"Обобщение знаний об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • закреплять полученные ранее знания о прилагательном;
  • развивать на уроке устную и письменную речь учащихся и пополнять словарный запас;
  • воспитывать коммуникативные навыки учащихся.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент - Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут решить многие трудные, но интересные задания и дойти до истины.

- (слайд) Девиз урока: “Никто не знает так много, как все мы вместе!”

Запись числа и классной работы в тетрадь.

Высказываются

Читают хором

2. Минутка чистописания - Прочитайте слова (слайд)
  • солнечная
  • ласковая
  • долгожданная
  • тёплая

- Что заметили?

- Что общего у этих имён прилагательных?

- О каком времени года можно так сказать?

- Пропишите каллиграфически первые буквы этих слов. Что можно о них сказать?

- Найдите лишнюю букву.

Читают самостоятельно слова

- Это имена прилагательные.

- Ж. род, ед. число.

- О весне.

Прописывают буквы С, Л, Д, Т

- Это согласные буквы.

- Л, т. к. она непарная.

3. Словарная работа - Подумайте, какое слово может быть спрятано между этими согласными?

- (слайд) Ребята, это наше новое словарное слово. Подумайте, как это слово может быть связано со сказочным героем Буратино?

- Обратимся к этимологии этого слова.

(Можно принести на урок этимологический словарь, можно попросить подготовиться заранее ученика)

- Верно, деревянный мальчишка Буратино пришёл к нам с помощью Алексея Толстого из Италии. Человек, состоящий на жаловании, получавший сольдо, назывался в Италии “сольдато”. Давайте выстроим историческую цепочку образования слова “солдат”.

(слайд) сольдо-сольдато-солдат.

- Теперь мы можем запомнить орфограмму, вспомнив “сольдо”.

- К какой части речи относится новое словарное слово?

- Образуйте от него имя прилагательное. Запишите.

- При помощи чего мы образовали данное прилагательное?

- Солдат.

- По происхождению связано с итальянским “сольдо”, что означает монета, деньги, жалование.

Дети догадываются, что слово “сольдо” встречается в сказке о Буратино.

Записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму.

Находят слово в словарике учебника.

- Солдатский.

- Имя прилагательное образовано от основы имени существительного с помощью суффикса СК.

4. Актуализация знаний. - Какие задания вы предлагаете выполнить с имением прилагательным?

- Этим мы будем заниматься на уроке (слайд)

Разобрать слово по составу.
  • просклонять,
  • определить основу,
  • записать словосочетания,
  • придумать предложение,
  • определить морфологические признаки (род, число)

- Обобщение знаний о прилагательном.

Записывают тему урока в тетрадь.

5. Систематизация знаний об имени прилагательном

*(орфографическая разминка)

*работа с предложением

*дифференцированная работа по вариантам

-Исходя из задач, сформулируйте тему урока. (слайд)

Запись предложения на доске и в тетради: “Прошла зима, и в конце апреля острокрылые красивенькие птички радостно прилетели к старому гнёздышку”.

(“Ласточка”, К. Ушинский)

- Назовём все орфограммы.

- Дайте характеристику предложению.

- Разберём предложение синтаксически.

(слайд) 1 вариант – разобрать прилагательное “КРАСИВЕНЬКИЕ” по составу;

2 вариант – найти в предложении пример связи согласования, определить род, число, падеж у имени прилагательного.

По окончании работы ученикам, работавшим у доски дополнительные вопросы:

- Что можно сказать про основу прилагательного? Докажи правилом.

- Почему в словосочетании “острокрылые птички” определяем только падеж и число?

По цепочке дети выходят к доске, отмечают орфограммы, называют проверочные слова.

- Это предложение повествовательное,

  • невосклицательное,
  • сложное,
  • распространённое.

Разбирают на доске и в тетради.

- Прилагательные множественного числа с основой на Г, К, Х имеют мягкую основу.

- Множественное число.

6. Физкультминутка

- Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Подышите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите.
А теперь все успокойтесь и за дело принимайтесь.

Выполняют упражнения.
7. Работа над развитием устной речи учащихся. (слайд) – Посмотрите на экран. Какое настроение у вас вызвала картина?

- А теперь послушайте, как об этом написал поэт Сергей Есенин, тонко чувствовавший природу:

“Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы леса и дубравы,-
Я одурманен весной”.

- О чём говорится в предложении?

- Как вы понимаете слово “никнут”?

(слайд) Слова “ШЕЛКОВЫЕ, СМОЛИСТОЙ, ВЕСНОЙ” записаны с пропущенными окончаниями.

- Найдите слова с потерянными окончаниями. Которое из них лишнее?

- Определим пропущенные окончания, докажем правилом.

Высказывания детей.

Высказывания детей.

- Весной - это имя существительное.

- Шелковые – окончание ЫЕ- безударное окончание прилагательных.

- Смолистой – окончание ОЙ проверяем по окончанию у вопроса.

- Весной – окончание ОЙ –Т. п. имени существительного.

8. Работа над развитием памяти - Подготовимся к письму по памяти.

Во время письма слайд со стихотворением убирается.

  • Чтение стихотворения под хлопки в ладоши.
  • Орфоэпическое чтение.

Самопроверка по тексту.

9. Работа над развитием письменной речи учащихся. - Сергей Есенин был одурманен весной.

Интересно, что привлекало в природе поэта? Какие изменения в природе он наблюдал? Какие звуки весны он слышал? Мы попробуем ответить на эти вопросы, работая в группах. Постараемся создать коллективное мини-сочинение на тему “Звуки весны”, используя как можно больше весенних прилагательных. Какие правила должен знать автор прежде, чем написать текст?

- Сочинение пишем по данному началу.

(слайд) “Наступила весна. Всё вокруг ожило. Мир наполнился звуками”

Какими звуками наполнился мир, расскажите вы.

1 группа – звуки живой природы;

2 группа – звуки неживой природы;

3 группа – звуки, издаваемые человеком.

Коллективное зачитывание всех частей.

- Все ли части есть в нашем сочинении?

- Какой вывод можно сделать в сочинении?

- Спасибо.

- В тексте должно быть
  • вступление
  • основная часть
  • заключение.

Работают в группах под музыкальное сопровождение.

- Нет заключения.

- Все рады весне!

10. Тест

(проводит учитель среднего звена, для детей это сюрприз)

- Выберите правильный ответ: (слайд)

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая

л) обозначает признак, но как предмет;
м) обозначает признак предмета;
н) обозначает действие или состояние предмета.

2 . Укажи имя прилагательное

н) бледнеть;
о) бледноватый;
п) бледность.

3. У имени прилагательного нет морфологического признака

л) времени;
м) числа;
н) рода.

4. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по

н) падежам;
о) родам;

5. Безударные окончания прилагательных можно проверить

г) подобрав родственное слово;
д) посмотрев на окончания у вопроса.

6. Прилагательные мужского и среднего рода с основой на Г, К,Х, Ш имеют

г) мягкую основу;
д) твёрдую основу;
е) смешанную основу.

7. Прилагательные в предложении чаще всего бывают

ц) определением;
ч) дополнением;
ш) обстоятельством.

Работают с тестом. Взаимопроверка по ключу:

1. м
2. о
3. л
4. о
5. д
6. е
7. ц

11. Домашнее задание (дифференцированное по степени сложности) - Придумать весенний рассказ

1 уровень(карточка красного цвета) - по заголовку “Краски весны”,

2 уровень(карточка жёлтого цвета)–по данным прилагательным,

3 уровень(карточка голубого цвета)–с опорой на словосочетания.

Самые интересные сочинения будут помещены в школьной газете “Свой взгляд”.

Получают д/з на карточках разного цвета (уровень детям не сообщается)
12. Итог урока - Каким был урок? Достиг ли он поставленных целей? Кому и за что можно сказать спасибо? Рефлексия. Учащиеся делают выводы.