Цель: Научить правильно использовать в своей повседневной жизни дикорастущие целебные растения.
Задачи.
- Образовательные: дать понятие о витаминах, выяснить значение витамина С для организма человека, познакомить с биологическими особенностями клюквы мелкоплодной, с правилами ее заготовки и хранения, с применением ягод в кулинарии и для оздоровления организма.
- Развивающие: развивать умения и навыки работать с дополнительной литературой, собирать информацию из Интернета, проводить лабораторные опыты; развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
- Воспитательные: формировать чувство ответственности по отношению к своему здоровью, пробудить интерес к профессиям, любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование.
- проектор для показа слайд-презентации, на столах учащихся – фарфоровая чашечка,
- химический стакан,
- мензурка,
- стеклянная палочка,
- воронка,
- фильтровальная бумага.
Реактивы:
- кварцевый песок,
- 2%-ный раствор соляной кислоты,
- сильноразбавленный раствор перманганата калия.
Оформление.
- на доске: рисунок клюквы,
- на столе: в ведерке – клюква, в одноразовых контейнерах – блюда из клюквы, в банках – клюквенный морс и компот.
Подготовка учащихся к занятию.
Занятие проводится для учащихся 9 – 10-х классов. В ходе занятия вводится ролевая игра – “круглый стол” с участием специалистов-учащихся: биохимика, биолога, химика-аналитика, врачей-терапевтов, врача-косметолога, пищевого технолога.
Предварительно за две недели учащимся, соответственно выбранным им профессиям, даются задания на сбор информации по темам:
- Функции витамина С в организме человека
- Болезни, связанные с недостатком витамина С
- Морфологическое описание клюквы мелкоплодной
- Рецепты оздоровления
- Клюква в косметике
- Клюква в кулинарии
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя:
Однажды древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес отыскать и принести несколько совершенно бесполезных растений. Долго ходил Чараки по лесу, но вернулся с пустыми руками. “Учитель, - сказал он, - я три дня ходил по лесу, но не нашел ни одного бесполезного растения”. Учитель остался доволен своим учеником. Как вы думаете – почему? Ученик Чараки постиг очень важную истину: любое растение создано Природой во благо, и задача человека – лишь правильно понять его предназначение. Вот и сегодня мы собрались, чтобы узнать много полезного о ягоде клюкве, широко распространенной в наших лесах.
Зеленый мир, окружающий нас, представляет собой своеобразную аптеку. Уже в древности с лечебной целью использовалось свыше 21 тысячи видов растений. Но у каждого народа имелись свои излюбленные лекарственные растения. Многие века наши предки использовали для лечения разные травы, лесные ягоды. Клюкву, о которой сегодня пойдет речь, в нашем селе люди стали использовать в пищу сравнительно недавно – каких-то 30-40 лет назад. А лечебные свойства и в наши дни известны совсем мало.
III. Постановка цели и задач занятия. ( показ на слайд-презентации)
Сегодня, на этом занятии, мы познакомимся с целебными свойствами клюквы, докажем присутствие витамина С в ней, узнаем много рецептов ее лечебного и кулинарного использования, получим советы по сбору и заготовке ягод.
IV. Повторение пройденного ранее материала в форме беседы.
Учитель: Давайте, сначала выясним, какие вещества мы называем витаминами?
-- Витамины – это низкомолекулярные органические соединения разнообразного химического строения, необходимые для нормального развития животного и человеческого организма. Свое название они получили по предложению польского биохимика Функа. От латинского слова vita, что означает “жизнь”. Витамины условно обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, Д, Е и другие. В настоящее время известно свыше 30 разных витаминов.
Учитель: С чем связана высокая биологическая активность витаминов?
-- В результате многолетних исследований выяснено, что биологическая активность витаминов связана с тем, что они являются составными частями ферментных систем, служащих катализаторами жизненных процессов.
Учитель: А что мы называем катализаторами?
-- Катализаторы – это вещества, ускоряющие химические реакции.
Учитель: Следовательно, витамины ускоряют химические реакции, протекающие в живом организме. Сегодня мы будем говорить о витамине С. Может, кто-нибудь знает, как по-другому он называется? Аскорбиновая кислота. Это витамин над витаминами. Он единственный связан напрямую с белковым обменом.
V. “Круглый стол” с участием специалистов.
Учитель: Чтобы получить полную картину о нем и о его влиянии на организм человека, я приглашаю принять участие в нашем “круглом столе” специалистов: биолога, биохимика, врачей, технолога. (Учитель представляет каждого специалиста). Слово предоставляем биохимику.
Биохимик: Витамин С выполняет следующие функции в организме:
- Является основным компонентом обменных процессов в клетке
- Повышает устойчивость организма к внешним воздействиям и инфекциям
- Поддерживает прочность стенок кровеносных сосудов
- Благотворно влияет на работу печени
- Регулирует обмен холестерина
- Усиливает действие других витаминов
Суточная норма для здоровых людей 60мг. Витамин С в больших количествах содержится в овощах, ягодах, зелени, во многих дикорастущих растениях. Приведем несколько примеров: в 100г черной смородины – витамина С 200г, в шиповнике – 1200мг, в яблоках – 13мг, в апельсинах – 60мг.
Учитель: Как видите, наши дикорастущие ягоды богаче яблок, даже апельсинов витамином С. В суровых условиях Севера, где жители часто ощущают нехватку витаминов, этот факт имеет очень большое значение. Давайте, спросим у врача, какие признаки показывают дефицит витамина С?
Врач: Кровоточивость десен, выпадение зубов, возникновение синяков, плохое заживление ран, предрасположенность к воспалению, излишний вес, повышенная утомляемость, бессонница, раннее образование морщин, ухудшение зрения – все это показывает недостаточность витамина С. В результате длительного недостатка витаминов развивается гиповитаминоз, а при полном отсутствии – авитаминоз.
Вот сколько неприятностей может вызвать дефицит витамина С. Чтобы восполнить организм этим витамином надо есть много сладкого перца, цитрусовых, чеснока, свеклы, капусты, картофеля, помидоров, яблок и, конечно же, разных ягод, которые произрастают в наших лесах.
Учитель: Давайте, для примера возьмем клюкву. С биологическими особенностями этой ягоды нас познакомит биолог. (на экране – фотография клюквы)
Биолог: У нас растет клюква мелкоплодная. Растение представляет собой вечнозеленые, стелющиеся по моховому покрову кустарнички. Стебли тонкие, укореняющиеся в узлах, до 80 см длины. Листья очередные, кожистые, продолговато-яйцевидные, заостренные, с завернутыми вниз краями, снизу сизые от воскового налета. Цветки на длинных голых цветоножках. Чашечка надрезанная, сросшаяся с завязью. Венчик розовый, из 4 лепестков. Пестик 1. Плод – яйцевидно-продолговатая темно-красная ягода, около 5мм в диаметре. Цветет в июне. Растет на болотах.
В книге Макарова “Лекарственные растения Якутии” о химическом составе клюквы написано: “Ягоды богаты органическими кислотами… Кроме кислот в ягодах содержатся сахар, около 12мг/% витамина С”. Экстракты и сиропы из свежих ягод применяются при лихорадочных заболеваниях, гипо- и авитаминозах. В болгарской фармации считают, что плоды клюквы оказывают тонизирующее, освежающее, ободряющее и повышающее умственную и физическую трудоспособность действие.
Химик-аналитик: Сегодня мы экспериментальным путем докажем присутствие витамина С в ягодах клюквы.
Измельчаем свежую ягоду ( 2г ) в фарфоровой чашечке, растираем кварцевым песком, постепенно добавляя 2% раствор соляной кислоты ( 10мл ). Фильтруем. Затем добавляем к 5 мл сильноразбавленного раствора перманганата калия. Обесцвечивание “марганцовки” указывает на наличие витамина С.
VI. Лабораторная работа. Определение витамина С в клюкве. (выполняют все учащиеся)
Учитель: Вот мы и доказали наличие витамина С в клюкве. Ешьте побольше клюквы – и вы сбережете свое здоровье. А теперь давайте узнаем рецепты, которые из разных источников нашли наши врачи.
Врач-терапевт: Для повышения иммунитета берут 1кг клюквы, 1кг нарезанных яблок, добавляют 2 стакана очищенных грецких орехов и варят это в сиропе, приготовленном из расчета 2,5кг сахарного песка на 1 стакан воды. Принимают по 1 столовой ложке в день утром, запивая теплой водой.
Используя клюкву можно самим сделать бальзам от бронхиальной астмы: берут по 1 стакану сока клюквы, алоэ, лимона, лука репчатого, редьки черной, свеклы, по 1 стакану меда пчелиного, сахарного песка, спирта. Все перемешивают и хранят в холодильнике. Принимают препарат по 2 столовые ложки 3 раза в день за полчаса до еды при бронхиальной астме. Бальзам способствует улучшению функционального состояния системы дыхания и предупреждает обострения заболевания.
При потливости, ограниченном гнойном процессе можно приготовить мазь: берут 50мл свежего клюквенного сока и смешивают с 200г вазелина, все хорошо растирают. Мазь наносят 1-2 раза в день тонким слоем в течение 5-10 дней.
Учитель: Какие хорошие рецепты нам дал врач, возьмем их к сведению. А что нам советует врач-косметолог?
Врач-косметолог: При жирной коже на лицо наносят маску из толченых ягод клюквы; держат 15 минут, затем смывают теплой водой. Процедура проводится через день, курс лечения 10-15 масок. Можно 15 минут накладывать салфетки, пропитанные соком клюквы, смачивая салфетки по мере их высыхания.
При лечении розовых угрей маску из клюквы делают ежедневно, держат ее на лице до 1часа. При повышенной чувствительности кожи сок разбавляют водой в соотношении 1:3, затем – 1:2 или 1:1. После маски лицо споласкивают кипяченой водой комнатной температуры.
Учитель: Жирная кожа – это действительно проблема, а лекарство-то рядом! Воспользуйтесь этими рецептами. В последнее время становятся известными новые полезные свойства клюквы. Американские ученые выяснили, что клюква по содержанию антиоксидантов занимает одно из первых мест среди всех других фруктов и овощей. Антиоксиданты – это вещества, препятствующие развитию многих заболеваний, в т.ч. онкологических. Поэтому еще раз говорю: ешьте побольше клюквы. Ну а теперь давайте, посмотрим, что готовят из клюквы. Слово предоставляем технологу пищевой промышленности.
Технолог: Из клюквы можно приготовить варенье и конфитюр.
Для варенья на 1кг клюквы берут 1,5-1,6 кг сахара и 2-2,5 стакана воды. Из половины сахара готовят сироп. Ягоды на 3-4 мин. Опускают в кипящую воду, затем переносят в кипящий сироп, где выдерживают 8-12 часов, после чего на слабом огне доводят до кипения и порциями добавляют остальной сахар.
Для конфитюра берут 1кг ягод, 1,5-1,6 кг сахара, 1 стакан воды.
Ягоды пропускают через мясорубку (можно раздавить ягоды деревянным пестиком) В полученную массу добавляют воду, доводят до кипения и варят 10-15 минут на слабом огне, затем добавляют сахар и варят до готовности за один прием.
Учитель: Спасибо всем за интересные сообщения. А теперь призываю вас отведать блюда из клюквы, которые мы сами приготовили, пожалуйста, поделитесь целебными рецептами.
VII. Учащиеся по очереди рассказывают и обмениваются рецептами.
Рецепты
Морс клюквенный
Лучше всего морс готовить из замороженных ягод клюквы – при таком способе приготовления в клюкве сохраняется максимальное количество витамина С. Оттаявшие ягоды пропускают через соковыжималку; полученный сок разводят кипяченой водой и добавляют по вкусу сахар или мед. Морс рекомендуется пить при гриппе и простуде.
Морковь с клюквой
Берут 4-5 штук моркови среднего размера, ? стакана клюквенного сока, сахар по вкусу. Очищенную и вымытую морковь натирают на терке и выкладывают в вазочку. Ягоды клюквы моют и отжимают через марлю сок. Добавляют по вкусу сахар и выливают сок в вазочку с морковью.
Соус клюквенно-апельсиновый
Берут 1 стакан мятой клюквы, 1 стакан воды, дольки одного большого апельсина, ? стакана сахарного песка. Клюкву смешивают с ? стакана воды и ? стакана сахарного песка, все доводят до кипения и варят около 8 минут, чтобы клюква дала сок. Полученную смесь процеживают. Оставшийся сахарный песок смешивают с водой и кипятят в течение 5 минут, постепенно добавляя апельсиновые дольки. Клюквенный и апельсиновый сиропы смешивают.
Желе клюквенное
Берут 2 стакана сахара, 1 стакан воды.
Клюкву перебирают, моют, кладут в эмалированную кастрюлю и добавляют воду. Варят под закрытой крышкой до полного размягчения ягод. Затем сливают и отжимают сок, добавляют в него сахар на слабом огне, помешивая, уваривают до желеобразной массы. Желе разливают в горячем виде по банкам и плотно укупоривают.
Клюква с орехами
Берут 100г ягод клюквы, ? стакана орехов, сахар или мед по вкусу. Клюкву перебирают, моют, сливают воду и перекладывают в глубокое стеклянное салатное блюдо. Ядра грецких орехов слегка поджаривают, очищают от кожицы и добавляют в клюкву.
Заправляют по вкусу сахаром или жидким медом.
Клюква с яблоками
Берут ? стакана клюквы, 1 яблоко, сахар по вкусу. Клюкву перебирают, моют. Очищенное яблоко режут кубиками. Все смешивают и добавляют промытый изюм. Заправляют сахаром или медом.
VIII. Ознакомление учащихся с правилами заготовки и хранения клюквы.
Учитель: Спасибо за интересные сообщения и вкусные блюда. Ягоды клюквы можно собирать в три срока. В сентябре ягода еще твердая, но при хранении дозревает и размягчается. Благодаря нашему холоду клюква может сохраняться в течение всей зимы. Ее хранят насыпью в небольших картонных ящиках. Следует иметь в виду, что после оттаивания ягода быстро портится. Ягода становится особенно вкусной поздней осенью. Подснежная клюква, которую собирают ранней весной, более сладкая, но сохраняется недолго. Итак, сегодня мы немного поиграли в наши будущие профессии, а заодно узнали много полезного о витамине С, о клюкве. И в следующую осень запаситесь как можно большим количеством клюквы и не болейте. А на память о нашем занятии разрешите вручить вам полезные рецепты (приложение 1) Спасибо за внимание.