. Тема. Цель урока

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.

img2.jpg (10316 bytes)

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова

– Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, о каком саде идёт речь? (Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.
– Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам.
– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
– Что называется корнем слова? Выделите корень в этих словах.

– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах. К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».

(На доске появляется определение корня слова).

– Продолжаем наше путешествие дальше.

(Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

VI. Знакомство с окончанием

– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок, но Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)

ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания. (Учитель на доске в квадратиках записывает окончания слов.)
– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания? (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. (Учитель добавляет вагончик «Окончание», на котором написано окончание И)

– Наше путешествие продолжается. (Звучит звукозапись голосов живой природы).

V. Физкультминутка

– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём. (Во время физкультминутки появляется Кот-шалун, к составу добавляются вагончики «Приставка» и «Суффикс»).

VI. Знакомство с приставами и суффиксами

– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у и получилось слово уходи. Изменился ли смысл слова? (Да)
– А если перед словом ходи поставим приставку при, то изменится ли значение слова?

– Так для чего служит приставка в словах? (Для образования новых слов)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс. У нас было слово ходи, Кот добавил суффиксы ил, получилось слово ходили. Изменилось ли значение слова?(Да)
– Заменим суффиксы ил на суффикс ик. Какое слово получилось? (Ходики). Изменилось ли значение слова? (Да) Для чего служит суффикс? (На доске вывешивается определение суффикса и приставки ).
– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением. (На доске определения приставки и суффикса)

img10.jpg (26579 bytes)

– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (В это время учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

VII. Обобщение

– Наше путешествие подходит к концу, и наши друзья хотят проверить, внимательны ли вы были на уроке. Мальвина спрашивает: «Из каких частей состоит слово? Что называется корнем?» Вопрос Чебурашки: «Что называется окончанием?» А Кот хочет узнать, что называется приставкой и суффиксом?

– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс.

VIII. Закрепление

– Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).
– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).

На доске вывешивается плакат: «Перед словом есть приставка, cлитно пишется она, ведь при помощи приставки образуются слова».

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

На доске вывешивается плакат: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».

– Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).

IX. Итог урока

Литература:

Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл.: Пособие для учащихся четырёхлет. нач. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.: ил.
Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1996.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Кн. для учителя, – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 208.; ил.
Андрианов П.Н., Галагузова М.А., Каюкова Л.А., Нестерова Н.А. Развитие технического творчества младших школьников. – М. : Просвещение, 1990.
Газман Р.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. – М.: Просвещение,1991.
Жикалкина Т.К. Игровые задания по математике для 1 класса четырёхлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1989.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,1985.
Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа. – 1997. – № 2. – С. 52.