К. Д. Ушинский советовал включать элементы
занимательности, игровые моменты в учебный труд
учащихся для того, чтобы процесс познания был
более продуктивным.
Преимущественно познавательную нагрузку,
функцию интеллектуального развития берут на
себя дидактические игры. Эти игры специально
создаются педагогикой в учебно-воспитательных
целях. По характеру используемого материала
дидактические игры подразделяются на предметные
– в основном это дидактические игрушки и
материалы; настольно-печатные и логические игры
типа «Лабиринт»; словесные – игры-загадки,
задачи, предположения, игры-путешествия,
кроссворды и др.
Дидактическая игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.
Дидактическая игра как метод обучения имеет свои отличительные особенности. С одной стороны, в её сущности заложено игровое действие, с помощью которого формируются определённые качества личности: внимание, наблюдательность, память, развивается мышление, проявляются творческие наклонности школьника, самостоятельность, инициатива и др. С другой стороны, игра на уроке решает определённую дидактическую задачу: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование определённых умений и навыков, использование знаний на практике и др.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В игре удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных младших школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес к учебному предмету.
Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, наблюдение за действиями любимого героя, придумывание сказок и др.) помогает детям легко включаться в познавательную деятельность. К таким урокам относится урок по русскому языку по теме «Состав слова».
Тема урока: «Состав слова».
ХОД УРОКА
I. Тема. Цель урока
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).
– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.
II. Упражнения по чистописанию
Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.
III. Повторение об однокоренных словах и корне слова
– Первая остановка. Нас встречает кукла
Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по
русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске
(садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, о каком саде идёт речь? (Из
однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков
назад:
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
(Е. Измайлов. Как растут слова.)
– Какое здесь слово-корень? Выпишите
однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в
этих словах.
– Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам.
– Записать одним словом:
1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок
– Какие слова записали? (Варенье, повар,
поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
– Что называется корнем слова? Выделите корень в
этих словах.
– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах. К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».
(На доске появляется определение корня слова).
– Продолжаем наше путешествие дальше.
(Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).
VI. Знакомство с окончанием
– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок, но Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)
ЧЕСНОК
В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .
– Всё ли понятно в этом тексте? Что надо
сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить
конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным
цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите
квадратиком вставленные окончания. (Учитель на
доске в квадратиках записывает окончания слов.)
– Изменялось ли значение слова «чеснок», когда
менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания? (На доске
появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему
составу добавили ещё один вагончик. (Учитель
добавляет вагончик «Окончание», на котором
написано окончание И)
– Наше путешествие продолжается. (Звучит звукозапись голосов живой природы).
V. Физкультминутка
– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём. (Во время физкультминутки появляется Кот-шалун, к составу добавляются вагончики «Приставка» и «Суффикс»).
VI. Знакомство с приставами и суффиксами
– Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и
посмотрите, что он сделал: он к нашему составу
добавил два вагончика. Как называется вагончик
перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня?
(Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета
(зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках
сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у и
получилось слово уходи. Изменился
ли смысл слова? (Да)
– А если перед словом ходи поставим
приставку при, то изменится ли
значение слова?
– Так для чего служит приставка в словах? (Для
образования новых слов)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс. У нас
было слово ходи, Кот добавил
суффиксы ил, получилось слово ходили.
Изменилось ли значение слова?(Да)
– Заменим суффиксы ил на суффикс ик.
Какое слово получилось? (Ходики). Изменилось
ли значение слова? (Да) Для чего служит
суффикс? (На доске вывешивается определение
суффикса и приставки ).
– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи
приставок и суффиксов образуются слова с новым
значением. (На доске определения приставки и
суффикса)
– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (В это время учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)
VII. Обобщение
– Наше путешествие подходит к концу, и наши друзья хотят проверить, внимательны ли вы были на уроке. Мальвина спрашивает: «Из каких частей состоит слово? Что называется корнем?» Вопрос Чебурашки: «Что называется окончанием?» А Кот хочет узнать, что называется приставкой и суффиксом?
– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс.
VIII. Закрепление
– Назовите тему урока. (Состав слова.)
Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. (Дети называют части
слова, записывают их названия в тетрадь, учитель
показывает, как они обозначаются).
– Что же называется приставкой? (Дети
формулируют правило по опорным схемам).
На доске вывешивается плакат: «Перед словом есть приставка, cлитно пишется она, ведь при помощи приставки образуются слова».
– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?
На доске вывешивается плакат: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».
– Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).
IX. Итог урока
Литература:
Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический
материал по русскому языку: 3 кл.: Пособие для
учащихся четырёхлет. нач. шк. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 1990. – 160 с.: ил.
Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное
пособие по русскому языку для начальной школы /
Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1996.
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев:
Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для
учащихся нач. шк.: Кн. для учителя, – М.:
Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 208.; ил.
Андрианов П.Н., Галагузова М.А., Каюкова Л.А.,
Нестерова Н.А. Развитие технического
творчества младших школьников. – М. :
Просвещение, 1990.
Газман Р.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой.
– М.: Просвещение,1991.
Жикалкина Т.К. Игровые задания по математике
для 1 класса четырёхлетней начальной школы. – М.:
Просвещение, 1989.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать
загадки. – М.: Просвещение,1985.
Масловская Т.А. Дидактические игры на уроках
математики // Начальная школа. – 1997. – № 2. – С. 52.