Урок русского языка + информатики, тема "Глагол"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Предмет: русский язык, информатика

Класс: 4 Юнг

Тема: Глагол

Тип урока: урок контроля

Цели по содержанию урока:

  • Образовательные: создать условия для определения уровня усвоения знаний по данной теме с использованием информационных технологий.
  • Развивающие: создать условия для развития:
  • компонентов учебной деятельности (рефлексии, анализа, планирования);
  • информационной компетенции.
  • Воспитательная: создать условия для воспитания культуры общения в групповой, парной, фронтальной работе.

 

Метод работы: частично-поисковый.

Формы  организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4 класс С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко, компьютер, проектор, электронная презентация (Приложение 1), программа для тестирования (Приложение 2), таблицы для самооценки и оценки, дневники, ручки.

Структура содержания урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент. Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
2. Актуализация знаний.
Создание ситуации успеха.
1. Создает условия для актуализации знаний.
2. Направляет деятельность учащихся на постановку учебной задачи и способа ее решения.
1. Отрабатывают умение различать разные орфограммы, работая по алгоритму.
2. Осуществляют контроль за своей деятельностью и деятельностью других.
3. Формулируют учебную задачу и способ ее решения.
3. Основная часть. 1. Организует работу на проведение прогностического самоконтроля учащихся.
2. Организует работу по проверке теоретических знаний.
3.Организует работу  по образованию разных грамматических форм глагола с непонятным лексическим значением.
4. Организует тестовую работу и взаимоконтроль ее.
5. Направляет работу учащихся на корректировку текста и развитие речи
1. Делают прогностическую оценку своих знаний по теме.
2. Индивидуально отвечают на теоретические вопросы.
3. Самостоятельно образуют заданные грамматические  формы глагола.
4. Выполняют тестовую работу и проверяют правильность в парах.
5. Корректируют текст и  придумывают заключительную часть текста.
4. Рефлексия. 1. Организует итоговый самоконтроль учащихся.
2. Помогает сделать выводы по уроку.
1. Проводят итоговый самоконтроль.
2. Делают выводы по уроку.
5. Домашнее задание. 1. Предлагает домашнее задание по выбору. 1. Выбирают нужное домашнее задание.

Оборудование: компьютеры, таблицы(2), дневники, ручки.

ХОД УРОКА

I. Актуализация материала

На доске через проектор:

П(а)с(а)дила бабка в пе(Ч,)
Пир(а)ги с к(а)пустой пе(ч,)
Для Наташи, Коли, Вовы
Пирожки уже готовы.

– Прочитайте стихотворение. Замените звуки буквами.

Фронтальная проверка по алгоритму:

а) часть речи,
б) в какой морфеме орфограмм,
в) какую букву написали,
г) доказательство.

– Печь.  Как по-другому можно назвать этот глагол?
– Для чего нужны такие глаголы?
– Случайно ли мы заговорили сегодня о глаголах?
– Что мы знаем о глаголе?  (Таблица на экране)
– Тема подходит к концу, значит, какой тип урока будем проводить?
– Для чего нужен урок контроля?

Оцените свои знания по 5-ти бальной системе.

ФАМИЛИЯ С/Оц С/К К
1. Я ЗНАЮ определение      
2. Я УМЕЮ изменять:      
  • по времени
     
  • по лицу
     
  •  по роду
     
  • по числу
     
3. Я УМЕЮ определять спряжение      
4. Я УМЕЮ заполнять ОСП в ?      

II. Основная часть

– Что нужно сделать, чтобы проверить правильно ли оценили свои знания?

а) – Дать определение глагола.

б) – Выбрать грамматическую модель глагола:

в) – Какие части речи даны?

хмызаю
хмызал
шеду хмызать

Назовите лексическое значение данных слов.

– Лексическое значение назвать не можете, а можете ли грамматическое?

– Самостоятельно определите грамматическое значение слов.

Фронтальная проверка по одному.

– У кого ошибки, делайте пометки в таблице.

– Грамматическое значение непонятных слов определили, а поставить их в заданную форму сможете? 

– Поставьте.

  1. н. в., 2 л., ед. ч. – ты хмызаешь
  2. буд. в., (прос.) 3 л., ед. ч. – похмызает или прохмызает
  3. н. в., 1 л., мн. ч. – мы хмызаем
  4. буд. в. (слож.), 3 л., ед. ч. – шедет хмызать

Взаимопроверка, сверив с доской.

Физкультминутка

г) Тест (Приложение 2)

– Проверка по компьютеру. Разбор ошибок.

д) Работа с деформированным текстом.

– Спорят, побеждает, гонит, вступает, тает, прогревает, вырастает, летят.

– О каком времени года можно рассказать, используя эти слова?

– Я предлагаю вам текст, в котором нужно заполнить пропуски.

Вырастает первая травка. Появляются весенние цветочки. Летят с юга перелетные птицы. Мы слыш_м их радостное пение.
Снег та_т и больше не пада_т. Уход_т зимние холода. Солнце хорошо пригрева_т землю.
Зима и весна несколько недель спор_т  друг с другом. Но вот весна побежда_т, гон_т зиму, вступа_т в свои права.

– Проверьте правильность заполнения, включив автокорректор.
– У кого все правильно?
– Каким способом действовали?  Можно ли по другому? Как?
– У кого ошибки, пометьте в таблице.

е) – Снова оцените свои знания в таблице, с учетом своих ошибок.

ж) – Вернемся снова к тексту.

– Все ли в нем правильно?

– Расположите части в нужном порядке, работая по алгоритму:
– Выделите часть.
– Вырежьте.
– Покажите, где вставить.
–  Вставьте.

з) Проверка. На экране одна работа.

– Все ли правильно?
– Докажите свою точку зрения.

и) – Чего не хватает в тексте?
– Придумайте и напечатайте заключительную часть.

– Придумайте название тексту.

к) – Прочитайте еще раз 1 часть.
– В каком стихотворении Тютчева описано такое же явление природы?
– Кто может прочитать?

III. Рефлексия

– Какая тема урока?
– Какую мы ставили перед собой цель?
– У кого в своей таблице не было пометок по ошибкам?
– У кого пометки были, запомните свои проблемы.
– Посмотрите уровень  наших знаний по классу.
– Какой вывод надо сделать?

IV. Домашнее задание

Выберите себе д/з сами, в зависимости от своих проблем

  • Стр. 46, №102
  • Определить грамматическое значение времени.
  • Определить грамматическое значение лица.
  • Определить грамматическое значение рода.
  • Определить спряжение глаголов.
  • Стр. 40 теоретический материал по теме «Глагол».