Технологическая карта урока по теме "Реки" по учебнику А.А. Лобжанидзе "Планета Земля"

Разделы: Биология


Тема “Реки”.

Дидактическая цель: Создать условия для получения новых знаний по теме “Реки” на основе технологии критического мышления с ориентацией на понятия по теме “Реки”, взаимосвязи рек с рельефом и климатом. Развитие информационно – коммуникативных компетенций.

Место урока в изучении темы: урок №4 в теме “Гидросфера” (первый из 2х по теме “Реки”).

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока по содержанию:

Образовательные:

Базовый уровень: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата. Познакомить с крупнейшими реками России, Кировской области, своего района.

Повышенный уровень: Взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа; режима рек и питания от климата.

Углубленный уровень: Оценка результатов экологического мониторинга малых рек.

Развивающие:

Базовый уровень: Уметь называть, показывать реки мира, России, области.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Учить составлять кластер по тексту учебника.

Повышенный уровень: Объяснять взаимосвязи рек с рельефом и климатом.

Проанализировать модель “Части реки”.

Сравнить модели устьев рек (дельта и губа).

Углубленный уровень: Доказать, что реки – продукт климата и рельефа.

Оценить влияние хозяйственной деятельности на реки своей местности.

Воспитательные:

Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Технология: критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Методы познания: мультимедийные демонстрации, статистический, анализ, синтез, прогноз, проблемный, сравнительный, сравнение, картографический, оценки.

Оборудование: Учебник “Планета “Земля” А.А. Лобжанидзе стр. 26-27: рабочая тетрадь, тетрадь-тренажер, компьютерная презентация, образовательная компьютерная программа, карты атласа, физическая карта мира и России, физическая карта Кировской области, раздаточный материал (открытые тесты), карточки – географический диктант “Реки”, справочно – информационный материал по теме “Реки”.

Реализация целей урока будет достигнута на основе через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, составления кластера и использование компьютерной поддержки процесса обучения.

Здоровье и психосберегающая среда создается через создание комфортных условий для проведения урока, интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдении санитарно – гигиенических требований.

Контрольные вопросы и задания. 1. Что называют рекой? 2. Какие элементы входят в речную систему? 3. Как определить границы водосборного бассейна реки? 4. Какие виды рек можно выделить по характеру течения?

Результаты урока. Знания о реках: элементах речной системы, границах речного бассейна, особенностях равнинных и горных рек. Умения показывать реки на карте.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

Актуализация знаний. Стадия вызова

  • Предлагает работу по топонимическому словарю: ответить на вопрос: “Одно и то же слово у скифов звучит “Дон”, на языке манси – “Обь”, у черкесов “Псоу”, у удмуртов “Кама”. А как будет по - русски?”
  • Предлагает вспомнить ассоциации со словом река.
  • Предлагает определить тему урока

Предлагают варианты ответов

Перечисляют: части реки, названия рек и т.д.

Записывают в тетрадь тему урока и открывают разворот учебника по теме “Реки” стр. 76-77

Мотивация и целеполагание

Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока

Записывают в тетрадь и озвучивают, затем корректируют

Первичное усвоение знаний

Предлагает работу по проведению инсерта по тесту учебника

Для продвинутых учащихся 1 группы предлагает работу по карточке “Географический диктант “реки” с использованием справочной информации

Работают в 3 группах по блокам учебника. Используют определенные сигнальные знаки

Рефлексия

Слушает, корректирует ответы

Озвучивают, какая информация была новой для них

В рабочей тетради выполняют задание 4 по блоку “Гидросфера”

Осознание и осмысление блока новой учебной информации, осознание способов действия

Предлагает составить кластер каждой группе

Демонстрирует на экране слайды компьютерной презентации, для которой были использованы материалы слайд –шоу из компьютерной программы: реки мира, Волга, Дельта Волги (фрагмент карты), бассейн Волги, устье реки)

Составляют кластер по группам, используя текст учебника, карты атласа, статистические материалы атласа, рисунки учебника

Рассказывают свой блок по кластеру

Первичное закрепление нового материала

Предлагает поработать с таблицей “Зависимость рек от рельефа и климата” из тренажера с опорой на рисунки учебника и карту атласа

Работают с разными источниками информации и делают вывод о взаимосвязях рек, рельефа и климата

Применение новых знаний на региональном компоненте

Предлагает вспомнить крупные реки своего района, Кировской области; определить к какому бассейну относится река Вятка; определить характер течения, особенности питания, режим реки

Предлагает оценить влияние хозяйственной деятельности человека на реки своей местности

Работают с физической картой Кировской области, участвуют в фронтальной беседе. По ходу рассуждения могут составить кластер “Река Вятка”, который дорабатывают дома

Уточняют на примерах виды влияния: загрязнение, изменение режима рек из–за создания прудов и водозабора.

Рефлексия

Предлагает 4 контролирующих вопроса для проверки усвоения знаний.

Предлагает выполнить задания тестового характера на карточке

Отвечают на вопросы.

Выполняют и проводят самооценку

Подведение итогов урока.

Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания и на следующем уроке

Помогает найти способы достижения этих целей

Оценивают степень достижения целей урока. Определяют способы достижения целей при организации самостоятельной домашней работы.

Информация о домашнем задании

Выучить понятия по теме урока, уметь показывать реки по карте. Опережающее домашнее задание (составить инсерт по новому блоку темы “Реки” и модель кластера).

Творческой задание по выбору: топонимика рек России и Кировской области

Записывают в дневник

Дополнительный материал к уроку