Программа элективного курса "Мои права" для 5–6-х классов

Разделы: Социальная педагогика


В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Внедряются более цивилизованные методы решения различных споров и проблем через систему законодательных актов. В средствах массовой информации прослеживается попытка популяризации основных прав гражданина РФ: различные телепрограммы (“Час суда”, “Федеральный судья”, “Знак качества”) и статьи в газетах, журналах рассматривают уголовные и гражданские дела на конкретных примерах. Однако практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают.

Анкетирование учащихся 5-6 классов показало, что лишь 56% испытуемых имеют некое представление о своих правах (назывались право на свободу слова, на жизнь, на выбор религии) и обязанностях (учиться, соблюдать правила поведения), 44% школьников не смогли ответить на данные вопросы. На вопрос “Что такое закон и какие законы вы знаете?” 32% опрошенных ответили, что “закон – это общее правило для жителей страны”, 48% учащихся назвали уголовные и семейные законы. Большинство испытуемых (78%) не знают что делать, если нарушаются их права, 22% – предложили обратиться в милицию.

Таким образом, представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у опрошенных не сформированы. В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста. Кроме того, актуальность определяется и основными документами: если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.

Цель курса: Формирование правовой культуры у младших школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся.

В основу курса положены материалы:

  • Всеобщая Декларация прав человека;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (№ 124-ФЗ от 24.07.1998);
  • Закон ХМАО-Югры “О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства” (№ 45-ОЗ от 7.07.2004);
  • Концепция социально-экономического развития Советского района на период до 2010 года (решение думы Советского района № 333 от 30.11.2005);
  • Устав школы.

Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.

По итогам изучения курса “Мои права” учащиеся должны знать:

  • назначение и содержание Декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка (знать свои права);
  • что все дети имеют равные права и должны уважать и соблюдать права других;
  • что государство и родители ответственны за создание условий для свободного и полноценного развития каждого ребенка;
  • что соблюдение прав невозможно без соблюдения каждым своих обязанностей.

Иметь представление о понятиях:

  • Декларация и Конвенция;
  • ООН;
  • ребенок;
  • государство, гражданство;
  • закон;
  • социальная защита, инвалид, милосердие;
  • социально не защищенные слои общества;
  • медицинское обслуживание;
  • дискриминация;
  • раса, расизм;
  • право, свобода, обязанность, ответственность.

Уметь:

  • оперировать терминами и формулировками;
  • отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
  • оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.

Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе).

Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка.

Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка имеют сложный и многоаспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанный курс предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме.

В период изучения курса “Мои права” учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.

Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.

Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.

Изложение материала для детей 10-12 лет осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”.

При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:

  • Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
  • Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
  • Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
  • Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
  • Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
  • Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.

Методы обучения:

  • Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
  • Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
  • Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
  • Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного).
  • Разработка проекта – целенаправленное практическое действие, отражающее не только теоретическую подготовку участника проекта, но и его индивидуальность (личное мнение, способ выражения мыслей, качество оформления). В связи с тем, что работа над проектом организуется в несколько этапов, участникам предлагаются карты движения “Мой проект” (Приложение №1) для организации эффективной работы.

Формы контроля:

  • Тестирование;
  • Составление моделей;
  • Разработка проекта;
  • Эссе.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Форма

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.
Я – ребенок, я – человек.

20

7

13

 

1.1

Большая забота о маленьких детях.

2

1

1

Тестирование

1.2

Право на жизнь.

2

1

1

Модель
“Право в нашей жизни”

1.3

Мой дом – моя крепость.

2

1

1

Проект “Моя крепость”

1.4

В лес пускают без билета.

1

-

1

Проект “Право на отдых”

1.5

7хЯ=СЕМЬЯ

2

1

1

Эссе “Счастье в семье – это когда…”

1.6

Казнить нельзя, помиловать?

2

1

1

Проект “Что делать, если…”

1.7

Кто я такой и что мне нравится?

2

-

2

Проект “Это я”

1.8

Не хочу учиться..?

2

1

1

Проект “Школа будущего”

1.9

В мире профессий.

1

-

1

Проект “Не место красит человека”

1.10

В гостях у Айболита.

2

1

1

Проект “Я бы в медики пошел – пусть меня научат”

1.11

Труд детей.

1

-

1

Проект “Народная мудрость”

1.12

Обобщающее занятие по разделу “Я – ребенок, я – человек”.

1

-

1

 
Раздел 2.
Защита прав.

7

-

7

 

2.1

Страна Справедливости.

1

-

1

 

2.2

Маленький, да удаленький.

1

-

1

Модель
“Как защитить свое право”

2.3

Твое мнение.

1

-

1

Модель
“Общественное мнение”

2.4

Правила честного спора.

1

-

1

Проект “Правила спора”

2.5

Чтобы достойно жить.

2

-

2

Модель “Права человека”

2.6

Мои права – моя свобода.

1

-

1

Эссе

Раздел 3.
Мои обязанности.

4

2

2

 

3.1

Можно ли быть свободным без ответственности?

1

-

1

Эссе

3.2

Устав школы.
Обязанности школьника.

2

1

1

Модель “Права и обязанности ученика”

3.3

Обобщающее занятие по разделу “Мои обязанности”.

1

1

-

Тестирование

Раздел 4.
Повторение.

3

-

3

 

4.1

Счастье твое закон бережет.

2

-

2

Тестирование

4.2

Мои права.

1

-

1

Проект “Итоги”

 

Итог:

34

9

25

 

Содержание образования

Название темы

Цель

Раздел 1.
Я – ребенок, я – человек.

1.1

Большая забота о маленьких детях.

Познакомить детей с идеей возникновения прав ребенка, с принятыми соответствующими документами.

1.2

Право на жизнь.

Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни.

1.3

Мой дом – моя крепость.

Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право.

1.4

В лес пускают без билета.

Расширить знания детей о праве на отдых.

1.5

7хЯ=СЕМЬЯ

Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; дать элементарные представления о механизме защиты прав ребенка.

Формировать уважительное отношение к семье, правам членов семьи и окружающих людей.

1.6

Казнить нельзя, помиловать?

Способствовать осознанию ребенком права на неприкосновенность его личности, формировать умение отстаивать свое право на защиту от физического и психического насилия.

1.7

Кто я такой и что мне нравится?

Помочь учащимся проявить свою

индивидуальность; учить проявлять заботу о ближнем.

1.8

Не хочу учиться..?

Расширить знания школьников о праве на образование.

1.9

В мире профессий.

Расширить знания школьников о праве на труд.

1.10

В гостях у Айболита.

Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

1.11

Труд детей.

Уточнить представления школьников о понятиях “непосильный труд”, “самообслуживание”, “эксплуатация детского труда”. Формировать осознание того, что труд является главным источником материальных благ.

1.12

Я – ребенок, я – человек.

Обобщить, систематизировать и закрепить знания о правах ребенка, полученные на занятиях, подчеркнуть значение знания своих прав.

Раздел 2.
Защита прав.

2.1

Страна Справедливости.

Учить детей замечать нарушения прав человека.

2.2

Маленький, да удаленький.

Учить детей цивилизованно защищать и отстаивать свои права.

2.3

Твое мнение.

Расширять знания учащихся о том, что означает слово “мнение”, учить культурно высказывать свое мнение, уважать мнение других людей.

2.4

Правила честного спора.

Способствовать осознанию детьми важности урегулирования разногласий мирными средствами.

2.5

Чтобы достойно жить.

Закрепить знания о правах человека, учить применять полученные знания на практике.

2.6

Мои права – моя свобода.

Развивать у учащихся осознанное понимание понятия “свобода” в реальной человеческой жизни.

Раздел 3.
Мои обязанности.

3.1

Можно ли быть свободным без ответственности? Формировать понятие “ответственность”, показать значимость понятий “свобода” и “ответственность” в жизни человека.

3.2

Устав школы.

Обязанности школьника.

Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика.

3.3

Мои обязанности. Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права.

Раздел 4.
Повторение.

4.1

Счастье твое закон бережет. Актуализировать основные понятия курса о правах человека.

4.2

Мои права. Обобщить знания, полученные на занятиях.

Защита итоговых проектов.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6