Информационные технологии на уроке истории в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • Сформировать представления учащихся о возрождении Руси.
  • Развивать речь учащихся.
  • Актуализировать приобретённые знания.
  • Привить у учащихся интерес к науке истории и прошлому нашей Родины.

Оборудование:

  • Историческая карта (с. 61, учебника А.А. Плешакова, ч. 2 "Мир вокруг нас”).
  • Рабочая тетрадь к учебнику для 4-го класса, часть 2.
  • Учебник А.А. Плешаков “Мир вокруг нас”, 4-й класс, часть 2.
  • ТСО: видео, файл с презентацией, экран.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Тяжёлые испытания обрушились на Русь в ХIII веке. Но они не сломили русских людей. Тема урока: “Русь расправляет крылья” Слайд № 1.

Презентация

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальная работа с классом

  • В каком году монголо-татары напали на Русь? (Сентябрь 1237 года. Монголо-татары – это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.)
  • Как стало называться государство монголо-татар? (Золотая орда.)
  • Кто такой хан? (Хан – это титул феодального правителя у монгольских народов, а также лицо, носящее этот титул.)
  • Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? (Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. Между русскими князьями не было мира и согласия.)
  • Какая новая угроза нависла на северо-западных рубежах Руси? (Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.)
  • Когда состоялась битва на Неве? (В первых числах июля 124 году. Шведы были разбиты 15 июля 1240 г.)
  • Кто возглавил дружину? (Молодой и решительный новгородский князь Александр.)
  • Как прозвали Александра в честь победы над шведами? (За победу на реке Неве Александр получил прозвание Невского.)
  • Когда состоялась битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года.)

2. Индивидуальная работа

(Тесты наклеены в рабочих тетрадях)

Вариант 1.

1. Поход монголо-татар возглавил хан...

а) Чингисхан
б) Батый
в) Темурчин
(Батый).

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань
б) Владимир
в) Новгород
(Рязань).

3. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Новгород
б) Рязань
в) Козельск
(Козельск).

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп
б) налог
г) дань
(дань)

Вариант 2

1. Первый удар в 1240 г. На северо-западном рубеже Руси нанесли...

а) монголы
б) шведы
в) рыцари-крестоносцы
(шведы).

2. Разбил шведов на реке Неве князь...

а) Александр
б) Ярослав
в) Владимир
(Александр).

3. Какое прозвище получил новгородский князь за победу над шведами?

а) Мудрый
б) Невский
в) Владимир
(Невский).

4. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 года
б) 20 мая 1242 года
в) 5 апреля 1421 года
(5 апреля 1242 года).

III. Изучение нового материала.

Работа с картой. Слайд 2.

  • Найдите на карте на с. 61 Северо-восточную Русь. Назовите её города. (Москва, Тверь, Ярославль.)

Работа по учебнику.

  • Прочитайте текст на с. 65–66.
  • Почему мы находим города Северо-восточной части Руси? (Эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.)
  • Какие ремёсла возрождались? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)
  • Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь.)
  • Кто его основал? (Сергий.)

Слово учащимся. (Задание даётся заранее) Слайд 3.

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик . Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил-бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашёл, дорогу потерял – как бы самому в лесу не пропасть...

И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовом поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов – богатырей Пересвета и Ослябю.

Отец Сергей стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании. Слайд 4.

Но память о нём сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад. Слайд 5.

IV. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

V. Продолжение изучения материала

Слово учителю: А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Иван Калита. Слайд 6.

Калита – сумка, мешок, карман. Почему же его так прозвали? Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Слайд 7. Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь ещё более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укреплённый город.

Слайд 8. При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества.

Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но ещё и делал богатые подарки. В то время Иван сдружился с митрополитом, который тогда управлял всеми церковными делами на Руси, и хотя считался киевским, но жил не в Киеве, а больше во Владимире. Калита упросил его оставить Владимир и переехать в Москву. Митрополит переселился. Это был владыка Пётр. С тех пор к Москве, как духовной столице, стала тянуться вся Русская земля. К митрополиту начали ездить по делам и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого была прибыль и почёт.

Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить её. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно, что народ волнуется и бьёт татар. Князь тверской, в самом деле, забыл об опасности и сгоряча позволил тверитянам умертвить послов хана. Калита знал, что Тверь дорого поплатится за свою горячность, и, не медля, поскакал в Орду. Хан, страшно озлобленный на Тверитин, принял Ивана милостиво, назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но разбил заодно и другие княжества Русской земли и, таким образом, покончил со всеми врагами Москвы.

Сделавшись великим князем, Калита стал ещё чаще ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошёл в большую милость к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повёл это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно – там брал силою. Московское княжество год от года всё росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

При Иване Калите на сорок лет прекратились губительные ордынские нашествия и погромы.

Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первым из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий – уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать и сращивать с Москвою разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси.

Работа по учебнику. Прочитайте текст на с. 66–69.

  • Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль.)
  • Какими стенами его обнесли? (Дубовыми.)

Более 8 веков прошло с тех пор как на крутом Боровицком холме, поросшим в то время густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шёл 1147 год. Эту дату принято считать годом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего 300 шагов.

В 13 веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В 14 веке великий московский князь Иван Калита спешит укрепить Москву. Строят новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 году. Отёсанные дубовые брёвна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет.

  • Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха – символ власти). Слайд 9.

Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приёмов обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. Слайд 10. В одной руке монарх держал скипетр, в другой – круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.

Слово учащимся. (Задание даётся заранее)

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы её получил в дар из Византии ещё в начале 12 века киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце 15 века. Тогда усиливалась власть потомков Владимира – московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва – “третий Рим”, преемница Древнего Рима и Византии. На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в 14 веке. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца 17 века, а в 1724 году шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

Работа в рабочих тетрадях.

Дайте определение. Что такое монастырь? (Монастырь – это территория, храм и все помещения такой общины. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегова)). Слайд 11

Откройте рабочую тетрадь на с. 23. Задание № 3 (Троицкий монастырь). Задание на с. 23. Разгадайте кроссворд в задании № 2. Слайд 12

  • Какое прозвище было у князя Ивана Даниловича? (Калита.)

Впишите в клеточки под цифрой 1. Что оно обозначает?

  • Назовите имя византийского императора, приславшего в подарок шапку Мономаха. (Константин.)

Впишите в клеточки под цифрой 2.

  • Как называется укреплённый центр древнерусского города? (Кремль.)

Впишите в клеточки под цифрой 3.

Задание № 1 на с. 22. Прочитайте. Найдите одно неверное утверждение. (1). Отметьте его знаком “–”.

VI. Закрепление изученного.

  • Какие земли оказались более безопасными для жизни? (Северо-восточные земли, наиболее удалённые от Орды.)
  • Какие города здесь располагались? (Москва, Тверь, Ярославль.)
  • Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости.)
  • Какие ремёсла возродились в этих городах? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотёсы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи.)
  • Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь.)
  • Кто его основал? (Сергий.)
  • Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович.)
  • Почему его прозвали Калитой?
  • Что происходило с Москвой при его правлении? (Москва богатела и росла.)
  • Как это удавалось Ивану Калите? (Он сумел войти в доверие к хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей Русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне.)
  • Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха.)
  • Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? (Московское княжество.)
  • Чем известен в истории Иван Калита? Слайд 13.
  1. Москва становится центром ремесла и торговли.
  2. Москва становится центром религиозной жизни.
  3. Ивану Калите удалось добиться у татар право сбора дани с русских земель и вывоза её в Орду. При этом он не забывал про своё княжество, казна его росла так, что он покупал у бедных князей деревни, сёла и даже города.
  4. При нём продолжалось расширение княжества.

VII. Подведение итогов урока.

Какой город стал центром возрождения Руси?

VIII. Домашнее задание.

  • Прочитать текст, ответить на вопросы “Проверь себя” с. 65–69.
  • Подготовить сообщение о возникновении Москвы, Кремля.

Презентация

Приложение 2