В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Внедряются более цивилизованные методы решения различных споров и проблем через систему законодательных актов. В средствах массовой информации прослеживается попытка популяризации основных прав гражданина РФ: различные телепрограммы (“Час суда”, “Федеральный судья”, “Знак качества”) и статьи в газетах, журналах рассматривают уголовные и гражданские дела на конкретных примерах. Однако практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают.
Анкетирование учащихся 5-6 классов показало, что лишь 56% испытуемых имеют некое представление о своих правах (назывались право на свободу слова, на жизнь, на выбор религии) и обязанностях (учиться, соблюдать правила поведения), 44% школьников не смогли ответить на данные вопросы. На вопрос “Что такое закон и какие законы вы знаете?” 32% опрошенных ответили, что “закон – это общее правило для жителей страны”, 48% учащихся назвали уголовные и семейные законы. Большинство испытуемых (78%) не знают что делать, если нарушаются их права, 22% – предложили обратиться в милицию.
Таким образом, представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у опрошенных не сформированы. В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста. Кроме того, актуальность определяется и основными документами: если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.
Цель курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся.
В основу курса положены материалы:
- Всеобщая Декларация прав человека;
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (№ 124-ФЗ от 24.07.1998);
- Закон ХМАО-Югры “О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства” (№ 45-ОЗ от 7.07.2004);
- Концепция социально-экономического развития Советского района на период до 2010 года (решение думы Советского района № 333 от 30.11.2005);
- Устав школы.
Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.
По итогам изучения курса “Мои права” учащиеся должны знать:
- назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права);
- что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
- что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
- что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.
Иметь представление о понятиях:
- Декларация и Конвенция;
- ООН;
- ребенок;
- государство, гражданство;
- закон;
- социальная защита, инвалид, милосердие;
- социально не защищенные слои общества;
- медицинское обслуживание;
- дискриминация;
- раса, расизм;
- право, свобода, обязанность, ответственность.
Уметь:
- оперировать терминами и формулировками;
- отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
- оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе).
Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка.
Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка имеют сложный и многоаспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанный курс предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме.
В период изучения курса “Мои права” учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.
Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Изложение материала для детей 10-12 лет осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”.
При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:
- Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
- Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
- Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
- Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
- Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
- Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.
Методы обучения:
- Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
- Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
- Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
- Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного).
- Разработка проекта – целенаправленное практическое действие, отражающее не только теоретическую подготовку участника проекта, но и его индивидуальность (личное мнение, способ выражения мыслей, качество оформления). В связи с тем, что работа над проектом организуется в несколько этапов, участникам предлагаются карты движения “Мой проект” (Приложение №1) для организации эффективной работы.
Формы контроля:
- Тестирование;
- Составление моделей;
- Разработка проекта;
- Эссе.
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
Раздел 1. Я – ребенок, я – человек. |
20 |
7 |
13 |
||
1.1 |
Большая забота о маленьких детях. | 2 |
1 |
1 |
Тестирование |
1.2 |
Право на жизнь. | 2 |
1 |
1 |
Модель |
1.3 |
Мой дом – моя крепость. | 2 |
1 |
1 |
Проект “Моя крепость” |
1.4 |
В лес пускают без билета. | 1 |
- |
1 |
Проект “Право на отдых” |
1.5 |
7хЯ=СЕМЬЯ | 2 |
1 |
1 |
Эссе “Счастье в семье – это когда…” |
1.6 |
Казнить нельзя, помиловать? | 2 |
1 |
1 |
Проект “Что делать, если…” |
1.7 |
Кто я такой и что мне нравится? | 2 |
- |
2 |
Проект “Это я” |
1.8 |
Не хочу учиться..? | 2 |
1 |
1 |
Проект “Школа будущего” |
1.9 |
В мире профессий. | 1 |
- |
1 |
Проект “Не место красит человека” |
1.10 |
В гостях у Айболита. | 2 |
1 |
1 |
Проект “Я бы в медики пошел – пусть меня научат” |
1.11 |
Труд детей. | 1 |
- |
1 |
Проект “Народная мудрость” |
1.12 |
Обобщающее занятие по разделу “Я – ребенок, я – человек”. | 1 |
- |
1 |
|
Раздел 2. Защита прав. |
7 |
- |
7 |
||
2.1 |
Страна Справедливости. | 1 |
- |
1 |
|
2.2 |
Маленький, да удаленький. | 1 |
- |
1 |
Модель |
2.3 |
Твое мнение. | 1 |
- |
1 |
Модель |
2.4 |
Правила честного спора. | 1 |
- |
1 |
Проект “Правила спора” |
2.5 |
Чтобы достойно жить. | 2 |
- |
2 |
Модель “Права человека” |
2.6 |
Мои права – моя свобода. | 1 |
- |
1 |
Эссе |
Раздел 3. Мои обязанности. |
4 |
2 |
2 |
||
3.1 |
Можно ли быть свободным без ответственности? | 1 |
- |
1 |
Эссе |
3.2 |
Устав школы. Обязанности школьника. |
2 |
1 |
1 |
Модель “Права и обязанности ученика” |
3.3 |
Обобщающее занятие по разделу “Мои обязанности”. | 1 |
1 |
- |
Тестирование |
Раздел 4. Повторение. |
3 |
- |
3 |
||
4.1 |
Счастье твое закон бережет. | 2 |
- |
2 |
Тестирование |
4.2 |
Мои права. | 1 |
- |
1 |
Проект “Итоги” |
Итог: |
34 |
9 |
25 |
Содержание образования
№ |
Название темы |
Цель |
Раздел 1. |
||
1.1 |
Большая забота о маленьких детях. | Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами. |
1.2 |
Право на жизнь. | Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. |
1.3 |
Мой дом – моя крепость. | Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право. |
1.4 |
В лес пускают без билета. | Расширить знания детей о праве на отдых. |
1.5 |
7хЯ=СЕМЬЯ | Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка. Формировать уважительное отношение к семье, правам членов семьи и окружающих людей. |
1.6 |
Казнить нельзя, помиловать? | Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия. |
1.7 |
Кто я такой и что мне нравится? | Помочь учащимся проявить свою индивидуальность; учить проявлять заботу о ближнем. |
1.8 |
Не хочу учиться..? | Расширить знания школьников о праве на образование. |
1.9 |
В мире профессий. | Расширить знания школьников о праве на труд. |
1.10 |
В гостях у Айболита. | Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание. |
1.11 |
Труд детей. | Уточнить представления школьников о понятиях “непосильный труд”, “самообслуживание”, “эксплуатация детского труда”. Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ. |
1.12 |
Я – ребенок, я – человек. | Обобщить, систематизировать и закрепить знания о правах ребенка, полученные на занятиях, подчеркнуть значение знания своих прав. |
Раздел 2. |
||
2.1 |
Страна Справедливости. | Учить детей замечать нарушения прав человека. |
2.2 |
Маленький, да удаленький. | Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права. |
2.3 |
Твое мнение. | Расширять знания учащихся о том, что означает слово “мнение”, учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей. |
2.4 |
Правила честного спора. | Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами. |
2.5 |
Чтобы достойно жить. | Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике. |
2.6 |
Мои права – моя свобода. | Развивать у учащихся осознанное понимание понятия “свобода” в реальной человеческой жизни. |
Раздел 3. |
||
3.1 |
Можно ли быть свободным без ответственности? | Формировать понятие “ответственность”, показать значимость понятий “свобода” и “ответственность” в жизни человека. |
3.2 |
Устав школы. Обязанности школьника. |
Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика. |
3.3 |
Мои обязанности. | Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права. |
Раздел 4. |
||
4.1 |
Счастье твое закон бережет. | Актуализировать основные понятия курса о правах человека. |
4.2 |
Мои права. | Обобщить знания, полученные на
занятиях. Защита итоговых проектов. |