Цели урока:
- закреплять полученные ранее знания о прилагательном;
- развивать на уроке устную и письменную речь учащихся и пополнять словарный запас;
- воспитывать коммуникативные навыки учащихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент | - Друзья мои! Я очень рада войти в
приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. - С каким настроением вы пришли на урок? - Надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут решить многие трудные, но интересные задания и дойти до истины. - (слайд) Девиз урока: “Никто не знает так много, как все мы вместе!” Запись числа и классной работы в тетрадь. |
Высказываются Читают хором |
2. Минутка чистописания | - Прочитайте слова (слайд)
- Что заметили? - Что общего у этих имён прилагательных? - О каком времени года можно так сказать? - Пропишите каллиграфически первые буквы этих слов. Что можно о них сказать? - Найдите лишнюю букву. |
Читают самостоятельно слова - Это имена прилагательные. - Ж. род, ед. число. - О весне. Прописывают буквы С, Л, Д, Т - Это согласные буквы. - Л, т. к. она непарная. |
3. Словарная работа | - Подумайте, какое слово может быть
спрятано между этими согласными? - (слайд) Ребята, это наше новое словарное слово. Подумайте, как это слово может быть связано со сказочным героем Буратино? - Обратимся к этимологии этого слова. (Можно принести на урок этимологический словарь, можно попросить подготовиться заранее ученика) - Верно, деревянный мальчишка Буратино пришёл к нам с помощью Алексея Толстого из Италии. Человек, состоящий на жаловании, получавший сольдо, назывался в Италии “сольдато”. Давайте выстроим историческую цепочку образования слова “солдат”. (слайд) сольдо-сольдато-солдат. - Теперь мы можем запомнить орфограмму, вспомнив “сольдо”. - К какой части речи относится новое словарное слово? - Образуйте от него имя прилагательное. Запишите. - При помощи чего мы образовали данное прилагательное? |
- Солдат. - По происхождению связано с итальянским “сольдо”, что означает монета, деньги, жалование. Дети догадываются, что слово “сольдо” встречается в сказке о Буратино. Записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму. Находят слово в словарике учебника. - Солдатский. - Имя прилагательное образовано от основы имени существительного с помощью суффикса СК. |
4. Актуализация знаний. | - Какие задания вы предлагаете
выполнить с имением прилагательным? - Этим мы будем заниматься на уроке (слайд) |
Разобрать слово по составу.
- Обобщение знаний о прилагательном. Записывают тему урока в тетрадь. |
5. Систематизация знаний об имени
прилагательном *(орфографическая разминка) *работа с предложением *дифференцированная работа по вариантам |
-Исходя из задач, сформулируйте тему
урока. (слайд) Запись предложения на доске и в тетради: “Прошла зима, и в конце апреля острокрылые красивенькие птички радостно прилетели к старому гнёздышку”. (“Ласточка”, К. Ушинский) - Назовём все орфограммы. - Дайте характеристику предложению. - Разберём предложение синтаксически. (слайд) 1 вариант – разобрать прилагательное “КРАСИВЕНЬКИЕ” по составу; 2 вариант – найти в предложении пример связи согласования, определить род, число, падеж у имени прилагательного. По окончании работы ученикам, работавшим у доски дополнительные вопросы: - Что можно сказать про основу прилагательного? Докажи правилом. - Почему в словосочетании “острокрылые птички” определяем только падеж и число? |
По цепочке дети выходят к доске,
отмечают орфограммы, называют проверочные слова.
- Это предложение повествовательное,
Разбирают на доске и в тетради. - Прилагательные множественного числа с основой на Г, К, Х имеют мягкую основу. - Множественное число. |
6. Физкультминутка |
|
Выполняют упражнения. |
7. Работа над развитием устной речи учащихся. | (слайд) – Посмотрите на
экран. Какое настроение у вас вызвала картина? - А теперь послушайте, как об этом написал поэт Сергей Есенин, тонко чувствовавший природу:
- О чём говорится в предложении? - Как вы понимаете слово “никнут”? (слайд) Слова “ШЕЛКОВЫЕ, СМОЛИСТОЙ, ВЕСНОЙ” записаны с пропущенными окончаниями. - Найдите слова с потерянными окончаниями. Которое из них лишнее? - Определим пропущенные окончания, докажем правилом. |
Высказывания детей. Высказывания детей. - Весной - это имя существительное. - Шелковые – окончание ЫЕ- безударное окончание прилагательных. - Смолистой – окончание ОЙ проверяем по окончанию у вопроса. - Весной – окончание ОЙ –Т. п. имени существительного. |
8. Работа над развитием памяти | - Подготовимся к письму по памяти. Во время письма слайд со стихотворением убирается. |
Самопроверка по тексту. |
9. Работа над развитием письменной речи учащихся. | - Сергей Есенин был одурманен весной. Интересно, что привлекало в природе поэта? Какие изменения в природе он наблюдал? Какие звуки весны он слышал? Мы попробуем ответить на эти вопросы, работая в группах. Постараемся создать коллективное мини-сочинение на тему “Звуки весны”, используя как можно больше весенних прилагательных. Какие правила должен знать автор прежде, чем написать текст? - Сочинение пишем по данному началу. (слайд) “Наступила весна. Всё вокруг ожило. Мир наполнился звуками” Какими звуками наполнился мир, расскажите вы. 1 группа – звуки живой природы; 2 группа – звуки неживой природы; 3 группа – звуки, издаваемые человеком. Коллективное зачитывание всех частей. - Все ли части есть в нашем сочинении? - Какой вывод можно сделать в сочинении? - Спасибо. |
- В тексте должно быть
Работают в группах под музыкальное сопровождение. - Нет заключения. - Все рады весне! |
10. Тест (проводит учитель среднего звена, для детей это сюрприз) |
- Выберите правильный ответ: (слайд)
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая
2 . Укажи имя прилагательное
3. У имени прилагательного нет морфологического признака
4. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по
5. Безударные окончания прилагательных можно проверить
6. Прилагательные мужского и среднего рода с основой на Г, К,Х, Ш имеют
7. Прилагательные в предложении чаще всего бывают
|
Работают с тестом. Взаимопроверка по
ключу: 1. м |
11. Домашнее задание (дифференцированное по степени сложности) | - Придумать весенний рассказ 1 уровень(карточка красного цвета) - по заголовку “Краски весны”, 2 уровень(карточка жёлтого цвета)–по данным прилагательным, 3 уровень(карточка голубого цвета)–с опорой на словосочетания. Самые интересные сочинения будут помещены в школьной газете “Свой взгляд”. |
Получают д/з на карточках разного цвета (уровень детям не сообщается) |
12. Итог урока | - Каким был урок? Достиг ли он поставленных целей? Кому и за что можно сказать спасибо? | Рефлексия. Учащиеся делают выводы. |