В качестве предпрофильной подготовки
разработана Программа элективного курса
«Расширение и углубление программы алгебры
восьмого класса».
В данной работе представлена одна из тем этого
курса «Решение линейных и квадратных
уравнений с параметром».
Цели:
- Образовательные: знакомство учащихся с новыми понятиями, расширение их математического образования.
- Развивающие:
- развитие логического мышления, умения исследовать и рассматривать все возможные способы и случаи в зависимости от поставленных условий;
- формирование интереса к предмету, получение знаний и навыков, позволяющих сделать сознательный выбор на профильной ступени обучения.
Типы учебных занятий – объяснительно-иллюстрированный с применением исследовательской работы.
Применяемый метод – программированный.
Формы работы – коллективная, индивидуальная.
Задачи с параметром
Параметр – величина, характеризующая какое-нибудь основное свойство устройства, системы. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.
Параметр – постоянная величина, выраженная буквой, сохраняющая свое постоянное значение лишь в условиях данной задачи. «Словарь иностранных слов».
Параметр – это величина, входящая в математическую формулу и сохраняющая постоянное значение в пределах одного явления или для данной частной задачи, но при переходе к другому явлению или другой задаче меняющая свое значение. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова.
Нельзя научиться решать любые задачи с параметрами, используя какой-то алгоритм или формулы. При решении задач с параметрами надо всегда активно использовать соображения, исходящие из здравого смысла, рассматривать их как задачи исследовательские.
Задачи с параметрами традиционно и заслуженно считаются наиболее трудными:
а) нехватка времени на них школьной программе;
б) исследовательский характер;
в) умение решать классические задачи без
параметра, умение всесторонне исследовать
квадратный трехчлен.
Основные типы задач для уравнений с параметром.
I. Решить уравнение f (x, a) = 0 при всех а:
а) найти все значения переменной а, при которых
уравнение имеет решение;
б) найти эти решения при каждом таком а;
в) в ответе указать, что при остальных значениях
а, задача не имеет решений.
II. Найти все значения а, при которых уравнение f (x, а) = 0 имеет решение.
Задача требует исследования, а не формального применения формул
III. Найти все значения а, при которых уравнение f (x, а) = 0 имеет одно (единственное) решение, ровно два или сколько-нибудь еще.
Задача:
В 7, 8, 9 кл. учится 105 учащихся. В 8 кл. на n больше, чем в 7 кл., а в 9 кл. на 3 меньше, чем в 7 кл. Сколько учащихся в каждом классе, если в каждом их не менее 30 человек,
7 кл. х x
+ x + n + x – 3 = 105
8 кл. х + n 3x = 108 – n
9 кл. x – 3
x – неизвестное число;
n – известное, натуральное число, параметр.
3x = 108 – n
x = , т.е.
7 кл. 36 –
8 кл. 36 – + n =
36 +
9 кл. 36 – – 3 = 33 – .
Исходя из условия задачи меньшее количество учащихся в 9 кл., и т.к. не менее 30, то решим неравенство:
33 – > 30 | > 3 | n < 9 |
т.к. количество учащихся в каждом классе это натуральное число, значит n – кратно 3. Учитывая оба условия n < 9 и n кратно 3 можно сделать вывод n = 3; 6; 9.
n = 3 | n = 6 | n = 9 |
7 кл. 36 – , т.е. 36 – = 35; 36 – = 34; 36 – = 33
8 кл. 36 + , т.е. 36 + = 38; 36 + = 40; 36 + = 42
9 кл. 33 – , т.е. 33 – = 32; 33 – = 31; 33 – = 30
Итак, возможны 3 варианта ответа: в 7, 8, 9 классах могло быть соответственно 35; 38; 32 или 34; 40; 31 или 33; 42; 30 учащихся.
Рассмотрим самые простые уравнения с параметром, которые сводятся к решению линейного или квадратного уравнения:
f (x, a) = 0, т.е. линейное уравнение ax = 0
f (x; a; b; c) = 0, т.е. квадратное уравнение ax2
+ bx + c.
Решение линейных уравнений с параметром:
Пример №1.
b(b – 1)x = b2 + b – 2x
– неизвестное число,
b – параметр, известное фиксированное число.
Придавая b различные значения, будем получать различные уравнения с числовыми коэффициентами. В зависимости от значений параметра мы можем получить 3 разных случая:
а) уравнение имеет единственный корень k • x
= b
б) уравнение имеет множество корней 0 • x = 0
в) уравнение не имеет корней 0 • x = b
Рассмотрим каждый случай отдельно:
а) b(b – 1) =/= 0 b =/= 0; b =/= 1
уравнение имеет единственный корень: x =
б) т.е. b = 1 множество корней
в) b(b – 1) = 0 b = 0 и b = 1 при b
= 0 получаем уравнение вида 0 . x
= b т.е. корней нет.
b2 + b – 2 =/= 0
Таким образом, для данного уравнения выявим
различные значения параметра b, для каждого
из которых определено соответствующее множество
корней:
Ответ: при b =/= 0; b =/= 1 x =
при b = 1 множество корней x – любое
число
при b = 0 корней нет.
Пример №2.
x (a2 – 1) = (a + 1)(1 – x)
Путем преобразований получим уравнение:
а2 x – x = а – аx + 1 –
x
а2x – x + аx + x = а
+ 1
а(а + 1) x = а + 1
x =
а) если а =/= 0; а =/= 1 уравнение имеет
единственный корень x =
б) если а = – 1, то уравнение имеет
множество корней, x – любое число
в) если а = 0, то уравнение корней не имеет.
Ответ:
при а =/= 0; а = 1 x =
при а = – 1 x – любое число
при а = 0 корней нет.
Пример № 3.
Решить уравнение x – xу + 5у = 7 в целых числах, у считаем параметром.
x (1 – у) = 7 – 5у
x = выделим целую часть из этой дроби.
Дробь обращается в целое число, если у – 1 является делителем числа 2, т.е равна ± 2; ± 1
y – 1 = 2 y = 3 |
y – 1 = – 2 y = – 1 |
y – 1 = 1 y = 2 |
y – 1 = – 1 y = 0, |
т.е. y = – 1; 0; 2; 3
Найдем соответствующие значения x.
y = – 1 x = 5 – = 5 + 1 = 6
y = 0 x = 5 – = 5 + 2 = 7
y = 2 x = 5 – = 5 – 2 = 3
y = 3 x = 5 – = 5 – 1 = 4 x = 3; 4; 6; 7.
Для каждого значения x найдем соответствующее ему значение y. Для этого выразим y через x из данного уравнения
5y – xy = 7 – x
(5 – x) • y = 7 – x
у = =
Подставим в эту формулу найденные значения x.
x = 3 у = = = 2 | 3; 2 |
x = 4 у = = = 3 | 4; 3 |
x = 6 у = = = – 1 | 6; – 1 |
x = 7 у = = 0 | 7; 0 |
Ответ: x1 = 3, у1 = 2; x2 = 4, у2 = 3; x3 = 6, у3 = – 1; x4 = 7, у4 = 0
Упражнения:
- аx = 3а + 8 – уравнение с параметром а.
Написать уравнение, которое получится при а = 10, а = – 2, а = , а = 0
- Каким – линейным или квадратным – является уравнение: 5b(b – 2)x2 + (5b – 20)x – 16 = 0 относительно x при:
а) b = 1
б) b = 2
в) b = 0,4
г) b = 0?
- Выясните вид уравнения:
2аx (x – 1) + x (аx – 12) = 3x2 + 8
относительно x при:
а) а = – 2;
б) а = – 6;
в) а = 1;
г) а = 0и решите его для каждого случая.
- Дано уравнение аx = 4x + 5.
Найдите множество корней этого уравнения в случае, если: а) а = 4; б) а =/= 4.
- При какиx значениях параметра а уравнения: аx = 12 и 3x = а имеют общие корни?
- При каких значениях параметра b уравнение: b(b – 3)x = 10(2b + x) не имеет корней?
- При каких значениях параметра b уравнения: и не имеют корней?
- При каких значениях параметра n уравнение (n2 – 4)x = n3 – 2n2 – n + 2:
а) имеет единственный корень;
б) имеет бесконечное множество корней;
в) не имеет корней?
- Решите уравнение относительно у:
а) ;
б) у – b = ;
в)
- При каком значении параметра а уравнение
имеет:
а) положительный корень;
б) отрицательный корень;
в) корень, равный нулю?
Решение квадратных уравнений с параметром
При решении таких уравнений необходимо использовать следующие сведения.
1. Зависимость количества корней квадратного уравнения от его дискриминанта.
D > 0 (2 корня); D = 0 (1 корень); D < 0 (нет корней).
2. Если D > 0 то аx2 + вx + с = а (x – x1) (x – x2)
3. Если D > 0, то левую часть можно представить в виде полного квадрата или выражения, ему противоположного
ax2 + вx + с = а (x – x1)2
4. Если уравнение приведенное то x1 + x2 = – р, аx1 • x2 = q
5. Если а > 0, D > 0, то уравнение имеет два действительных различных корня
а) в < 0, с > 0 оба корня положительны
б) в > 0, с > 0 оба корня отрицательны
в) в < 0, с < 0 корни противоположны по знаку. Положителен тот корень, который имеет больший модуль.
г) в > 0, с < 0 корни противоположны по знаку. Отрицателен тот корень, который имеет больший модуль.
Пример 1.
При каких значениях параметра а уравнение аx (аx + 3) + 6 = x (аx – 6) является
а) квадратным
б) неполным квадратным
в) линейным
Преобразуем: а2x2 + 3 аx + 6 = аx2 – 6x
а2x2 – аx2 + 3 аx + 6x + 6 = 0
а (а – 1)x2 + 3 (а + 2)x + 6 = 0
а) уравнение квадратное, если старший коэффициент =/= 0
а (а – 1) =/= 0
а = 0, а =/= 1
т.е. уравнение квадратное при всех а, кроме 0 и 1
б) неполное квадратное, если b = 0; если с = 0; если b = 0 и с = 0.
3 (а + 2) = 0 а = – 2
в) линейное, если коэффициент при x2 равен 0 а (а – 2) = 0 а = 0; 2
Ответ:
при а =/= 0; 2 уравнение квадратное
при а = – 2 неполное квадратное
при а = 0,2 линейное.
Пример 2.
Решить уравнение x2 – bx + 4 = 0 D = b2 – 16.
а) если > 4, т.е. b < – 4 и b > 4 (b ? ( – ; 4)U(4; + ), то D >0 и уравнение имеет 2 корня x1,2 =
б) если = 4, т.е. b = ± 4, то D = 0, уравнение имеет один корень x =
в) если < 4, т.е. – 4 < b < 4, то D < 0 и уравнение корней не имеет.
Ответ: если b < – 4 и b > 4, то 2
корня x1,2 =
если b = ± 4, то 1 корень x =
если – 4 < b < 4, то корней нет.
Упражнения:
1) Решите относительно x уравнение:
а) mx2 – 6x + 1 = 0; б) аx2 = 4; в) x2 – аx = 0; |
г) x2 – 2x = с = 0; д) 6x2 – 5bx + b2 = 0; е) 12x2 + 7сx + с2 = 0. |
2) Решите относительно у уравнение:
а) су2 + 8 = 2у2 + 4с;
б) b (у2 + 7) = b (у + 5) + 2b;
в) у2 – 3у = а2 + 3а;
г) ау2 + 6у + а = 3 (2у – а).
3) При каких значениях параметра а уравнение аx2 – 4x + а = 0 имеет:
а) положительные корни;
б) отрицательные корни;
в) корень, равный нулю;
г) единственный корень, отличный от нуля?
Список используемой литературы:
- Калнин Р.А. Алгебра и элементарные функции. – 2 – е изд. – М.: «Наука» 1966.г., – 448с.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класс.: – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
- Газета «Математика» Издательский дом «Первое сентября».
- Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре 8 – 9 классов: Учебное пособие для учащихся и классов с углубленным изучением курса математики М.: Просвещение 1992 г.
- Вавилов В.В. Задачи по математике. Алгебра М.: Наука 1987 г.
- Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. М.: Наука 1989 г.