Изменения, происходящие в стране, затрагивают все стороны нашей жизни. Школа, в том числе, должна по новому взглянуть на процесс образования, уточнить и переосмыслить его цели, содержание, способы организации обучения.
Важными показателями развитой личности, способной к успешной социализации, являются сформированные личностные качества, способность к продуктивной творческой деятельности и саморазвитию.
Школа должна формировать у своих воспитанников умение справляться с возникающими проблемами, самостоятельно принимать решения и отвечать за них, уметь прогнозировать последствия. Соединить требования стандарта и жизни способен компетентностный подход.
В связи с этим возникает необходимость пересмотра оценки качества образования. Хорошо отлаженный механизм адекватной оценки непосредственно способствует повышению успеваемости и познавательной активности учащихся, развитию инициативы, творческих способностей.
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя. Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.
Необходимо оценивать не только знания, но и способность применять эти знания и умения для решения практических и ценностно-ориентированных задач. Поэтому важно введение дополнительно к традиционным новых видов оценивания, повышающих мотивацию, учитывающих индивидуальные способности учащихся. Задания для учащихся должны стимулировать учебно-познавательную деятельность, развивать мышление, вызывать интерес, учитывать уровень развития ученика, строится на междисциплинарной основе.
Главное в оценочной деятельности педагога – личностный подход, когда ребенок сравнивается себя с самим собой вчерашним. Это позволяет увидеть индивидуальные успехи или их отсутствие.
С учетом интересов развития личности
работа по курсу «Экономика» начинается с
составления рабочей программы, в которой по
каждой теме конкретизированы составляющие
качества образования. Кроме этого в
рабочей программе определено, какими
внутрипредметными и межпредметными
знаниями должен владеть ученик перед изучением
темы. Далее по каждой теме отмечено, что
должен ученик узнать, какими коммуникациями
овладеть и какие ценностные ориентиры
приобрести.
Например, при изучении темы «Инфляция» учащиеся
должны усвоить, что такое инфляция, каковы
причины возникновения инфляции, научиться
рассчитывать уровень инфляции, давать оценку
ее последствиям, прежде всего для своей
семьи, осознавать роль государства в
регулировании инфляции. Кроме этого, в рабочей
программе указана форма контроля знаний,
конкретизированы задания по теме.
Тема «Государственный бюджет» не только
знакомит учащихся с понятиями, они учатся
определять вид бюджета, его структуру, дают
оценку роли бюджета в экономике страны.
Согласно рабочей программе разрабатываются
вопросы для оценки учащихся.
Разработанные задания для контроля знаний у старшеклассников состоят из трех частей.
Первая часть заданий (репродуктивный уровень)
дает возможность оценить предметные
знания, умение ориентироваться в
многообразии информации. Это могут быть тестовые
задания, вопросы на знание
законов, терминов, на умение выделять
смысловые группы. Учащиеся показывают, какие
знания по предмету они приобрели.
Вторая группа заданий (конструктивный уровень)
дает возможность оценить деятельностные навыки
учащихся. В качестве результата
рассматривается не усвоение суммы информации, а
способность ученика, применяя знания,
используя формулы, изученные
экономические законы, правила,
самостоятельно действовать в различных
проблемных ситуациях. Как правило, в этой
части используются задачи экономического
содержания. Такие задачи полностью
соответствуют реальным жизненным событиям в
экономике: расчет банковского процента,
полученной прибыли, уплаченных налогов и т.д.
Задания третьего блока (творческий уровень) позволяют проследить личностные ориентиры учащихся, оценить способности оптимально сочетать теорию и практику, критически оценивать полученные результаты и реальные жизненные ситуации. Это задания на самостоятельность суждений, выводов, поиск вариантов решения. Используются: газетный или журнальный материал, высказывания известных экономистов или политиков, статистические данные. Учащимся предлагается дать оценку последним событиям в экономике страны: бюджет страны, экономический рост, международные отношения, рынок труда и т.д.
Особенностью является то, что каждая часть содержит несколько вопросов разного уровня сложности, каждому из которых соответствует балл. Например, из пяти (трех) заданий в каждой группе определяется самое легкое, которому приписывается цена – «1», более сложному «2», и т.д. Вычисляется максимально- возможное количество баллов, как по каждой отдельной части, так и в совокупности, указывается шкала «баллы – оценка».
Задания ориентированы на постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объемов работы, интеграцию. Учащиеся определяют уровень своих знаний и выбирают задания соответствующего уровня сложности, выполняют их, затем оценивают результат своей деятельности. При оценке они учитывает свою работу как сумму баллов за различные задания, выбранные самостоятельно, далее баллы переводят в оценку. Причем самооценка ученика предшествует учительской: он знает, сколько баллов набрал, что не выполнил, с чем не справился. Таким образом, уровень достижений учащихся отражается дифференцировано. Если задания вызывают затруднение, то необходимо восполнить пробелы в знаниях по данной теме.
Такой подход к обучению позволяет реализовать индивидуальный подход к ученику: каждый из них работает в удобном для него темпе, решает посильную задачу.
Для оценки работы в 5–6 классах тоже используются задания разной направленности, но вводятся они постепенно, от темы к теме. Например, при изучении темы «Потребитель» используются тесты, предлагаются практические задачи, помогающие дать оценку поведению потребителя. Тема « Торговля» предполагает выполнение практических заданий. Учащиеся в течение определенного времени наблюдают за процессами, происходящими в торговых предприятиях, если необходимо, проводят расчеты, делают вывод.
Кроме этого используется прием поурочного балла. Его суть в оценивании совокупности всех видов активности ученика на уроке. За правильные ответы учащимся выдаются квадратики красного цвета, за дополнения или неполные ответы синего цвета. Накапливая от урока к уроку жетоны, дети получают оценки (пять или четыре). Подобный подход усиливает познавательный интерес школьника, стимулирует учебную деятельность.
Таким образом, основным ориентиром системы оценки учебных достижений учащихся становится не столько выяснение того, в какой мере учащиеся усвоили знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, сколько выявление их способностей использовать полученные знания для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Важна переориентация на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Такая форма работы дает возможность за короткий срок отследить уровень знаний учащихся, определить проблемы при изучении определенных тем и наметить перспективы работы каждого ученика, реализуя индивидуализацию образовательного процесса.