Урок в 5-м классе по теме "Десятичные дроби.Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Тема: «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей».

Форма урока: урок-полёт на звездолёте «Десятичная дробь 06-04-04-5А». Рейс «Земля – Матемомудрия – Земля».

Цели урока:

  • повторение и обобщение правил сравнения, округления, сложения и вычитания десятичных дробей, совершенствование вычислительных навыков и подготовка к контрольной работе;
  • содействие развитию образного и математического мышления;
  • воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению одноклассников, умение выражать собственное мнение.

План урока:

1. Организационный этап.
2. Подготовка к обобщающей деятельности.

а) Работа с карточками-информаторами.
б) Повторение определений.
в) Эстафета.

3. Обобщение силами учащихся. Проверочная работа.
4. Повторение и закрепление знаний.
5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

– Записываем число и тему.

– У нас сегодня необычный урок-полёт на звездолёте «Десятичная дробь 06-04-04-5А». Рейс «Земля – Матемомудрия – Земля».
Цель полёта: На планете «Матемомудрия» состоится пресс-конференция учёных знатоков десятичных дробей, обобщающая их знания по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей», с корреспондентами космовидения различных планет Солнечной системы.

– Великие знатоки десятичных дробей, спешите попасть на единственный и неповторимый рейс!

II. Подготовка к обобщающей деятельности

а) Работа с карточками-информаторами

– Проверить информацию полученную на Земле по карточке-информатору доверяем:

1. Фамилия, имя учащегося.
2.
3.
4.
5.
6.

– Пока ребята проверяют инопланетное послание, у остальных проверим предварительную домашнюю подготовку к полёту.

б) Повторение определений.

Проверка теоретической подготовки.

– Как сравнить десятичные дроби.
– Как сложить или вычесть десятичные дроби.
– Как округлить число.

в) Эстафета

Проверка практической подготовки. Разминка перед полётом.

– Дополнить дробь до единицы.

Играют 3 команды: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Задания решают одновременно все команды. Участники каждой команды по очереди выходят к доске и прикрепляют листок с правильным ответом к примеру. Побеждает та команда, которая быстрее, дисциплинированее и правильнее выполнит задания.

0,18;  0,04;  0,031;  0,7 ¦ 0,09;  0,81;  0,014;  0,6 ¦ 0,27;  0,05;  0,075;  0,8
0,82;  0,96;  0,969;  0,3 ¦ 0,91;  0,19;  0,986;  0,4 ¦ 0,73;  0,95;  0,925;  0,2
1           2        а         п      р         е         л      я        1        9         6        1

– Какая это дата? 12 апреля. В этот день в 1961 г. лётчик-космонавт Ю.А. Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос на космическом корабле «Восток».
Собрать карточки!

III. Обобщение силами учащихся. Проверочная работа

– На листочках укажите ф.и. и номер варианта (1 или 2). Перед вами карточки с равенствами, если равенство, верно, то ставите знак «», если равенство неверно, то ставите знак «–».  Убрать эстафету!

Вариант 1

1. 
2.  5,071 < 5,7
3.  14,7 + 6,12 = 20,19
4.  47,6 – 7,03 = 40,57
5.  10,394 ~ 10,4

Вариант 2

1.  
2.  15,093 > 15,9
3.  26,4 + 3,14 = 29,54
4.  58,73 – 8,7 = 50,03
5.  10,394 ~ 10,3

В конце  работы ученики с рядом сидящими обмениваются работами, учитель показывает правильные варианты ответов, учащиеся карандашом друг у друга исправляют ошибки и оценивают.

– Отложите листочки в сторону. На перемене сдадите.

Анализ работы.

– В этих заданиях допущены ошибки. Назовите их.

Спросить результаты.

Нет ошибок – усиленная подготовка.
1 ошибка – хорошая подготовка.
2 ошибки – посредственная подготовка.
3 и более ошибок – слабая подготовка.

IV. Повторение и закрепление знаний

Неожиданно обнаружена неисправность в системе защиты корабля от радиационного излучения. Допущена ошибка в расчётах. Необходимо её исправить. Для этого нужно правильно выразить в тоннах.

1). Выразить в тоннах:

Учитель: 7 кг = 0,007 т

а)  7т 625 кг;                  в)  2т 74 кг;
б)  63 кг;                         г)  786 кг.

Выполняют одновременно 2 ученика, а все остальные в тетрадях.

– Вопросы есть к отвечающим?

– После обнаружения неполадки, все переволновались, поэтому пора отдохнуть и восстановить силы с помощью «Оживлялки», а заодно проверим внимание членов команды. (Всё что говорится, показывать).

«Оживлялка!»

1) Летит, летит по небу шар, по небу шар летит.
Но знаем мы, до неба шар, никак не долетит.

– Задачи решены, а теперь значения, которые содержат ошибку, сравним с теми, которые получили мы.

2)  Сравнить десятичные дроби:

а)  7,625 и 76,25;    в)  2,074 и 2,7;
б)  0,063 и 0,63;      г)  0,786 и 7,86.

Выполняют 2 учащихся по очереди с пояснением.

– Ошибки исправлены. Можно отправляться в полёт, хотя и с опозданием, для того чтобы вовремя прибыть на пресс – конференцию мы должны сократить путь. Для этого нужно...

3) Найти значение выражения выбирая удобный порядок выполнения действий.

(Выполняют самостоятельно. Первые 2 человека, выполнившие вперёд всех задания, записывают решения у доски).

а)  24,302 + 17,879 – 1,302 = 40,879
б)  7,891 + 3,8 + 6,2 + 2,109 = 20

– Вопросы есть?

– Изменив траекторию полёта, звездолёт оказался вблизи самой яркой звезды на ночном небе, в северном полушарии. Какая это звезда? Ответ задачи укажет нам название звезды.

Вега  313
Сириус  314
Альтаир  313,9

4) Решить задачу.

Расстояние между двумя спутниками было 368,672 тыс. км. Какое расстояние стало между ними, если оно уменьшилось на 54,73 тыс. км? Результат округлить до единиц.

1)  368,672 – 54,73 = 313,942 (тыс. км.)
2)  313,942 т ~ 314 (тыс. км.) 

Ответ:  314 тыс. км.

Сириус. В ясный зимний вечер эту звезду нетрудно найти на небе. Она выделяется среди других своим ярким голубоватым мерцанием. Египетские жрицы называли Сириус священной звездой. По движению Сириуса они предсказывали разливы Нила. По наблюдениям за Сириусом и Солнцем, египетские жрецы, рассчитали, что год продолжается 365 суток и разработали самый первый в истории календарь.

V. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Стр.225,232,239, № 1275, 1277.

VI. Подведение итогов урока

– Рейс на планету Матемомудрия подходит к концу. Через несколько минут наш звездолёт достигнет цели. И вы сможете на пресс-конференции – контрольной работе показать свои знания по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей».

– В полёте проявили смекалку и помогли преодолеть трудности:

1. Фамилия, имя учащегося.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

– Сдайте карточки и листочки.

– Молодцы! Спасибо, дети, за урок!